Найти тему
С Богом по жизни

Книги Закона

Первые пять книг Ветхого Завета известны как книги Закона, а в еврейской Библии — как Тора. Эти книги также называются «Пятикнижием». Еще одно их название — «Книги Моисеевы», поскольку считается, что этот раздел Библии написал Моисей. Что содержат эти пять книг Закона?

Бытие содержит сведения о древнейшей истории — о сотворении, грехопадении человечества и потопе — и о происхождении еврейского народа, начиная с призвания Авраама и заканчивая рассказом об Иосифе и переселении рода Иакова в Египет. Еврейское название этой книги переводится «в начале», и в этой книге много «начал».

Исход продолжает рассказ о еврейском народе в Египте, о его избавлении от египетского рабства (выходе из Египта), о походе к Синаю, о передаче Закона на горе Синай и о строительстве скинии.

Левит содержит много других законов, переданных на горе Синай. Название книги идет от имени потомков Левия, образовавших священническое колено. Многие законы были связаны с поклонением и приводились в исполнение священниками.

Числа рассказывают о походе от горы Синай до границы земли обетованной, о неудачной попытке израильтян войти в нее, о многолетнем скитании по пустыне и возвращении к границе Ханаана. Книга получила название от двух «исчислений», или переписей народа, зафиксированных в книге.

Второзаконие рассказывает о «второй передаче» Закона, когда израильтяне готовились вступить в землю обетованную, Ханаан. Книга в основном составлена из речей Моисея, в которых он призывал Израиль повиноваться закону.

-2

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКОНА

Эти пять книг содержат не только закон, но и другой материал, такой как поэзия и повествования. Но поскольку в большинстве из них на передний план выступают законы, мы сосредоточимся на том, как толковать ветхозаветный закон. А пока давайте рассмотрим десять характеристик Закона.

1. «Законом» в Ветхом Завете называется свод законов, переданных Богом израильтянам через Моисея у горы Синай после их избавления из египетского рабства.

2. Закон основан на завете, который Бог заключил с Израилем у горы Синай (Исх. 19). (Иногда само слово «закон» употребляется почти как синоним к слову «завет»). Завет в его простейшей форме был соглашением, что Бог благословит Израиль, если народ будет послушен Ему. Израильтяне приняли эти условия и пообещали, что будут делать все, что повелит им Бог. Этот завет оставался в силе весь ветхозаветный период и является основой для понимания всей ветхозаветной истории. Завет не менялся, хотя в нескольких случаях он обновлялся и пополнялся.

3. Отдельные уставы, составляющие Закон, содержатся в четырех книгах Ветхого Завета: Исходе, Левите, Числах и Второзаконии. (Помимо законов, эти четыре книги содержат также и другой материал).

4. Существуют различные категории законов. Законы, описанные в этих четырех книгах, обычно относят к двум категориям: «аподиктические» (неопровержимые) законы и «казуистические» законы (когда одна статья закона применяется к различным юридическим случаям). «Аподиктические» — это законы, подобные Десяти заповедям, такие как «Не прелюбодействуй». «Казуистические» законы описывают конкретные случаи — обычно в придаточных предложениях времени («когда») и условия («если») — и затем излагают последствия рассматриваемого случая. В Исх. 21:28, 29 сказано:

«Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват. Но если вол бодлив был и вчера, и третьего дня и хозяин его, быв извещён об этом, не стерёг его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями и хозяина его предать смерти».

Эти книги также содержат юридические прецеденты. В нескольких случаях, когда люди поступали неправильно, Бог либо немедленно наказывал их, либо позже давал указания, как их следует наказать (см. Лев. 10; Чис. 15:32-36). Очевидно, эти случаи создали прецеденты, которые затем имели силу закона. Другие повествования, возможно, тоже были предназначены для того, чтобы установить, что для Израиля правильно, а что неправильно.

5. Остальные книги Ветхого Завета ничего не добавляют и не отнимают от Закона. Все многочисленные пророки не возвещали никаких новых законов, обязательных для исполнения народом, а разъясняли Закон и в известном смысле обеспечивали его соблюдение.

6. Закон Моисея был хорошим законом, предназначавшимся для блага Израиля, — таким, за который Израиль в свои лучшие времена был благодарен. Новый Завет и не говорит иначе; когда он заявляет, что Новый Завет лучше Ветхого, из этого следует, что Ветхий Завет был хорошим.

7. Закон Моисея не был первым юридическим кодексом. Уже существовали и другие кодексы, такие как законы Хаммурапи (1600 г. до н.э.). Мы можем сравнить и противопоставить Моисеев закон или отдельные законы в Ветхом Завете и законы, имеющиеся в других сводах законов.

8. Закон был, по терминологии Гордона Фии и Дугласа Стюарта, «парадигматическим». Он служил образцом для последующих веков, а не охватывал все возможные обстоятельства. Например, Закон говорит: «Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него» (Втор. 22:8). «Перила» — это низкое ограждение, парапет. Данное требование относится к тому времени, когда израильтяне жили в домах с плоскими крышами, на которых люди занимались самой разнообразной деятельностью. Целью этого требования было обезопасить людей, находившихся на крыше; парапет призван был не допустить падения их с крыши. А как быть с теми временами и местами, когда иудеи не жили в домах с плоскими крышами? Потерял ли этот закон свой смысл? Идея, стоящая за этой статьей закона, все равно оставалась в силе: дома должны были строиться таким образом, чтобы люди не подвергались в них опасности. «Закон парапета» был парадигматическим: его цель была побудить израильтян заботиться о безопасности, строить свои дома с учетом мер защиты жизни тех, кто в них живет. («Закон парадигматичен, то есть он устанавливает стандарт примером, а не упоминанием каждого возможного обстоятельства»).

9. Закон израильтянами чаще нарушался, чем соблюдался. Поэтому нельзя думать, что их порядки в ветхозаветные времена (уже не говоря о временах новозаветных) проливают свет на смысл отдельных законов, как, по предназначению Бога, они должны были эти законы исполнять. Кроме того, частое неповиновение иудеев — а также неприятие Иисусом толкования раввинами Закона — должно предостеречь нас от мысли, что раввинское толкование (имеющееся в Талмуде) можно принимать без какой-либо критики.

10. Моральные и этические требования Закона аналогичны моральным и этическим требованиям нового завета, по которому живем мы.

-3

НАШИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ЗАКОНОМ

При толковании ветхозаветных законов первый наш вопрос, скорее всего, бывает: «А применимы ли эти законы к нам?» Какое отношение к ветхозаветному закону Моисея имеем мы? Новый Завет учит, что старый закон упразднен, а потому никакой ветхозаветный закон прямого отношения к людям сегодня не имеет. Фии и Стюарт указывают на шесть убедительных моментов:

1. Ветхозаветный закон — это завет...

2. Ветхозаветный закон — это не наш Завет... Нам, по сути, априори следует принять, что ни одно из его условий (законов) не обязательно для нас, если только оно не возобновлено в новом завете. То есть, если только какой-либо ветхозаветный закон не формулируется тем или иным образом заново или как-то иначе не получает заново законную силу в Новом Завете, то он больше не имеет прямого отношения к Божьему народу и не обязателен для исполнения (см. Рим. 6:14-15)...

3. В новом завете однозначно не были возобновлены две группы ветхозаветных законов... Те законы из Пятикнижия, которые больше к нам не относятся, можно без труда поместить в две категории: (1) израильские гражданские законы и (2) израильские обрядовые законы...

4. Часть старого завета возобновлена в новом завете...

5. Весь ветхозаветный закон по-прежнему остается для нас Словом Божьим, хотя уже не является Божьим повелением нам...

6. Только то, что четко повторено из Ветхого Завета, может считаться частью новозаветного «закона Христова» (см. Гал. 6:2).

Хотя отдельные ветхозаветные законы морали не следует рассматривать как юридически обязательные, из них мы иногда можем узнать о Божьем отношении к определенным безнравственным делам. Законы в Ветхом Завете основаны на принципах, отражающих Божью природу и Божий взгляд на существование человека. Если переданные через Моисея законы и не обязательны, то принципы, стоящие за ними, по-прежнему поучительны для нас.

-4

ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНОВ

С чего начинать толкование ветхозаветных законов? Вот два совета с несколькими примерами.

1. Наша первая задача при толковании отрывка с прописанным в нем законом — понять закон в его собственном контексте. Что он означал для израильтян? Как он работал или как должен был работать?

Когда Иисус сказал: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает», фарисеи спросили: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с ней?» На что Иисус ответил: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с жёнами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:7, 8). Разговор велся вокруг Втор. 24:1-4:

«Если кто возьмёт жену и сделается её мужем, и она не найдёт благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдёт и выйдет за другого мужа, но и этот последний муж возненавидит её, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, или умрёт этот последний муж её, взявший её себе в жену, то не может первый её муж, отпустивший её, опять взять её себе в жёны, после того как она осквернена, ибо это есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой даёт, тебе в удел».

Как толковать этот закон? В своем оригинальном контексте он был не о том, позволительно ли мужчине разводиться со своей женой, и не о том, должен ли мужчина давать ей разводное письмо. Оба эти действия разумелись в законе. Нет, главное в этом законе было то, что если человек развелся с женой и она вышла за другого, то он не мог взять ее обратно. Этот отрывок стал предметом спора среди иудеев, потому что они никак не могли прийти к единому мнению относительно того, что значит «она не найдет благоволения в глазах его». Что это за «противное», которое позволяло давать разводное письмо?

Наша первая задача при толковании Втор. 24:1-4 не вступить в дискуссию, которую вели иудеи относительно этого отрывка в I веке, но попытаться понять, что Бог хотел сказать иудеям более чем за тысячу лет до Христа. Для этого нам нужно понять данный закон в его культурной и исторической обстановке, а затем определить, как он мог применяться в других культурных и исторических ситуациях.

Не надо думать, что понять отдельные законы нам поможет опыт. Например, многие положения в Ветхом Завете касаются рабства. Читая их, мы можем представлять себе то рабство, которое существовало в Америке или Великобритании. Однако рабство, о котором говорится в Законе, не такое, какое существовало в относительно недавнее время.

2. Поняв закон в его собственной исторической обстановке, можно спросить, как он применим к людям сегодня. В Исх. 22:2, 3 говорится: «Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь». (Из текста нельзя понять, намеревался ли хозяин дома именно убить вора; он ударил его, и тот в результате умер. Из этого не обязательно следует, что он имел намерение убить «незваного гостя»). Что требует этот закон? Отрывок подразумевает израильскую семью, которая живет в доме, построенном из глины. Вор проделывает дыру в стене или в крыше, чтобы залезть в дом. Если он делает это ночью и, получив удар от хозяина, как следствие, умирает, то хозяина нельзя обвинять в убийстве. Если то же самое происходит при дневном свете, то хозяин дома будет осужден за убийство вора. Почему такая разница? Ночью хозяин не может видеть или знать наверняка, что делает вор; у него может быть намерение ворваться, чтобы убить всю семью. Удар достаточно сильный, чтобы убить его, можно расценить как самооборону. Однако днем видимость ясная, так что хозяин дома может точнее оценить намерения вора. Он не имеет права лишать жизни того, кто хочет не убить семью, а только забрать ее имущество.

Как можно этот закон применить к сегодняшней ситуации? Принципы, лежащие в основе этих законов, справедливы и сегодня. Они отражают Божье мышление, а Бог не меняется. Это значит, что закон в Исх. 23:2, 3, не будучи для нас сегодня обязательным, учит определенным истинам и ценностям. (1) Бог признает право людей на собственность и защищает это право Своими законами. (2) Бог признает право людей защищать себя. (3) Бог защищает жизнь людей; ветхозаветный закон предполагает наказания за лишение жизни, даже когда человек совершает убийство случайно. (4) Что самое важное — этот закон иллюстрирует, что Бог человеческую жизнь ценит выше собственности. В частности, мы видим, что жизнь другого человека ценнее собственного имущества человека.

-5

КАК НУЖНО И КАК НЕЛЬЗЯ ТОЛКОВАТЬ ЗАКОН: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Наконец, примите во внимание следующие правила относительно того, что нужно и чего нельзя делать при толковании отрывков из Закона, предлагаемые Фии и Стюартом:

1. Рассматривайте ветхозаветный закон как всецело богодухновенное Слово для вас. Не смотрите на Ветхий Завет как на Божье прямое повеление вам.

2. Рассматривайте ветхозаветный закон как основу для старого завета и, следовательно, для израильской истории. Не смотрите на ветхозаветный закон как на обязательный для христиан в новом завете, кроме тех случаев, где его положения конкретно сформулированы заново.

3. Рассматривайте ветхозаветный закон как область, где открываются Божье правосудие, любовь и высокие стандарты. Не упускайте из виду, что Божья милость уравновешивает суровость стандартов.

4. Рассматривайте ветхозаветный закон как парадигму — примеры для широкого диапазона возможного поведения. Не считайте ветхозаветный закон совершенным. С формальной точки зрения он не всеобъемлющ.

5. Помните, что самая суть закона (Десять заповедей и два главных закона) повторяется в пророках и заново формулируется в Новом Завете. (Исключение составляет заповедь о субботе). Не ожидайте, что ветхозаветный закон будет часто цитироваться пророками или в Новом Завете.

6. Рассматривайте ветхозаветный закон как щедрый дар Израилю, обильно благословлявший при условии его исполнения. Не смотрите на ветхозаветный закон как на свод случайных, раздражающих правил, ограничивающих свободу людей.

-6

ТОЛКОВАНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ПЯТИКНИЖИЯ

Что касается толкования повествовательных разделов Торы, то тут нельзя думать, будто все, что делали патриархи — Авраам, Исаак и Иаков — или вожди Божьего народа, одобрялось Богом и должно служить примером для христиан. Эти ветхозаветные персонажи были людьми, подверженными греху, как и люди сегодня.

Кроме того, нельзя думать, что если библейский автор не осуждает какое-то действие, то, значит, одобряет. Библейские авторы не ставили перед собой цель в повествованиях проповедовать о вере и благочестивой жизни; они просто рассказывали историю искупления. Как правило, когда герои такого рассказа грешили, авторы просто описывали это, как и другие подробности истории, не одобряя и не осуждая поступок.

Поэтому правильное или неправильное то или иное действие — может оно служить для нас добрым примером или нет, — зависит от других факторов. Мы должны сами разобраться в том, использует ли его вдохновенный автор в качестве хорошего примера, иллюстрирует ли оно желаемое качество, требуемое в других местах Писаний, или, может, оно является явным нарушением Божьего закона, сформулированного в других местах Библии.

Толкование Библии | С Богом по жизни | Дзен

👉🏻 Калькулятор ОСАГО (Реклама. OOO "Сравни.ру". ИНН 7710718303)