Найти тему
Я люблю лодки!

27.05-02.06.2024 Изготовление шверта и пера руля

Оглавление

Склеивание, профилирование, оклейка стеклотканью - кто-то будет это читать? Разве что те, чьи сердца очарованы водой, а глаза не могут пропустить ни одну лодку.

Привет! Вечерами я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko), а ночами заполняю Дневник судостроителя.

Склеиваю деревянные щиты

Напилил на циркулярке рейки (ламели) 20*45 мм. Отметил на них базовую плоскость и относительно неё профрезеровал боковые грани, по которым ламели будут склеиваться (чтобы угол между базой и гранью был строго 90 градусов и ламели соприкасались с минимальными зазорами)

Много ламелей для шверта и пера руля
Много ламелей для шверта и пера руля

Вырезал из картона перо руля в натуральный размер. С таким шаблоном проще подобрать/расположить ламели.

Шаблон пригодился - три сучка остались за периметром
Шаблон пригодился - три сучка остались за периметром

Склеил щиты для руля и шверта, технологию склеивания описал здесь.

Шлифование

Отшлифовал уже через сутки, благодаря тёплой погоде (+25 С) эпоксидка хорошо полимеризовалась и не сильно забивала наждачку.

Шлифование щита для шверта
Шлифование щита для шверта

Профилирование

Разработчик проекта - господин Werszko (за что его люблю), не ставил перед строителем сложных задач и изобразил в документации для руля и шверта двояковыпуклый симметричный профиль с одинаковыми передними и задними кромками. Профиль он описал одним единственным размером: сужение должно начинаться в 75 мм от кромки.

Профилировать кромки я решил на фрезерном столе, а для этого нужно больше информации. Вычертил профиль, взяв за основу профиль NACA 0006.

Немного измененный профиль NACA 0006 (со стороны передней кромки)
Немного измененный профиль NACA 0006 (со стороны передней кромки)

Задание для фрезерования получилось таким:
Расстояние от кромки, мм / Глубина фрезерования, мм
50 / 0.5
40 / 1.0
30 / 1.8
25 / 2.3
20 / 3.0
15 / 3.5
10 / 4.3
7 / 5.2
5 / 6.0
2.5 / 7.5

Благодаря тому, что передняя и задняя кромки профилей одинаковые, я фрезеровал сразу перо руля и шверт, чем сэкономил уйму времени на настройке фрезерного стола. Получилось безобразно (с точки зрения гидродинамики), зато быстро и единообразно.

А дальше подрезал ступеньки рубанком и зашкурил.

Оклеивание стеклотканью

Стеклоткань Т-11 на аминосилановом замасливателе (отжигать не надо). В один день загрунтовал торцы и наклеил на них ленты.

На следующий день зашкурил ленты (убрал ступеньку между лентой и древесиной) и приступил к оклейке стеклотканью.

Зашкурил стеклоленты
Зашкурил стеклоленты

Ткань весила чуть более 400 грамм, на оклеивание (грунтовку и пропитку) затратил 450 грамм эпоксидной смолы.

Единым куском стеклоткани обернул шверт, а кончики легли внахлест возле кромки (перехлестнулись примерно на 20 мм). Очень не люблю я соединение внахлёст "мокрое по мокрому" - между двумя слоями ткани оказывается много воздуха, который категорически не хочет оттуда выходить или даже подсасывается. Пришлось прогревать это место феном, без него победить пузырьки воздуха у меня не получилось.

Итог за период

  • Время: 20 часов
  • Деньги: 0 руб

Всего за проект (лодка, паруса, рангоут)

  • Время: 621 час
  • Деньги: 58681 руб

Следующая статья: Шверт и руль - сверление, завтуливание, шлифование