Этот способ рекомендуется при конструкционном склеивании нагруженных и/или ответственных соединений. Привет! Я строю парусную лодку-динги по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и сегодня буду клеить перо руля из деревянных ламелей. Другие статьи доступны в Дневнике судостроителя. Постоянные читатели уже не раз наблюдали на страницах канала применение двухэтапного склеивания, а в этой статье я лишь систематизирую информацию. Подготовка Этап 1: грунтование (пропитывание) Пропитывание может продолжаться от десяти минут до нескольких часов - лишь бы смола не затвердела и не создала на поверхности вредные неровности (капиллярные силы стягивают смолу в небольшие "озера" и она лежит неравномерно). Но даже при затвердевании грунтовочного слоя, в первые сутки после грунтования, склеивание может получиться надежным, так как слои грунта и клея соединятся на химическом уровне. Имейте в виду эту возможность, она может пригодиться при работе над большими изделиями. Этап 2: склеивание В неко
Этот способ рекомендуется при конструкционном склеивании нагруженных и/или ответственных соединений. Привет! Я строю парусную лодку-динги по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и сегодня буду клеить перо руля из деревянных ламелей. Другие статьи доступны в Дневнике судостроителя. Постоянные читатели уже не раз наблюдали на страницах канала применение двухэтапного склеивания, а в этой статье я лишь систематизирую информацию. Подготовка Этап 1: грунтование (пропитывание) Пропитывание может продолжаться от десяти минут до нескольких часов - лишь бы смола не затвердела и не создала на поверхности вредные неровности (капиллярные силы стягивают смолу в небольшие "озера" и она лежит неравномерно). Но даже при затвердевании грунтовочного слоя, в первые сутки после грунтования, склеивание может получиться надежным, так как слои грунта и клея соединятся на химическом уровне. Имейте в виду эту возможность, она может пригодиться при работе над большими изделиями. Этап 2: склеивание В неко
...Читать далее
Этот способ рекомендуется при конструкционном склеивании нагруженных и/или ответственных соединений.
Привет! Я строю парусную лодку-динги по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и сегодня буду клеить перо руля из деревянных ламелей. Другие статьи доступны в Дневнике судостроителя.
Постоянные читатели уже не раз наблюдали на страницах канала применение двухэтапного склеивания, а в этой статье я лишь систематизирую информацию.
Подготовка
- Пронумеруйте детали (ламели), для каждой определите её место в конструкции, нанесите линии разметки, по которым будет выполняться выравнивание.
- Ошкурьте склеиваемые поверхности наждачной бумагой №80 (слишком гладкие поверхности, например, после фрезера, не позволят получить надежное клеевое соединение на эпоксидной смоле).
Ошкуривание деталей перед склеиванием
- Подготовьте рабочее место: застелите полиэтиленовой пленкой; приготовьте зажимы, струбцины или грузы; кисти, шпатели, баночку для смолы, палочку для перемешивания.
- Разложите детали "на сухую" и убедитесь, что склеиваемые поверхности хорошо примыкают друг к другу. Проверьте, что зажимные механизмы будут надежно фиксировать детали при склеивании.
Разложил детали "на сухую". В центре фото два бруска оклеенных скотчем - на них будут укладываться ламели при грунтовании
Этап 1: грунтование (пропитывание)
- Удалите пыль со склеиваемых поверхностей, при необходимости обезжирьте ацетоном, удалите потёки древесной смолы (живицы).
- Нанесите эпоксидную смолу (без загустителя). На неровных поверхностях или в труднодоступных участках используйте кисть, на плоских поверхностях удобен шпатель, большие площади лучше пропитывать поролоновым валиком.
- Дайте смоле впитаться, если поверхность пористая и хорошо забирает смолу, то нанесите ещё. Низковязкие модифицированные смолы лучше подходят для грунтования.
Нижние четыре рейки загрунтованы (верхняя и нижняя грани). На верхнюю рейку по слою грунта нанесён эпоксидный клей (смола + аэросил)
Пропитывание может продолжаться от десяти минут до нескольких часов - лишь бы смола не затвердела и не создала на поверхности вредные неровности (капиллярные силы стягивают смолу в небольшие "озера" и она лежит неравномерно). Но даже при затвердевании грунтовочного слоя, в первые сутки после грунтования, склеивание может получиться надежным, так как слои грунта и клея соединятся на химическом уровне. Имейте в виду эту возможность, она может пригодиться при работе над большими изделиями.
Этап 2: склеивание
- Замесите эпоксидную смолу с загустителем (аэросил, древесная пыль и т.п.), подбирая такую консистенцию, чтобы пустоты между деталями были заполнены и не происходило вытекание смолы из зазоров под действием гравитации. Чем больше зазор, тем гуще смесь.
В некоторых случаях можно обойтись без загустителя: нанесите второй слой смолы, оставьте на 1-2 часа (в зависимости от температуры окружающей среды), смола загустеет, соедините детали вместе и она не будет вытекать из зазоров. Но есть нюансы: задавать желаемую консистенцию не получится; "время жизни" смолы ограничено; смола ляжет неравномерно "озерами"; может начать тянуться, словно сопли, и её будет сложно наносить или распределять.
- Нанесите загущенную смолу (эпоксидный клей) на одну из поверхностей
- Соедините детали и зафиксируйте их зажимными механизмами. Убедитесь, что небольшое количество эпоксидного клея выдавилось из зазора, это означает, что он заполнен клеем хорошо. Не сжимайте детали слишком сильно - тогда из зазоров выдавится весь клей и соединение получится слабым! Оптимальная толщина клеевого слоя - 0.1...0.2 мм.
- При необходимости удалите излишки эпоксидной смолы. Это можно сделать узким шпателем или плоской деревянной палочкой для замешивания с кончиком, заточенным по типу стамески. Старайтесь не размазывать излишки смолы по поверхности изделия - загустевшая смола имеет уже не очень хорошую адгезию.
Клей выдавился из зазоров между деталями. Давление обеспечивается деревянными клиньями 1:12 (отходы при склеивании "на ус"). Кстати, клинья в паре можно сдвигать F-образной струбциной, получая большое давление (в данном случае этого не требуется)
- Оставьте на сутки. Полная прочность соединения будет достигнута примерно через 48 часов при 24 градусах Цельсия.
На этом всё! Из клееной панели получилась вот такая заготовка пера руля, но это уже другая история.
Заготовка пера руля. Ей уже придана гидродинамическая форма. Будет оклеиваться стеклотканью. Справа видна заготовка для шверта
Спасибо за внимание!
Следующая статья: Изготовление шверта и пера руля