В нашем очередном хронопутешествии я предлагаю вам отправиться на 60 лет в советский Ленинград. Снимки из архива журнала LIFE. На этих редких фото встречи на вокзале, обеды в ресторане гостиницы «Астория», экскурсии в Эрмитаж и по городу, посещение Елисеевского гастронома и кондитерской фабрики, а также поход в Мариинский театр симпатичной туристки из США (благословленное время, когда и американки были красивые).
Вероятно, личный архив, переданный в газету и впоследствии опубликованный LIFE. В русскоязычном сегменте я не нашёл подробного описания этой истории, но в "буржуйском" сегменте сети отрыл впечатление девушки, побывавшей в СССР тех лет и ещё несколько похожих историй на "Кворе" (зарубежный ресурс). Думаю, они станут отличным дополнениям к фотографиям!
Уточнение. К сожалению, имя героини фотоснимков верифицировать не удалось. Если вы знаете больше деталей, напишите в комментариях.
Воспоминания юной американки про СССР:
В 1967 году, когда мне было 19, я несколько недель провела в России, в Москве и Ленинграде в составе туристической группы.
У меня была двоюродная сестра Наташа, с которой я общалась только по переписке до той поездки. Она была замужем за русским, и её семья была очень доброжелательна по отношению ко мне. Они показали мне Москву и были очень гостеприимны. Я жила в маленькой двухкомнатной квартире вместе с пятью аспирантами. Это было похоже на жизнь в студенческом общежитии и казалось вполне уместным. Я выучила русский алфавит, чтобы передвигаться по Москве на метро. Это было приятно, легко и эффективно.
Наташа оказалась умной, культурной и симпатичной. Мы хорошо ладили. Я интересовалась русской культурой, а она могла показать мне Москву. Я была искренне впечатлёна. После родного Сиэтла, Москва показалась огромной.
Однажды ночью я вышла из её квартиры, слегка навеселе. Тогда я ещё не привыкла к алкоголю. Меня арестовали на станции метро и отвели в полицейский участок. Там я провела некоторое время вместе с другими русскими мужчинами. Один из них говорил по-английски. Он объяснил мне, что неподалёку угнали машину и они проводят зачистку.
Я была молода, глупа и наивна. Поэтому я не испугалась, а подумала, что это весело. Когда они начали задавать мне вопросы и выяснилась, что я американка, то сочли ситуацию ужасно забавной и отпустили меня.
"Головорезы-коммунисты" оказались славными парнями!
Когда я проснулась там в первое утро, мне не терпелось увидеть Красную площадь. Я побежала туда и почувствовал себя так, словно оказалась на обратной стороне Луны.
В те времена всё, что касалось вашей поездки, должно было быть оговорено заранее через агентство «Интурист». Никаких отклонений не допускалось. Как только вы оказывались там, странные бюрократические требования требовали от вас явиться в определённый день в офис для проверки документов. Я так и сделала. Дама с видом советского бульдога без чувства юмора взяла с меня несколько копеек и сказала, что со мной всё в порядке.
Мать Наташи, Лариса, была в Москве во время немецкого вторжения. Жаль, что я не догадалась расспросить её подробнее об этом. Дедушка водил нас в цирк. Жаль, что я не задала больше вопросов о его жизни.
Наташа отвезла меня на их дачу далеко за пределами Москвы. Там были местные жители и старинная русская церковь. Там я познакомилась с пожилой женщиной в военной форме и с медалями. Она прямо сказала, что ни один русский не хочет войны с Америкой. Жаль, что я не додумалась упасть перед ней на колени и поблагодарить за спасение цивилизации!
Русские, как я обнаружил, совсем не такие, как все остальные. Если бы только история 20 века была к ним немного добрее.
Могли ли американцы путешествовать по Советскому Союзу?
Особенно в такие напряжённые годы, как 1950-е? Если да, то каково это было? (задаются вопросом пользователи Quora)
Пишет Ben Waggoner
Моя мама побывала в СССР в 1963 году. Она была в составе туристической студенческой группы, которая отправилась из Франции. Они посетили Москву и Ленинград, а также совершили однодневную поездку в усадьбу Толстого в Ясной Поляне. На обратном пути во Францию они заехали в Варшаву, которая всё ещё восстанавливалась после Второй мировой войны. Мама помнит, как в одном квартале улицы были красиво отреставрированные здания, а в следующем квартале — руины. У неё до сих пор хранится купленная тогда сувенирная книга с множеством фотографий Москвы. Насколько я знаю, никаких негативных последствий в США за посещение СССР она не столкнулась.
Насколько я знаю, экскурсии с гидом были единственным способом для большинства людей посетить СССР. Вы не могли просто отправиться туда самостоятельно и путешествовать, куда захочется. Вы должны были путешествовать в составе туристической группы, и ваш маршрут тщательно контролировался «Интуристом».
Ваше питание и проживание были заранее оговорены в туристических отелях и ресторанах. У вас, вероятно, было очень мало шансов пообщаться с обычными советскими гражданами. Возможно, нашлось бы несколько человек, которые могли бы организовать специальные мероприятия, но большинство американцев, насколько я знаю, могли посещать их только на экскурсиях с гидом.
Моей маме понравилось то, что она увидела, но ей не довелось пообщаться с обычными русскими людьми, например, из Новых Черемушек. Она посетила СССР с французской туристической группой в 1963 году. Моя мама гражданка США, но она училась во Франции и у неё была возможность присоединиться к этому туру. У неё до сих пор хранится сувенир — путеводитель по «МОСКВЕ».
Я помню, как в детстве играл с привезёнными ею монетами, на которых было написано «CCCP». Я видел сделанную ею фотографию в ГДР, на которой охранник размахивал руками, пытаясь помешать ей сфотографировать что-то, что она считала безобидным, но что они, очевидно, посчитали деликатным.
Я точно знаю, что в СССР люди с Запада не могли просто так приехать и гулять где угодно. Нужно было следовать своему маршруту, а путешествовать с гидом было гораздо проще, чем в одиночку. Но я не думаю, что страну когда-либо изолировали так сильно, как, например, Северную Корею сегодня.
Я поговорил мамой, и она достала свой старый путевой дневник, чтобы подтвердить некоторые детали. Она рассказала мне об экскурсии, организованной французской компанией для многонациональной группы студентов, в которой было четыре американца.
Экскурсия проходила на корабле, который плыл по Балтийскому морю, с остановками в Копенгагене, Стокгольме и Хельсинки. Пять дней группа провела в Ленинграде, затем поехала на поезде в Москву, где провела четыре дня. После этого они отправились на поезде в Варшаву, где провели два дня, а затем вернулись в Париж.
Моя мама сказала, что они осмотрели почти все стандартные туристические достопримечательности в городах, которые посетили. В Ленинграде они посетили Эрмитаж, Петергоф, собор Святого Исаакия. В Москве — Красную площадь, магазины ГУМа и Третьяковскую галерею. Они также совершили однодневную поездку в Ясную Поляну — бывшее поместье Льва Толстого, теперь музей. Однако они не смогли посетить Загорск (ныне Сергиев Посад), где находится огромный исторический русский православный монастырь, из-за отсутствия разрешения.
Мама отметила, что Варшава прекрасна, а поляки кажутся чуть более дружелюбными, чем русские. Она также упомянула, что город всё ещё восстанавливался после Второй мировой войны, и многие районы были в руинах.
Во время экскурсии с ними повсюду был гид от «Интуриста» — государственного туристического агентства. Они не могли путешествовать самостоятельно, и было много мест, куда иностранцам было запрещено посещать. Однако у моей мамы не возникло никаких проблем только потому, что она была гражданкой США, а в туре было ещё несколько американцев.
Таким образом, американцы могли посещать и посещали СССР во время холодной войны.
Рассказывает Дэвид Пэн
«Оставайтесь с группой» — это обычное наставление гидов в любой стране и в наши дни. Однако в «старые добрые времена» в СССР это была не просьба, а требование.
Во время поездок по Транссибирскому маршруту я часто замечал одного или двух молодых людей, которые шли на некотором расстоянии позади нас. Они всегда были рядом и иногда заходили в рестораны, где мы обедали. Их поведение было довольно сдержанным, но вы всегда знали, кто они такие.
Фотосъёмка была строго ограничена групповыми снимками и подобными вещами. Фотографирование военных объектов или техники было сопряжено с риском конфискации плёнки.
Впрочем и в 2009 году в поезде, следовавшем из Казани в Москву, проводник сделал мне замечание за то, что я сфотографировал огромный нефтяной танкер на соседнем пути. Меня привлекли его размеры и грузоподъёмность. Насколько я помню, вес тары составлял 40 тонн, а грузоподъёмность — 140 тонн.
У него было две двухосные тележки с каждой стороны, что в общей сложности составляло восемь осей, которые выдерживали 180 тонн груза при загрузке. Никогда не видел такого большого грузового вагона, а я много путешествовал на поезде по всему миру.
Я пожал плечами, улыбнулся и ушёл — он был пережитком давно минувших времён.
Получить визу было несложно, это занимало много времени, но не было слишком сложным, если вы обращались в аккредитованное агентство. Проблема была в том, что только определённому числу людей разрешалось ежегодно путешествовать по СССР. Поэтому, если вы приходили в офис агентства и взволнованно рассказывали о своих планах торговому представителю, он или она, вероятно, говорил: «Мы можем включить вас в список ожидания на следующий год, если хотите. Но в этом году у нас всё расписано». Я ждал два года — ещё в начале 70-х.
Я действительно хотел увидеть это огромное загадочное место — Камчатку, вулканы, больших медведей, тигров, лосося и чёрную икру на корабле. Это было ещё до того, как был сбит Korean Air 007, и в те дни это всё ещё была закрытая зона. Поэтому я решил совершить путешествие по Транссибирской магистрали, которое в итоге закончилось в Ленинграде.
Этот материал, продолжение историй о зарубежных туристах в СССР. Особенно, репортаж перекликается с путешествием Джоанны Стингрей. У них в США, мода в ванных комнатах фотографироваться что ли? 😂
Ещё интересные материалы по теме: