В творческом становлении Дмитрия Дмитрия Жилинского сыграло важную роль и обогатило его уникальным опытом длительное общение с Фаворским и живописцами его круга. Больше 20 лет Жилинский жил по соседству со своим одним из самых дорогих ему учителей — Владимиром Андреевичем Фаворским.
Дмитрий Жилинский рассказывал:
«Я поселился в Новогирееве, в доме, который построили для себя Фаворский и Ефимов. Фаворский жил через дверь, рядом! Они приглашали на семейные праздники, играли в шарады. Беседы с ними повлияли на меня необыкновенно. Этот дом был, как окно в Европу. Никогда не было разговоров о деньгах, о чинах. Жили нормальной жизнью. Деда расстреляли, папу арестовали, а я мог радоваться судьбе. Я прожил там лет двадцать, до шестьдесят какого-то года».
В памяти художника надолго запечатлелись размышления Фаворского о теории изобразительного искусства, принципах построения композиции: «Он осмысливал время, форму, архитектуру. Он постоянно рассматривал, как художники строили пространство. Он предпочитал дорический стиль, когда колонны отмечают передний план и пропускают взгляд до определенной глубины, а затем возвращают назад. Именно так он строил свои работы».
Фаворский все время говорил о форме, пространстве, характере. Всем своим ученикам, в частности Жилинскому, он неоднократно повторял:
«Если не поймешь пространство, ты не будешь большим художником».
В раннем студенчестве Жилинский был поглощен импрессионизмом, экспрессионизмом, вообще впечатлением. Но со временем ему в какой-то степени удалось «понять пространство» через Фаворского.
Дмитрий Дмитриевич цитировал своего духовного наставника Владимира Андреевича: «Ты пишешь натюрморт, здесь стоит бутылка, а здесь — ничего нет, стол. Но ты должен его ощупать, на каком он пространстве. Или пишешь пейзаж, здесь стоит дерево, а тут — поле. Ты должен знать, где дерево стоит относительно пространства. Ты пишешь пространство, уходящее вглубь, знай, что до конца глаз не может щупать пространство, где-то замыкается у горизонта. Но знай, что над тобой и небо. Оно тоже должно быть над тобой, над этим местом, которое рисуешь».
И это понимание пространства не иллюзорное пространство, а осязательное.
Жилинский был благодарен Фаворскому за воспитание отношения к искусству и именно за понимание пространства, композиции.
Владимир Андреевич, увидев эскиз этой картины Жилинского, заявил, что художник наконец начал понимать, что такое пространство)
Подпишитесь, чтобы не пропустить выход новых статей!
А нам будем приятно)
Мы в Telegram | Мы ВКонтакте | Наш сайт