Найти тему
Юный историкъ

Призрак Цусимы: история монгольского вторжения

Вокруг культа самураев существует множество необычных и захватывающих легенд. Многие из них похожи на правду, а некоторые - скорее на красивый вымысел. Такие легенды придумывали слепые монахи сотни лет назад, когда, путешествуя по святым местам, рассказывали местным жителям невероятные истории о самураях и великих сражениях, о чести и долге, о знаменитых военачальниках и их победах. Такие истории назывались военным эпосом (гунки). Они походили на наши древнерусские былины, рассказывались под аккомпанемент японского аналога лютни - бива. Многие великие произведения японской литературы, такие как "Повесть о доме Тайра", долгое время никак не были записаны на бумаге. Они оставались символом эпохи, загадочной повестью, рассказанной из уст слепого монаха. Поэтому они так захватывали и оказывали магическое воздействие на слушателей.

В эпоху Реставрации Мэйдзи появилось много дешёвых и доступных широкому кругу читателей книг. Народ стал образованнее, а передвигаться по стране стало не так трудно и долго, как раньше: появились первые железные дороги, которые позднее объединились в целые сети, по которым можно было добраться куда угодно. Вокруг скитающихся монахов-рассказчиков больше не осталось какой-то романтической загадочности. Они стали пережитком прошлого, и в современном мире не осталось места для старых традиций.

Но чем дальше люди погружаются в неизведанное, новое и манящее, в котором затем разочаровываются, тем больше они скучают по своим истокам. Сегодня мы только начинаем осознавать, что преемственность поколений - это ключ к пониманию нашей природы. И в новом культурном контексте находится место для возрождения старых традиций. Мы этого можем не понимать, но это настоящее искусство - придумать и адаптировать под стремительно меняющийся мир культуру старины глубокой. И таковым шедевром я считаю сюжет многим известной игры "Ghost of Tsushima". Это новый виток в современном искусстве, так давайте посмотрим, как он сохранил исторический контекст и смог ли создать по-настоящему романтический образ Дзина Сакая - Призрака Цусимы.

Я, признаться честно, в игры не играю и их не люблю. Но многие сюжеты и лоры фантастических и исторических игр действительно очень интересны и захватывающи. Не стал исключением и Дзин Сакай, о котором я узнал относительно недавно, увидев его картинку в интернете. Мощный, харизматичный самурай в великолепном доспехе меня очень поразил. Я не особо обращал внимания на историчность его оружия и обмундирования, но его образ захватил меня с первого взгляда. Я поинтересовался, что же это за графика, кто рисовал и узнал, что это игровой персонаж. И узнав побольше о событиях, в которых сей Дзин Сакай задействован, я был приятно удивлён, ведь они вполне соответствовали историческому контексту, а значит способны жить вне игры. Давайте разберёмся, в чём же этот контекст заключается.

Дзин Сакай из "Призрака Цусимы"
Дзин Сакай из "Призрака Цусимы"

Контекст исторической эпохи.

Действие разворачивается в эпоху Камакура, в XIII веке. Чуть меньше ста лет назад закончилась война Гэмпэй - клан Минамото разгромил ненавистных предателей из клана Тайра. На пост военного главнокомандующего Японии, а по сути правителя государства (тогда император был лишь формальностью), взошёл Минамото-но Ёритомо. В 1192 году он основал первый в истории сёгунат со столицей в Камакуре, а не в Киото (Хэйан-кё), где жили прошлые регенты и правители. Он хотел уйти подальше от аристократической вычурности и помпезности, которая сложилась при дворе в эпоху Хэйан. Ёритомо желал создать сильное военное правительство, которое будет справедливо править Японией. Это время считается началом расцвета сословия самураев.

Именно в эти времена появляются и формируются первые идеи и законы о чести, доблести и самопожертвовании во имя своего господина. Самурай становится не просто воином, а центром культуры, моральным эталоном для всех и каждого. Конечно, далеко не многие воины являют собой воплощение честности и морального кодекса, однако путеводной звездой оставались именно такие идеалы. Настоящий самурай вёл достаточно аскетичный образ жизни, постоянно упражнялся в военном деле и развивал свой внутренний культурный мир, занимаясь различными изящными искусствами (каллиграфия, стихосложение, составление композиций из цветов - икебана, садовое искусство, живопись и многое другое). Именно самураи способствовали развитию дзэн-буддизма и его философии в высших кругах. Благодаря этому появились новые виды искусств, такие как пьесы Но, рисование монохромной тушью, искусство садоводчества и чайная церемония тя-но-ю. И это ещё не весь список. Поэтому вклад самураев в культуру невозможно недооценить.

Но несмотря на всё, что самурайское сословие сделало для культуры, оно ещё не упрочило свою власть, как военная сила, способная защитить народ и государство. И такой шанс выдался.

-3

Вторжение монголов в Японию

В 1268 году в Камакуру приехал гонец с посланием, в котором писалось:

По благоволению приказа Высочайшего Неба, император Великого Монгольского государства шлёт это письмо королю Японии.
<...>
Мы специально отправили посла с письмом объявить Наше намерение. Мы надеемся, что в дальнейшем мы обменяемся приветствиями и установим дружественные [отношения], чтобы иметь взаимную привязанность и дружбу. Мудрец относится ко всем в пределах четырех морей как к семье; может ли быть принципом семьи не обмениваться дружественными [приветствиями]?
Что же до использования солдат и оружия, кто же захочет этого?
Король, подумайте над этим.

Однако никто не обратил особого внимания на это письмо, сёгунат долгое время не отвечал на него, вероятно, не зная, что за сила стоит за этими словами. Спустя 6 лет, в 1274 году, флот из 450 кораблей (по некоторым источникам - 900 кораблей с 25 тыс. воинов) направился к берегам непокорной Японии. Как раз в это время и начинается история "Призрака Цусимы".

Письмо Хубилай-хана к императору и сёгуну Японии
Письмо Хубилай-хана к императору и сёгуну Японии

Кто встретил монголов в реальной истории?

Главным свидетельством монгольского нашествия остаётся японский свиток "Мёко сюрай экотоба" - "Свиток монгольского вторжения", созданный почти сразу после последней войны с монголами по заказу одного из военачальников, рассчитывающего на вознаграждение от правительства за свои подвиги.

Первыми под удар жестоких степняков попали острова Цусима и Ики, лежащие почти на пол пути между Кореей и Кюсю. Острова разорили и захватили почти без препятствий. Известно только, что погибло два военачальника - Сё Сусэкуни и Тайрано Кагэтака. Почти все небольшие отряды самураев, честно сражавшихся с хитрыми монголами, погибли и были уничтожены. Вероятнее всего, что на этой почве и родилась идея "Призрака Цусимы", ведь остров действительно был объят загадкой вторжения, притом некому было вести подобное описание в таких негусто населённых местах.

Дальше монголы, китайцы и корейцы двинулись на остров Кюсю. Только там возможно было временно разместить такой огромный флот - в заливе Хаката. Первым навстречу захватчикам выехал Такедзаки Суенага, затем Сукенага Мицуи привёл свои отряды к берегам залива. Об их доблести повествуют довольно точные рисунки свитка (например, вооружение и обмундирование монгольских воинов сопоставимо с другими рисунками той эпохи в других странах). Однако монголы никак не восприняли безрассудную храбрость самураев. Например, когда молодой всадник поскакал в одиночку к рядам пехотинцев, выстрелил в воздух кабура (свистящая стрела, обозначавшая начало битвы) и с криками ринулся в бой, то монголы просто расстреляли его из луков.

Эпизод свитка "Мёко Сюрай Экотоба"
Эпизод свитка "Мёко Сюрай Экотоба"
Здесь стоит сделать небольшое отступление по поводу стратегии самураев и монголов. Долгие времена в японском военном искусстве существовали строгие традиции. Все сражения начинались с двух лучших воинов, встречавшихся посреди поля боя. Они не стреляли сразу на поражение, а прежде выпускали стрелы-кабура, возвещавшие о начале битвы. Затем эти два лучших воина вступали в схватку. Понемногу войска начинали сходиться, стычки маленьких отрядов перерастали в более крупные фланговые бои, а затем обе армии сходились в одном крупном сражении. И вот тогда уже действовало правило "на войне все средства хороши". Монголы же таких обрядов не проводили. Они мыслили гораздо рациональнее своих соперников и вступали в бой крупными организованными формированиями, стремительно перенимая инициативу в сражении.

Самураи были очень раздосадованы таким отношением. Они понимали, что противник гораздо сильнее них, но тем не менее навязали ему серьёзную борьбу. Отряды самураев были немногочисленны: от 4 до 6 тыс. воинов. В то же время в монгольских рядах насчитывались корейцы и китайцы с захваченных территорий. Силы были неравными, отчего самураи уже приняли смертную учесть. Однако к ночи битва временно завершилась. Монголы, боявшиеся ночного нападения, решили уйти на суда, где их настигла кара небесная: разразившийся тайфун уничтожил половину флота, погубив при этом огромное количество людей. Дальнейшее вторжение и продолжение битвы было невозможно, и остатки флота отступили, оставив попытку захватить Кюсю. Наутро самураи не смогли найти ни одного вражеского судна. Это была победа.

Эпизод свитка, где сёгуну докладывают о победе
Эпизод свитка, где сёгуну докладывают о победе

Второе вторжение

Сёгунат понимал, что Хубилай на этом не остановится. Поэтому они решили хоть как-нибудь укрепить позиции у всё того же залива Хаката (самый удобный для высадки войск). Они возвели валы шириной 3 метра и высотой 2 метра. Этого должно было быть достаточно, чтобы сдержать хотя бы вражескую кавалерию.

На это раз Хубилай собрал воинство, которого история ещё не слышала: более 100 тыс. воинов и 4 000 кораблей (большая часть за счёт китайцев и корейцев, а также за счёт захваченного Южного Китая). Это была самая крупная десантная операция вплоть до Второй мировой войны. Флот разделили на две части: Южный и Восточный. Последний отплыл на Кюсю в мае 1281 года. По пути монголы вновь разорили Цусиму и Ики, а в конце июня приблизились к Кюсю. Но их на этот раз встретили совсем по-другому. Берег острова патрулировали конные лучники, сообщившие о прибытии войска. Монголы попытались высадиться, но встретили ожесточённое сопротивление самураев Отомо Ясуёри и Адати Моримунэ. Кровопролитная битва длилась несколько дней. Некоторые самурайские отряды проводили вылазки на море, сжигая корабли неприятеля и беря их на абордаж. Существует множество легенд и историй о героях, таких как Коно Митиари или Кусано Дзиро, которые хитростью захватывали корабли монголов и вырезали всю команду вместе с капитаном.

-7

После нескольких неудачных попыток высадиться, армия Восточного флота оставила это дело и решила дожидаться Южный. Тот, в свою очередь, решил высадиться в другом месте - заливе Имари. Войско Южного флота превосходило силы Восточного в несколько раз, поэтому он был гораздо опаснее и мог в действительности поработить Японию. Узнав о таком ходе событий, двор сёгуна отчаялся: сил на сдерживание Южного флота не было, а берег залива Имари никак не укреплялся. Спасти Японию в таком случае могли только всевышние силы.

Между тем Восточный флот гиб без боя: летняя жара и духота, свойственная южным районам Японии, портила продовольственные запасы. Воины умирали от голода и болезней. Лишь в середине августа Южный флот сумел подойти к берегам Кюсю, гибель самураев теперь была неизбежна. Но тут произошло настоящее чудо: невероятной силы тайфун уничтожил почти все корабли Южной армии и потопил несметное войско в водах Восточно-Китайского моря. Вся несметная могучая армада была разбита силами природы в два счёта. Весть о гибели монгольского флота поразила японцев настолько, что они прозвали этот тайфун "камикадзе", что переводится как "божественный ветер". Остатки восточного флота, разбитые и измученные, вернулись обратно на континент. Вновь самураи пережили вторжение самого совершенного воинства того времени.

-8

Хубилай был чрезвычайно недоволен таким поворотом событий. Он страстно желал захватить ненавистную теперь Японию, даже пытался собрать новую армию, но эти дела были отложены, поскольку на территории его империи начались восстания и сопротивления, на подавление которых требовались силы. Япония осталась непокорённой.

Дзин Сакай в контексте истории

Конечно же все (либо большая часть) героев "Призрака Цусимы" - это вымышленные персонажи. Но тут дело больше не в том, кто настоящий, а кто - нет. Здесь вся соль - это то, как создатели игры нарисовали средневековый мир Японии в контексте исторической эпохи. И это здесь сделано первоклассно. Пейзажи, оружие, доспехи и даже дух самураев - всё вплетено в сюжет и уходит корнями в реальную историю. Некоторые моменты отсылают к действительности, что делает сюжет ещё более приятным. К примеру, применение бомб и взрывчатого вещества, первая встреча самураев и монголов (где один из военачальников отправился биться с лучшим среди захватчиков), общее настроение сопротивляющихся самураев и т.д.

Но были и серьёзные промашки, избежать которых было вполне реально. Это относится к применению катан вместо характерных для той эпохи длинных изогнутых мечей-тати, составлению стихов хайку (появившихся позднее) вместо коротких стихов танка, цитирование бусидо, хотя оно тогда ещё только зарождалось как идея.

Но сама история очень органична и интересна. Конечно, многие могут подумать, что я несу какую-то чушь. Ну действительно, какое искусство? Какое отношение имеют компьютерные игры к искусству? Но что же мы сегодня понимаем под искусством? Вопрос в наше время весьма тяжёлый. И создание таких историй, как история Дзина Сакая - это и есть сегодняшнее искусство, только немного видоизменённое и не совсем привычное для консервативного общества. Нужно только порадоваться, что ещё не всё утеряно, и даже среди информационных технологий и развлечений современного общества нашлось место для классического исторического эпоса.

-9