Я постепенно расширяю объём той информации, которую я дал в одной из самых первых материалов посвящённых моллюскам - "Моллюски в жизни человека". Настала очередь музыкальных инструментов.
А поводом послужила фраза, которую я прочитал в историческом романе Юрия Давыдова "Смуглая Бетси или приключения русского волонтёра" - "В укромных уголках бухты издавна звучали трубные звуки ламби - морской раковины, употребляемой островитянами вместо сигнальной трубы". В этом месте описывался остров Мартиника.
Если открыть музыкальную энциклопедию, то можно прочитать, что "конх" или "конха" - музыкальный инструмент изготовленный из витой раковины и относящийся к классу духовых. Как то всё слишком в общем, да и стоит отметить, что это скорее ритуальный и сигнальный инструмент, поскольку издаваемый им диапазон звуков довольно ограничен.
Крупные морские раковины использовались в этом качестве с древних времён в Средиземноморье, в странах Карибского бассейна, в Южной Америке, в Южной и Юго-Восточной Азии и Океании.
Начнём с Европы. В качестве ритуального и сигнального инструмента использовалась крупная морская раковина Charonia lampas, обитающая в Средиземном море. Кстати, ранее род назывался не Charonia, а Triton, от наиболее распространённого бытового названия раковины "Рог Тритона".
В греческой мифологии - Тритон, это морское существо, сын Посейдона и Амфитриты, который часто изображался верхом на дельфине и трубящим в морскую раковину. Даже гиганты обращались в бегство при её звуке. Традиционно в Европе в качестве сигнального инструмента, использовались рога крупных копытных. Вот почему и раковину Тритона назвали именно "рог". Изготовление сигнального инструмента сводилось к аккуратному отпиливанию кончика раковины. Звук, издаваемый им был довольно низкий, и хорошо был слышан на расстоянии. С развитием цивилизации использование раковин в данном качестве в Средиземноморье практически прекратилось. Лишь рыбаки Майорки иногда используют их, как часть каталонской культуры и называют "каракола".
Теперь о Карибах и "ламби". Обратившись к всезнающему "Google" я узнал, что слово "ламби", несмотря на общий корень и звучание с моллюсками Lambis, относятся к другому, хотя и близко-родственному роду. "Ламби" - это французское название Strombus gigas - называемого также "королевской раковиной" и "кобо".
Так-что вплоть до XIX века рыбаки карибских островов использовались сигналы, издаваемые с помощью стромбуса. Изготовление "ламби" сводилось к спиливанию кончика и обработке края устья, что-бы он был не такой тонкий и хрупкий. В наше время звуки "ламби" звучат разве-что на проходящих на различных островах Карибского моря "Конх Фестивалях" вроде "Annual Conch Festival and Family Fun Day" на Багамах.
В Южной Америке представители доинкской цивилизации ещё три тысячи лет назад использовали музыкальные инструменты, изготовленные из крупных раковин Strombus galeatus.
Эти инструменты, обычно покрытые резьбой, использовались для совершения религиозных обрядов и иногда обнаруживаются археологами в древних святилищах в перуанских Андах. С помощью их можно издавать один или два тона и изменять звучание с помощью руки в устье раковины. Также в Перу были найдены музыкальные инструменты из Malea ringens.
А ацтеки и мицтеки, создавшие свои цивилизации на территории современно Мексики, использовали в ритуальных службах инструмент из Turbinella angulatus.
Он назывался "quiquiztli", и по легенде, его применял один из главных богов во многих верованиях Латинской Америки - Кетцалькоатль («пернатый змей»). Раковина также покрывалась резьбой.
Кстати, ещё о Lambis. Лет 20 назад мне привезли в качестве сувенира из Индии "музыкальный инструмент" именно из Lambis lambis, у которой довольно сильно был спилен кончик и все пальцевидные выросты. Так-что эти раковины также могут применяться, но на берегах другого океана. Но Индия гораздо больше известна совсем другой ракушкой. Левозакрученные экземпляры Turbinella pyrum, или, как её чаще называют "чанк", являются одним из символов буддизма.
Считается, что в такой раковине жил морской демон, которого победил бог Вишну и сделал своим символом. Хотя наиболее ценными являются редчайшие левозакрученные раковины, и обычные правозакрученные также широко почитаются и используются. Звук раковины относится к восьми благоприятным чистым звукам в буддизме, поэтому раковины являются церемониальными инструментами. Именно в них трубят монахи во время религиозных праздников призывая верующих в храм. У раковин отпиливали кончик, а саму раковину часто покрывали резьбой, оправляли в серебро и украшали драгоценными камнями. В ритуалах буддизма раковины "священного чанка" используются повсеместно и по сей день.
На островах Океании в качестве музыкальных инструментов также использовались раковины Charonia, только уже другого вида - Charonia tritonis. Только в отличии от Средиземноморья, кончик у раковины обычно не отпиливали, а высверливали отверстие в боковой стенке завитка. Это позволяло модулировать звук и исполнять отдельные мелодии. Такой музыкальный инструмент изображен на монетах государства Республики Вануату а Меланезии. В то же время в некоторых других частях Океании, в частности на Гавайских островах, тоже отпиливали кончик, а в некоторых случаях ещё и делали сбоку довольно крупное отверстие, прикрывая которое, можно было извлекать дополнительные звуки. Назвалась она "pu", и иногда изготавливалась также из крупных Cassis cornuta. Это также церемониальный инструмент, сопровождающий ряд ритуалов.
И сегодня его используют при открытии Законодательного собрания штата Гавайи, на хула-фестивалях и традиционных свадьбах. А также, в церемониях в честь королевской семьи и известных людей. На островах Фиджи, помимо Charonia tritonis, использовали инструмент из раковины Bursa bufo, который назывался "davui".
Обе эти раковины использовали и маори из Новой Зеландии - их инструмент назывался "putatara", и представлял собой раковину с длинным деревянным мундштуком, которые символизировали Тангароа (бога океана) и Тане Махута (бога лесов).
Но подлинного рассвета использование раковин в качестве музыкальных инструментов достигло в Японии. Там также применяются раковины Charonia tritonis, но при этом изготавливается мундштук из металла или дерева. Этот музыкальный инструмент называется Hora-gai (по имени самой раковины), и позволяет издавать пять нот, так что с учётом модуляции, это уже настоящий музыкальный инструмент. Изначально Hora-gai использовали ямабуси - буддийские монахи, при совершении ритуалов.
Звуки раковины были слышны на большие расстояния и даже использовались для передачи сигналов в горах. В многочисленных войнах, самураи применяли Hora-gai для управления войсками. И по сей день существуют различные школы в которых обучают искусству игры на раковине. Традиционно, раковину помещали в тёмно-красную плетёную корзину-сетку и носили на боку. Наиболее величественный ритуал, в котором используются Hora-gai - это Shuni-e, в котором вода становится священной, смывает все грехи и наступает весна.
В Корее, раковины-трубы, называемые "nagak","sora" или "godong" - также непременный атрибут в военных оркестрах.
Так что иногда раковины и музыка идут по жизни рядом.