Предыдущая часть:
Наконец, последний вопрос: а кто непосредственно сделал этот липовый "лабаз"?
Ведь когда я пишу, что этот "лабаз" соорудил товарищ Масленников, то я, конечно, вовсе не имею в виду, что Масленников лично, сам, загрузил продукты и вещи для "лабаза" в картонные коробки, потом встал на лыжи и пошел в лес, там сделал яму и закопал в ней эти продукты и вещи. Нет, Масленников всем этим лично, конечно, не занимался. Он просто поручил все это сделать каким-то товарищам. Выделил им продукты, передал им вещи дятловцев, которые Чеглаков вытащил из палатки (добавив от себя набор лыжных креплений и две батарейки с лампочкой), объяснил, где примерно желательно сделать этот "лабаз" и как его сделать. И непосредственно этот липовый "лабаз", по поручению Масленникова, сделали другие товарищи.
Но кто именно? Ответ на этот вопрос также очень просто: тот, кто этот липовый "лабаз" "нашел" - тот его и сделал.
Кто нашел "лабаз"?
Но, как ни странно, даже по этому вопросу: "Кто 2 марта нашел "лабаз"?" - некоторые "дятловеды" пишут какую-то чушь. Так, упоминавшийся ранее Касаткин пришел к выводу, что ни Слобцов, ни Брусницын "лабаз" не находили. При этом Касаткин ссылается на довольно невнятные показания Слобцова, на то, что Брусницын в своих показаниях этот "лабаз" вообще не упоминает, а в своих воспоминаниях они об этом "лабазе" говорили очень неохотно (Слобцов даже как-то назвал его "проклятым").
Но о чем все это говорит? Это говорит лишь о том, что они и в самом деле плохо понимали и совсем не помнили, как они "нашли" этот "лабаз". А также о том, что где-то "в глубине души" оба понимали, что с этим "лабазом" "что-то нечисто". И поэтому старались о нем не слишком распространяться.
Но в том, что этот "лабаз" как бы "нашли" Слобцов и Брусницын, нет никаких сомнений. Подпись Слобцова есть в "Протоколе обнаружения лабаза", и он прекрасно виден на одном из фото с "лабазом". А на другом фото, со спины, виден Брусницын - в той же телогрейке и в своем капюшоне, что и на фото с Ивановым у останца (см. Фото 1-2 ниже).
Из показаний Слобцова:
"Теперь точно дату не помню, но 28 февраля или 1 марта с/г я, Брусницын и Лебедев в верховьях реки Ауспии нашли лабаз группы Дятлова. С нами были еще 2 человека манси. Лабаз был организован на предпоследней стоянке, где были оставлены: пара запасных лыж, гетры, в снегу в яме были продукты, около 60 кг, ботинки Дятлова и запасные лыжные ботинки, в ботинках нашли хлопчатобумажные подмороженные носки, видимо, они были оставлены влажными. Там же находилась мандолина Кривонищенко".
С датой Слобцов, конечно, напутал ("лабаз" был "найден" 2 марта), и Лебедева с ними не было. Зато с ними были двое мансюков. И вот эти двое мансюков и вывели Слобцова и Брусницына на "лабаз" 2 марта. И они же, эти двое мансюков, его и соорудили по поручению Масленникова 1 марта.
Создатели "лабаза"
Одним из этих мансюков был Степан Куриков. А вторым? А вторым был Алексей Анямов. Оба вместе с радистом Неволиным прибыли к перевалу на оленьих упряжках из Суеватпуаля, соединившись 26 февраля с группой Слобцова. И оба совершенно точно находились в это время на перевале и крутились у лагеря поисковиков (см. Фото 3-5 ниже).
1 марта, несмотря на ухудшение погоды, Масленников отправил всех поисковиков за перевал на "поисковые работы". Несколько позже прилетели Иванов с группой Аксельрода, и все они (кроме Иванова) помогали загрузить вещи дятловцев и палатку в вертолет. Поэтому из поисковиков 1 марта всю первую половину дня в лагере никого не было: в лагере находились только Масленников и радист Неволин (и, возможно, также "журналист" Яровой - скорее всего, приставленный чекистами).
Масленников спокойно отобрал продукты, весом в 55 кг, положил их в две большие картонные коробки, передал мансюкам мешок с вещами дятловцев, который получил от Чеглакова, там же, в лагере накидал несколько поленьев дров и немного лапника. И дал им пару лыж из под-палатки, которую он накануне принес в лагерь поисковиков. И объяснил в двух словах, как нужно сделать "лабаз" (Куриков хорошо говорил по-русски). Все это Куриков и Анямов сложили в свои специальные мешки (мансюки рюкзаки при движении по тайге не использовали - они тащили за собой на лямке специальный мешок), и спокойненько углубились в лес (см. Фото 6-7).
Я не думаю, что яму для "лабаза" мансюки копали - скорее всего, яма там уже была, и мансюки до этого использовали ее сами для своих "закладок" (они иногда делали такие "закладки" в тайге) - ведь эта яма с "лабазом" находилась совсем недалеко от мансийской тропы, идущей от Ауспии на перевал, и именно по ней поисковики поднимались на перевал и возвращались в лагерь (см. ссылку ниже).
А как они обложили "лабаз" картоном? А никак они его не обкладывали. Они просто тупо поставили эти две картонные коробки в яму, со всеми вещами и продуктами, и только разрезали боковые стороны, чтобы соединить коробки вместе (см. Фото 8 ниже).
Почему я так думаю? Из "Протокола" Иванова:
"Поскольку продукты не представляют интереса для расследования, они переданы начальнику партии т. Масленникову как аварийный запас. Вся тара из под продуктов, а также мандолина, 2 пары ботинок, носки и крепления изъяты".
Иванов вернул Масленникову все продукты, которые якобы пролежали в "лабазе" целый месяц (зачем - это я объяснил ранее), но при этом он изъял всю тару! Самая важная улика! А что за "тару" изъял Иванов? Да вот эти две картонные коробки и изъял. Так как если бы кто-нибудь из поисковиков увидел эти две коробки, лежавшие в "лабазе" - он мог бы догадаться, откуда они взялись в "лабазе". И уж, конечно, понял бы, что дятловцы эти коробки в своих рюкзаках принести никак не могли. Вряд ли Иванов увез эти коробки с собой в Ивдель 3 марта - скорее всего, их просто сожгли. Но оставлять такую важную улику - улику, что "лабаз" был липовый - Иванов, конечно, никак не мог. И поэтому всю "тару" из "лабаза" он тут же изъял.
Ну, а затем мансюки накидали сверху несколько поленьев и лапник, засыпали все снегом, воткнули в сугроб пару лыж, и спокойненько вернулись в лагерь поисковиков (благо идти было совсем недалеко - "лабаз" они сделали примерно в 400 метрах от лагеря).
На одном из фото с "лабазом" ясно виден след от широких мансийских лыж (см. Фото 9 ниже). Но я не думаю, что этот след мансюки оставили, когда они делали "лабаз" - видимо, этот след Куриков или Анямов оставили уже 2 марта, когда вывели к "лабазу" Слобцова и Брусницына.
Но уже 1 марта погода начала портиться, поднялся сильный ветер. Из радиограммы Масленникова от 1 марта (Лист 166).
"Из сводки сегодняшнего дня следует что 2-4 марта ожидается ухудшение погоды. Если нет то мы будем только довольны так как у нас за палаткой бушует сильная метель и погода с каждым часом ухудшается".
И 2 марта также весь день был сильный ветер и метель. Поэтому даже если мансюки оставили у "лабаза" какие-то следы, к тому моменту, когда они вывели на "лабаз" Слобцова и Брусницына - их уже все замело.
Вот и все. А на следующий день, 2 марта, Масленников отправил Слобцова и Брусницына на "поиски" "лабаза". В компании с Куриковым и Анямовым. И они его, конечно, тут же "нашли". О чудо! Вот так чудо расчудесное! Искали-искали - и никак найти не могли! А 2 марта только отошли немного от лагеря - и тут же наткнулись на "лабаз"! Бывает же такая удача!
Продолжение: