Есть в России земли и поплодородней, но Курская область - это какое-то эталонное Черноземье.
Тут нет бескрайних степей, бесконечных лесополос и необозримых станиц, как на Кубани, здесь камернее и живописнее.
Холмы, перелески, поля и огороды, много скота и домашней птицы.
Меньше леса и больше сельского хозяйства, более живая деревня, чем в той же Орловской области, но больше зелени и воды, чем даже в соседних Белгородской или Воронежской областях.
При этом Курская область хоть и богаче Орловской, но заметно беднее Белгородской, которая до недавнего времени была одним из самых успешных российских несырьевых и нестоличных регионов.
При этом, если посмотреть со стороны, то в Курской области есть примерно тот же набор преимуществ, что и в Белгородской - железная руда и чернозём, плюс электроэнергетика.
Наверное, дело в тонкостях регионального управления, ну и в исторических факторах.
При этом Курская область, как и соседние регионы, сильно пострадала от войны, и тот же Курск сильно пострадал.
Есть, конечно, исторический город Рыльск, но в целом, если искать на Курщине что-то традиционное и подлинное - это лучше делать в сельской местности.
В нескольких десятках километров севернее Курска, в районе населённого пункта с оригинальным названием "местечко Свобода", сосредоточено сразу несколько примечательных мест.
Прежде всего, это Коренная пустынь на высоком берегу реки Тускарь - официальный "главный монастырь" всей Курской земли.
В этих краях, которые почти до петровского времени были под угрозой татарских набегов, не сохранилось ничего по-настоящему древнего: даже здания XVIII века тут довольно редки.
Так и ансамбль Коренной пустыни: он строился начиная с рубежа XVII и XVIII веков - хотя сам монастырь располагался на этом месте с конца XIII века.
А то, что определяет нынешний облик монастыря - кафедральный собор, например - вообще было возведено в основном в XIX веке.
Конфигурация монастыря - не самая обычная: он вытянулся в полоску сверху вниз по склону долины Тускари, до самой реки.
Внизу - купальня и набережная:
Выше - внутренний двор на террасе, с кафедральным Рождественским собором
Со статуей патриарха Алексия II и митрополита Зарубежной православной церкви Лавра, который вернул икону Знамение Курская Коренная в монастырь:
Со скульптурой Серафима Саровского, простирающего руки к востоку:
И с родником:
Ещё выше - входная группа с надвратной колокольней и "предбанником" с трапезной, библиотекой и гостиницей.
Когда-то очень распространённый на западе России, в Белоруссии, Украине тип населённого пункта "местечко" сейчас стал очень редок.
А жаль - это могло бы стать менее канцелярским статусом для тех же посёлков городского типа.
Да, местечко - это что-то среднее между селом и городом, но это не село размером с город, а скорее село с признаками городского быта и городской среды.
По соседству с монастырём, в границах того же местечка Свобода - музеефицированный командный пункт Центрального фронта, который сыграл не последнюю роль в советской победе на Курской дуге.
Музей мало изменился с момента своего открытия в 1973 году, но реконструированный блиндаж Рокоссовского, который командовал здесь, впечатляет.
А в 15 километрах восточнее, за железной дорогой - усадьба поэта Фета, не так давно наконец вновь получившая музейный статус.
Удивительно, что сохранился тот самый дом, который Фет купил в 1870-е - толку от этого мало, правда.
Да, дом тот же, но находившиеся здесь машинно-тракторная станция и школа мало что оставили от первоначального интерьера.
А восстанавливали его не очень старательно, не до мелочей - впрочем, так часто случается в подобных случаях.
Но хуже всего, что не сделали ни подписей экспонатам, ни пояснительных табличек в комнатах: посетитель должен удовлетвориться замечанием смотрительницы, что здесь, мол, была гостиная, здесь кабинет, и что табличек нет потому что "как будто Фет вот-вот выйдет к гостям".
Хотя сами смотрительницы в музее довольно милы, надо отдать им должное.
И парк хорошо получилось реконструировать, кстати.
А посередине между всеми этими достопримечательностями - станция Свобода, с небольшим вокзальным зданием, аккуратная и цивильная.
Может дать фору некоторым станциям Московского узла, не в пример более многолюдным и с высокими платформами.