Найти тему
Перо и Пыль Истории

Какой была Мария-Антуанетта противоречивая королева моды в истории?

Оглавление

Пожалуй, ни одна другая женщина в истории не оказала такого влияния на моду, как в свое время, так и в наше, чем Мария-Антуанетта. Вот как она это сделала.

К королевам издавна присматривались и поклонялись за то, что они носят. От юбок Изабо Баварской, которые были настолько объемными, что дверные проемы приходилось расширять, чтобы вместить их, до страстной любви Кейт Миддлтон к высокой уличной моде, простолюдины уже давно очарованы королевскими тенденциями. Тем не менее, ни одна другая королева не вдохновила революцию стиля так сильно, как Мария-Антуанетта. От ее роскошных пастельных платьев, украшенных лентами и бантами, до простых муслиновых платьев, которые вызывали как восхищение, так и презрение, тенденции, заложенные Марией-Антуанеттой, до сих пор подражают ведущим модельерам.

Превращение Марии-Антуанетты из эрцгерцогини в Дофину

Эрцгерцогиня Мария Антония Австрийская, картина Мартина ван Мейтенса Младшего, 1767 год, через Смитсоновский институт.
Эрцгерцогиня Мария Антония Австрийская, картина Мартина ван Мейтенса Младшего, 1767 год, через Смитсоновский институт.

Когда Мария-Антуанетта впервые прибыла во Францию, чтобы занять место дофина, в 1770 году ей было всего 14 лет. Австрия заплатила за ее приданое 400 000 ливров, а предметы внутри были изготовлены в Париже. Это было необходимо для того, чтобы юная принцесса могла выглядеть соответствующе, когда ее представят зорким придворным в Версале.

В день прибытия на новую родину Мария-Антуанетта была одета в великолепное австрийское свадебное платье. Тем не менее, в качестве символического акта отказа от своих австрийских обычаев в пользу всего французского, юную принцессу заставили снять это прекрасное платье. Марию-Антуанетту раздели до нижнего белья и переодели по французской моде, и это изменение, по описанию, сделало ее «в тысячу раз очаровательнее». Преобразование началось.

Роза Бертен: «Министр моды» Марии-Антуанетты

Мадемуазель Роз Бертен, портниха Марии-Антуанетты, картина Жана Франсуа Жанине, музей Метрополитен.
Мадемуазель Роз Бертен, портниха Марии-Антуанетты, картина Жана Франсуа Жанине, музей Метрополитен.

Как и многие известные иконы стиля, Мария-Антуанетта воспользовалась услугами стилиста. Ее избранницей «министра моды» стала Роза Бертен (1747–1813). Мария Жанна «Роуз» Бертен была простолюдинкой, которую Мария Антуанетта воспитала как стилиста и портниху номер 1 при дворе Версаля. Естественно, Бертен также привлекла другую богатую клиентуру из ближайшего окружения королевы, что сделало ее богатой женщиной. Среди ее клиентов были ближайшая подруга Марии-Антуанетты, принцесса де Ламбаль, а также художница-портретистка Виже Лебрен.

Бертен получила полную свободу действий в создании роскошных вечерних платьев для своей королевы, подходящих для официальных выступлений при дворе. Ходили слухи, что Мария-Антуанетта шила для нее 300 платьев каждый год, и она никогда не надевала ничего дважды.

Многие из этих платьев представляли собой формальные платья а-ля Франсез, которые уже были в моде к тому времени, когда молодая австрийская эрцгерцогиня прибыла в Версаль. Халат в французском стиле отличался открытой нижней юбкой, широкими корзинами и использованием тяжелой ткани с цветочными деталями.

Бертен также приписывают введение в моду красновато-коричневого цвета (цвет блохи по описанию). Когда король Людовик XVI впервые увидел свою королеву в красновато-коричневом творении Бертена, он воскликнул: «Это красновато-коричневый!». Несмотря на эту довольно гротескную ассоциацию с ненавистным насекомым, красновато-коричневый приобрел популярность, потому что его было нелегко испачкать. Буржуазия настолько увлеклась цветом, что красильщики тканей едва могли удовлетворить спрос.

Фрагмент халата, 1760-70, из Метрополитен-музея.
Фрагмент халата, 1760-70, из Метрополитен-музея.

Но именно более непринужденные творения Роуз Бертен из муслина, которые королева предпочитала, когда проводила время в Малом Трианоне, вызвали бурю негодования. На изысканном королевском портрете французской королевы, написанном Виже Лебрен (которая также была клиенткой Розы Бертен), Мария-Антуанетта изображена в простом бесструктурном платье из белого муслина, подвязанном на талии ленточным поясом. Ее волосы также уложены в неформальной манере, свободно завиты и украшены соломенной шляпой с лентой. Это платье, сорочка á la reine (или халат ан голль), было создано Розой Бертен для Марии-Антуанетты в 1781 году.

Сорочка в стиле королевы: модный хит или политическая оплошность?

Мария-Антуанетта в платье-сорочке, работа Элизабет Луизы Виже Лебрен, 1783 год, музей Метрополитен.
Мария-Антуанетта в платье-сорочке, работа Элизабет Луизы Виже Лебрен, 1783 год, музей Метрополитен.

Современному зрителю этот портрет кажется безобидным; для 18 века, дореволюционной Франции, это было оскорблением. Королеву раскритиковали за продвижение моды, в которой использовались импортные ткани, а не французский шелк, что оказало негативное влияние на и без того слабую экономику.

Точно так же Марию-Антуанетту критиковали за то, что она одевалась как доярка. В Малом Трианоне Мария-Антуанетта предпочитала одеваться по-простому, как противоядие от жесткости корсетной одежды и придворных обычаев. Одетая в простые муслиновые наряды, Мария-Антуанетта могла расслабиться как в прямом, так и в переносном смысле.

Когда публике показали портрет королевы случайной работы Виже Лебрен, они были оскорблены и возмущены тем, что она могла ради развлечения притворяться простолюдинкой, в то время как тысячи ее людей голодали из-за нехватки продовольствия. Современники Марии-Антуанетты считали, что ее как королеву следовало изображать в царственной манере, соответствующей ее жизненному положению.

Тем не менее, это платье в стиле сорочки стало популярным не только во Франции, но и в Англии. Эту революцию стиля «нижнее белье как верхняя одежда», хотя некоторые и считали ее неприличной, переняли современники Марии-Антуанетты.

Антуан Лоран Лавуазье и Мари-Анн Лавуазье, картина Жака Луи Давида, 1788 год, музей Метрополитен.
Антуан Лоран Лавуазье и Мари-Анн Лавуазье, картина Жака Луи Давида, 1788 год, музей Метрополитен.

Сорочка а-ля королева была популярна среди богатых женщин не только во Франции, но и в остальной Европе и в Англии. Известные женщины, которые были изображены в искусстве как последователи этого стиля одежды, включают Мари-Анну Поль Лавуазье (1758-1836), жену и партнера по лаборатории французского химика и дворянина Антуана Лавуазье, Джейн Буллер, леди Лемон (1747-1823), жена английского лорда и члена парламента, российская императрица Елизавета Алексеевна (1779–1826). Сорочка а-ля королева считается предшественником белых струящихся платьев эпохи Регентства (1818-1820 гг.), которые также были свободными, неструктурированными и несколько откровенными.

К тому времени, когда Мария-Антуанетта достигла своего тридцатилетия, она стала более трезво относиться к женской моде, что можно увидеть на портретах, сделанных с ее изображением в те годы. Королева Франции поручила своему «министру моды» создать для нее более серьезные наряды. Мария-Антуанетта решила перестать носить цветы в волосах, отдав предпочтение головным уборам из бархата более темных оттенков красного и синего.

Вечернее бальное платье (robe paree), приписываемое Роуз Бертен, около 1780 года, из Метрополитен-музея.
Вечернее бальное платье (robe paree), приписываемое Роуз Бертен, около 1780 года, из Метрополитен-музея.

Однако любовь Марии-Антуанетты к моде никогда по-настоящему не ослабевала. Роза Бертен продолжала привозить королевские наряды из своего бутика в Париже даже после того, как ее поместили под домашний арест. Это было одно из таких платьев, которое носила законодательница французской моды в тот день, когда ее вывезли из дворца и заключили в тюрьму в Консьержери.

Влияние Марии-Антуанетты на современную моду

Выставка Haute Couture от Christian Dior: Дизайнер мечты, 2019, через Музей Виктории и Альберта
Выставка Haute Couture от Christian Dior: Дизайнер мечты, 2019, через Музей Виктории и Альберта

Современные модельеры по-прежнему постоянно черпают вдохновение в культовом образе Марии-Антуанетты, настолько велико влияние творений Роуз Бертен. Кристиан Диор, Вивьен Вествуд, Кристиан Лакруа и Тьерри Мюглер — кутюрье, отдавшие дань уважения знатокам французской моды в своих причудливых дизайнах.

Использование Диором пышных юбок, приталенных лифов, мягких пастельных тонов и сложной цветочной вышивки напоминает фирменный стиль Марии-Антуанетты. Вивьен Вествуд создала пенистые кондитерские изделия, которые воплощают вкус французской королевы к бантам, рюшам и кружевам.

Модное наследие Марии-Антуанетты

Деталь ткани с выставки «Кристиан Диор: Дизайнер мечты», 2019, Музей Виктории и Альберта.
Деталь ткани с выставки «Кристиан Диор: Дизайнер мечты», 2019, Музей Виктории и Альберта.

Стиль Марии-Антуанетты сегодня узнаваем сразу. Но почему эта женщина оказала такое продолжительное влияние на мир моды, наследие, которому другие королевы не смогли соответствовать? Возможно, это потому, что она была настоящей «девчачьей девушкой». Она в полной мере потворствовала своей любви к красивым девчачьим вещам, особенно в годы, когда у нее не было детей. Ее стиль говорит о маленькой девочке в каждом из нас, девушке, у которой никогда не бывает достаточно ленточек и для которой все должно быть розовым.

Едва ли можно упрекнуть Марию-Антуанетту в чрезмерной любви к моде. Когда она приехала во Францию, она была еще подростком, и ее брак был бесплодным в течение 8 лет. Было вполне естественно, что Мария-Антуанетта оделась во что-то вроде одежды, чтобы отвлечься от того факта, что ей не удалось сделать единственное, что она должна была сделать, а именно произвести на свет следующего короля Франции. Ее образование, по словам ее биографа Антонии Фрейзер, также было крайне недостаточным для королевы Франции. Поэтому неудивительно, что ей пришлось искать способы развлечься, не связанные с политикой.

Если бы ей надели шелковые туфли пастельных тонов, многие из нас сделали бы то же самое. Ее памяти сослужит замечательную службу то, что сегодня ее с любовью вспоминают не как несчастную жертву Французской революции, а скорее как одну из самых почитаемых знатоков моды в истории.

Статьи публикуются ежедневно! Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!

#историямоды #история #франция #высокаямода #диор