Найти в Дзене

День 6. Прогулка в Городце. Музейный квартал. Музей Городецкого пряника. Музей Александра Невского. Музей "Городец на Волге"

В продолжение вчерашнего знакомства с городом, сегодняшнее пасмурное и немного даже прохладное утро шестого дня моего путешествия было посвящено пешей прогулке по музейному кварталу Городца с осмотром красивых деревянных домов с резным убранством и посещению музеев: музей Городецкого пряника, музей Городец на Волге, Краеведческий музей, музей в доме графини Паниной, музей Александра Невского, музей самоваров. GPX трек маршрута: Городец Прежде чем я перейду к рассказу о музеях надо пару слов сказать об истории города. Итак, Городец - один из древнейших малых городов России, который возник во второй половине 12 века как крепость для защиты Владимиро-Суздальских земель Руси от походов волжских булгар. Интересно знать, что город расположен на левом берегу и тем самым отделён рекой Волгой от остальной части государства. Поэтому учёные часто называют Городец времён основания «русским островом». По одной из распространённых версий город был основан Юрием Долгоруким в 1152 год. По другой верс
  • Тип маршрута: пешеходный
  • Протяжённость: ≈ 8 км
  • Краткое описание: пешеходная прогулка по достопримечательностям центра старинного Городца с посещением музейного квартала.
  • Достопримечательности: памятник купечеству, музей Городецкого пряника, музей Городец на Волге, Краеведческий музей, музей Александра Невского, музей самоваров, усадьба А. Лапшиной, Город мастеров.
  • GPX трек маршрута с отметками: Городец
  • Маршруты на Strava: Городец (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

В продолжение вчерашнего знакомства с городом, сегодняшнее пасмурное и немного даже прохладное утро шестого дня моего путешествия было посвящено пешей прогулке по музейному кварталу Городца с осмотром красивых деревянных домов с резным убранством и посещению музеев: музей Городецкого пряника, музей Городец на Волге, Краеведческий музей, музей в доме графини Паниной, музей Александра Невского, музей самоваров.

День 6. Схема пешего маршрута в Чкаловске.
День 6. Схема пешего маршрута в Чкаловске.

GPX трек маршрута: Городец

Расположение музейного квартала на карте, ограниченного ул. Кирова,  ул. Максима Горького с ул. Набережной Революции и ул. Александра Невского.
Расположение музейного квартала на карте, ограниченного ул. Кирова, ул. Максима Горького с ул. Набережной Революции и ул. Александра Невского.

Прежде чем я перейду к рассказу о музеях надо пару слов сказать об истории города.

Итак, Городец - один из древнейших малых городов России, который возник во второй половине 12 века как крепость для защиты Владимиро-Суздальских земель Руси от походов волжских булгар. Интересно знать, что город расположен на левом берегу и тем самым отделён рекой Волгой от остальной части государства. Поэтому учёные часто называют Городец времён основания «русским островом».

Плакат в центре города, «Великое в малом».
Плакат в центре города, «Великое в малом».

По одной из распространённых версий город был основан Юрием Долгоруким в 1152 год. По другой версии история города отсчитывается с 1171 года, когда он был упомянут в Лаврентьевской летописи во время правления Андрея Богословского Владимиро-Суздальским княжеством. С советского времени официально принята дата основания - 1152 год.

Замечательное граффити с изображением Александра Невского на торцевой стене одного из домов в Городце. Снизу указана дата основания города – 1152 год
Замечательное граффити с изображением Александра Невского на торцевой стене одного из домов в Городце. Снизу указана дата основания города – 1152 год

Во время нашествия ордынского военачальника Едигея в 1408 году Городец был сожжён и даже исчез с карт как населённый пункт, а территория в источниках значится как «пустой Городец».

После Городец возрождается как село только к концу 17 века. А с 18 века становится известен как центр хлебной торговли, выпечки печатных пряников, судостроения, и как пункт сбыта изделий из дерева («щепного товара», т.е. деревянной посуды, прялок и др.).

Конец 19 века и начало 20 века — время расцвета Городца, когда он стал богатым купеческим городом с чугунолитейными и механическими завода, верфями по постройке баржей, паровой мельницей, кожевенными и лесозаводами, и, конечно, с пряничными заведениями.

Городец, вид с Волги (1900- 1909). Фото с сайта pastvu.com
Городец, вид с Волги (1900- 1909). Фото с сайта pastvu.com

В советское время город не получил большого развития и остался крепким провинциальным городом.

Также стоит упомянуть герб города в форме геральдического щита, олицетворяющего форпост защиты от нападения врагов, на котором изображена волна, вздымающая ладью.

Герб Городца.
Герб Городца.

Геральдическое описание герба Городецкого района:

«В червлени (красном поле) на лазоревой (синей, голубой), окаймленной серебром бегущей вправо волне золотая ладья».

Голубой цвет символизирует неразрывную связь города с рекой Волгой. Волна вздымающая ладью, - стилизованное изображение Горьковской ГЭС, олицетворяющей преобразования наших дней. Ладья говорит о развитии судостроения - основной отрасли древнего и современного промышленного города.

В последние же десятилетия своей истории Городец развивается как туристический город, в котором расположено большое количество музеев и достопримечательностей. В результате программы развития туризма в городе была благоустроена его центральная часть и построен музейно-туристический комплекс «Город мастеров».

Деревянное здание музея и выставочного центра «Город мастеров».  Перед зданием продолжаются работы по благоустройству набережной и пристани.
Деревянное здание музея и выставочного центра «Город мастеров». Перед зданием продолжаются работы по благоустройству набережной и пристани.

Во время моего пребывания в городе в 2023 году велись работы по благоустройству прогулочной набережной и нового причала для кораблей. Ведь туристы в основном прибывают сюда на туристических теплоходах следующих по Волге.

Пешеходная зона на набережной в погожий летний вечер с прекрасным закатом.
Пешеходная зона на набережной в погожий летний вечер с прекрасным закатом.

Также по программе «Малые города и исторические поселения» была существенна благоустроена сохранившееся историческая часть города, создана пешеходно-рекреационная зона, которая начинается из самого центра Городца от площади Кольцова колодца и далее следует через скверы «Ленина», «Пионерии» и «Неизвестного солдата».

Схема благоустройства скверов. Изображение с сайта irgsno.ru
Схема благоустройства скверов. Изображение с сайта irgsno.ru
Начало пешеходной зоны у фонтана на площади Кольцова колодца.
Начало пешеходной зоны у фонтана на площади Кольцова колодца.

На входах в благоустроенные скверы установлены ворота в виде силуэта городецких прядильных донцев, которые я уже упоминал в предыдущей статье.

Ворота в виде донцев.
Ворота в виде донцев.

В перечисленных скверах предусмотрены комфортные места для тихого отдыха, зоны для настольных игр, детские площадки, фестивальные сцены и многое другое.

Как вы уже поняли Городец город купеческий, поэтому вначале я проложил свой маршрут через памятник купечеству.

Один из немногих памятников в России посвящённых купечеству.
Один из немногих памятников в России посвящённых купечеству.

На ограждении за памятником размещён ряд стендов, на которых представлена биография знатных купцов Городца.

Рядом с памятником купечеству берёт своё начало улица Ленина (бывшая Купеческая ул.), на которой расположен ряд музеев запланированных мной к посещению.

Первым на моём маршруте был музей «Городецкого пряника». Но до его открытия я успеваю ещё зайти в магазин сувениров расположенный напротив. Магазин называется «Городецкий кладенец», советую к посещению, здесь представлен достаточный ассортимент сувениров по не завышенным ценам.

Музей городецкого пряника расположен в бывшей усадьбе С.Ф. Тряпкина – И.А. Петелина построенной в 1906г.

Этот музей является вторым в стране, после тульского, который посвящён прянику. Здесь вы сможете познакомиться с историей и секретами пряничного промысла Городца. Музей состоит всего из трёх небольших помещений, рассказывающие об истории пряничного промысла с конца 19 века до наших дней. Его осмотр займёт не более часа.

Выпечка печатных пряников – один из самых старых промыслов в Городце, известный ещё с 18 века. Всего выпекалось более 30 сортов различных пряников.

Главными экспонатами музея являются резные печатные доски, с помощи которых изготавливают и наносят разнообразные печатные рисунки на пряниках. Благодаря таким доскам пряник был не только лакомством, но и своего рода произведением искусства. Чаще всего на пряничных формах вырезались звери, птицы, гербы и надписи-пожелания.

Печатные доски. Сверху в форме герба России.
Печатные доски. Сверху в форме герба России.
Доска для выпечки пряника в форме петуха
Доска для выпечки пряника в форме петуха

Городецкие пряники всегда славились своими размерами. Так самый большой печатный пряник в Городце был изготовлен в 1885 году к приезду великого князя Владимира (брата царя), он весил 25 кг.

Блюдо для подношения пряника великому князю Владимиру Александровичу.
Блюдо для подношения пряника великому князю Владимиру Александровичу.

В Городце пряничным делом занимались ряд фамилий потомственных пряничников, преимущественно староверы: Глазуновы, Бахаревы, Беляевы, Лемеховы и др.

Портрет пряничника Беляева, доски штучные (19 века), нож для резки пряников (19 век)
Портрет пряничника Беляева, доски штучные (19 века), нож для резки пряников (19 век)
Современная доска для изготовления 20 кг пряника «Пароход «Городец».
Современная доска для изготовления 20 кг пряника «Пароход «Городец».

В годы советской власти ряд мастеров-пряничников объединились в артель «Красный пряник».

Как правило, к большим праздникам или событиям изготавливают новые доски для создания особых памятных пряников. Так в музее есть доски созданные, к примеру, к зимним олимпийским играм в Сочи в 2014 году или же к летним олимпийским играм в Москве в 1980году.

Доски «Москва -80» и «Олимпиада – Москва -80»
Доски «Москва -80» и «Олимпиада – Москва -80»
Доска «Олимпиада. Сочи. 2014»
Доска «Олимпиада. Сочи. 2014»

Следующий посещённый мной музей - музей «Городец на Волге».

Здание музея «Городец на Волге» слева, справа здание краеведческого музея в бывшей усадьбе Облаева. Ул. Ленина д. 9 и д. 11.
Здание музея «Городец на Волге» слева, справа здание краеведческого музея в бывшей усадьбе Облаева. Ул. Ленина д. 9 и д. 11.

Особо хочу отметить данный музей с очень доброжелательными сотрудниками. В музее большое внимание уделено периоду истории с 1860-х гг. до 1917г., когда город пережил бурное развитие, значительно преобразился его облик. Судостроение и хлеботорговля стали основными источниками дохода купцов. Наступает расцвет промыслов – резьбы, росписи, печатных пряников и др.

Место для фото у штурвала в музее «Городец на Волге».
Место для фото у штурвала в музее «Городец на Волге».

Музей состоит из нескольких основных экспозиций: «Волга и её труженики», «В мастерской запели молотки», «Меняя ход Волги и судьбы людей», «Солдаты неба».

Экспозиция «Волга и её труженики» рассказывает о развитии судостроения и судоходства на Волге, о промыслах и деятельности купцов и промышленников.

Здесь же выставлены некоторые модели и макеты судов, ходивших по Волге в то время.

Одним из легендарных судов, ходивших по Волге до середины 19 века, была Расшива.

Расшива, торговое судно в 18-19 вв.
Расшива, торговое судно в 18-19 вв.

Из всех волжских судов расшивы были наиболее совершены, зауженные и приподнятые над палубой нос и корма судна, закругленные формы придавали ему лёгкость хода и управления, а плоское дно облегчало прохождение мелей. В длину расшивы были около 30-35 метров, грузоподъёмность составляла до 18 тыс. пудов. Расшивы возили хлеб.

В интерактивной зоне можно почувствовать себя бурлаком, накинув лямку, что я и сделал.

Фрагмент бурлацкой лямки.
Фрагмент бурлацкой лямки.

Ещё запомнились несколько фотографий с уловом волжских рыбаков. На Волге ещё в начале 20 века водились огромные хищные рыбы Белуги, которые достигали в длину до 9 метров и имели массу до 1,5 т (!). Сейчас же подниматься для нереста рыбе мешает построенная серия ГЭС, хотя раньше рыбы поднимались по бассейну Волги очень высоко, прямо до Твери.

Рыбы реки Волги
Рыбы реки Волги

Следующая экспозиция «В мастерской запели молотки» знакомит с плотничным и столярным ремеслами и кузнечным делом.

Экспозиция «Меняя ход Волги и судьбы людей» повествует об истории строительства и значимости Горьковской ГЭС, о которой я уже упоминал в одной из предыдущих статей, когда посещал город Заволжье.

Строительство Горьковской ГЭС стартовало в 1948 году. На грандиозную стройку съехалось несколько тысяч человек, приезжали семьями, комсомольскими бригадами и жили в палатках, бараках или сборных домиках.

Схема Горьковского моря образованного после строительства ГЭС (обозначена красной линией) . По сути это большая часть маршрута моего путешествия от р. Елнать и Юрьевца,  до Чкаловска и Городца ниже.
Схема Горьковского моря образованного после строительства ГЭС (обозначена красной линией) . По сути это большая часть маршрута моего путешествия от р. Елнать и Юрьевца, до Чкаловска и Городца ниже.

Вначале к 1951 году был построен город Заволжье, названный «городом энергетиков», сюда же в город было переселено местное население деревень попавших в зону затопления.

Митинг в Заволжье, на фото здание кинотеатра.
Митинг в Заволжье, на фото здание кинотеатра.

А к 1955 году состоялось перекрытие русла реки Волги, и были введены в строй первые гидроагрегаты. Станция выработала свои первые киловатты электроэнергии.

Горьковская ГЭС перед затоплением, 1955г.
Горьковская ГЭС перед затоплением, 1955г.

Строительство ГЭС решила ряд задач: выработку недорогой энергии, появление глубоководного пути по Волге, а также соединила два берега реки и тем самым обеспечила транспортное сообщение.

Остатки мамонта найденные при строительстве Горьковской ГЭС в 1950-е гг.
Остатки мамонта найденные при строительстве Горьковской ГЭС в 1950-е гг.

И заключительная постоянная экспозиция «Солдаты неба» посвящена Победе над фашизмом в Великой Отечественной войне. Здесь представлены: личные вещи и документы фронтовиков, трофеи и диорамы, инсталляции времен войны, рассказывающие о жизни в военное время.

Картина «Девятое мая», расположенная при входе на экспозицию. Праздник со слезами на глазах.
Картина «Девятое мая», расположенная при входе на экспозицию. Праздник со слезами на глазах.
Агитационный плакат времён войны.
Агитационный плакат времён войны.
Осколки, извлечённые у людей из орбит.
Осколки, извлечённые у людей из орбит.

Здесь в экспозиции запомнился зал «Забытая война» (Первая мировая война), рассказывающий о сложном быте солдат во время войны и ряд фотографий. Так на одной из фотографий запечатлён в начале 20 века 150-й Таманский полк в полном составе (1119 человек).

На фотографии  также запечатлён и один военный с велосипедом!
На фотографии также запечатлён и один военный с велосипедом!
Вот он человек с велосипедом. Передняя звезда что надо!
Вот он человек с велосипедом. Передняя звезда что надо!

И это оказалась не единственная фотография с велосипедистами. Тут же была запечатлена целая рота самокатчиков и солдат со складным велосипедом

Рота самокатчиков
Рота самокатчиков
Самокатчик  со складным велосипедом.
Самокатчик со складным велосипедом.

Тут же можно было попробовать завязать портянку.

Правила навёртывания портянок.
Правила навёртывания портянок.
Интересный экспонат – ваза из гильзы английского 105 мм снаряда.
Интересный экспонат – ваза из гильзы английского 105 мм снаряда.

Отдельно стоит отметить часть экспозиции посвящённой Вольской Матрёне Исаевне – учительница, которая во время Великой Отечественной войны в ходе двухсоткилометрового пешего перехода через леса и болота вывела более 3 тысяч детей из Смоленской области через линию фроната в советский тыл, чтобы спасти их от угона немцами на работу в Германию. При этом весь поход она прошла будучи беременной.

В конце концов, большинство детей эвакуировали в город Горький (ныне Нижний Новгород). Здесь же в Городецком районе Нижегородской области продолжила проживать Вольская.

Экспозиция, посвящённая Вольской Матрёне Исаевне.
Экспозиция, посвящённая Вольской Матрёне Исаевне.

За боевые заслуги в рядах партизанского отряда (в нём она состояла до похода) Матрёна Вольская была награждена ордером Красного Знамени, а вот за свой подвиг по спасению детей никаких наград не получила, при этом не считала даже свой поход подвигом.

Бюст Вольской Матрёны Исаевны.
Бюст Вольской Матрёны Исаевны.

В 2020 году в Городце был открыт памятник «Матрёне Исаевне Вольской с детьми».

Памятник «Матрёне Исаевне Вольской с детьми».
Памятник «Матрёне Исаевне Вольской с детьми».

Музей Городец на Волге оставил очень приятное впечатление. Советую к посещению.

По соседству расположен Городецкий краеведческий музей в бывшей усадьбе купцов-старообрядцев Облаевых. Экспозиция музея довольно богатая и на осмотр всех залов уйдёт немало времени.

Один из залов музея посвящён золотой вышивке нитями, известной в Городце на протяжении более 300 лет. Здесь представлены платки, костюмы, косынки и иные изделия с вышивкой.

Нужно отметить, что золото применялось для изготовления нитей лишь в древности. Со временем оно заменялось либо тонкой позолотой металлической основы, либо материалами имитирующими золото.

Изделия с золотой вышивкой стоили дорого, их бережно хранили и одевали только по праздникам.
Изделия с золотой вышивкой стоили дорого, их бережно хранили и одевали только по праздникам.
Панно «Древний Городец» с вышивкой ручной работы
Панно «Древний Городец» с вышивкой ручной работы

Ещё в двух залах музея воссозданы интерьеры купеческой спальни и гостиной Облаевых.

Здесь же в гостиной представлен один из самых интересных и уникальных экспонатов – резной шкаф Г.Е Токарева – Казарина, который также называется «религиозный» .

Одной из главных тем в этой работе является Священное Писание. Иллюстрации о библейском царе Соломоне, цитаты из «Апокалипсиса» соседствуют с историческими и бытовыми сюжетами: «Тимофей Осипов обличает Лжедмитрия», «С дарами Ермака у Иоанна Грозного», «Охота на медведя» и др.

А это так называемый «Подголовник» - сундук для ценных вещей, а точнее дорожный сейф. При переездах в санях его укладывали под голову, а сверху покрывали подушкой.
А это так называемый «Подголовник» - сундук для ценных вещей, а точнее дорожный сейф. При переездах в санях его укладывали под голову, а сверху покрывали подушкой.

В зале городецкой резьбы и росписи экспонируется второй шкаф Токарева-Казарина – «исторический».

Шкаф посвящён русской и мировой истории. Мастер изобразил таких исторических личностей как: Ермака Тимофеевича (ЕТ- у картин присутствуют инициалы), Василия Шуйского (ВШ), Дмитрия Донского (ДД), Михаила Фёдоровича Романова (МФ), Ивана Грозного (ИР), Жанну Дэ Арк (АД), Стенька Разин, портреты Рбюриковичей (Рюрика, Олега, Игоря и др), князя Пожарского (КП), Козьма Минина. А также несколько сюжетов, например, падение Рима, поход казаков Разина на Каспий, поход Ганнибала.

Также существует и третий шкаф созданный мастером, он хранится в музее Великого Новгорода.

Рядом расположены ещё два уникальных произведения народного искусства, редкие примеры деревянных скульптур – это надвратные львы с ворот дома видного городецкого купца А.Я. Сотина.

Один из деревянных львов. Рядом фото ворот, где львы располагались раньше.
Один из деревянных львов. Рядом фото ворот, где львы располагались раньше.
Дата и автор их изготовления точно не известны.
Дата и автор их изготовления точно не известны.

В этом же зале представлены образцы городецкой росписи, домовой резьбы, резные и расписные донца прялок и т.д.

Городецкое оконце с богатыми резными наличниками
Городецкое оконце с богатыми резными наличниками
Макет разрушенного Троицкого собора, созданный Никифоровым Владимиром Николаевичем
Макет разрушенного Троицкого собора, созданный Никифоровым Владимиром Николаевичем

После Краеведческого музея продолжаю свой путь и через ул. Андрея Рублёва попадаю на ул. Набережной Революции, где расположен следующий ряд музеев.

На ул. Набережной Революции вначале захожу в дом-музей графини Паниной.

Дом  графини Паниной – образец архитектуры деревянного ампира. Фото с сайта russiaguides.ru
Дом графини Паниной – образец архитектуры деревянного ампира. Фото с сайта russiaguides.ru
Старые деревянные ворота Дома Графини Паниной. Как я узнал позже это копия ранее существовавших здесь ворот. А оставшиеся элементы сейчас расположены в музее.
Старые деревянные ворота Дома Графини Паниной. Как я узнал позже это копия ранее существовавших здесь ворот. А оставшиеся элементы сейчас расположены в музее.

Софья Владимировна Панина – представитель старинного дворянского рода, которая стала широко известна в народе вследствие своих благотворительных начинаний, таких как: создание бесплатных столовых для детей, строительство народного дома (общедоступные культурно-просветительские учреждения), материальных пожертвований больным и раненым воинам и др. Была членом партии кадетов и в 1917 году во Временном правительстве занимала должность министра народного просвещения.

Посещение данного музея оставило не лучшее впечатление, в первую очередь из-за странного поведением сотрудников, которые постоянно отгоняют тебя в сторону от экскурсионных групп, прибывших на туристических судах в Городец, и чуть ли не заставляли затыкать уши, не дай Бог, ты услышишь, что там рассказывают…

А если говорить непосредственно о музее, то его можно назвать «тысяча и одна мелочь», поскольку здесь представлено большое количество экспонатов из истории русского костюма, музыкальных машин (граммофонов, шарманок, шкатулок и др.), старопечатных книг, старинных утюгов и часов. Лучше всего осмотр музея производить с экскурсоводом, чтобы узнать все секреты и интересные факты представленных экспонатов.

Первое помещение музея – это гостиная, в которой в основном представлены старинные музыкальные инструменты.

Гостиная.
Гостиная.

В зале традиционного и городского костюма помимо осмотра различных нарядов вы можете познакомиться с одним из красивейших промыслов – золотым шитьём, а также узнать о менее трудоёмком набивном способе украшения ткани.

Доски для набивки рисунка.
Доски для набивки рисунка.

В следующем зале представлены коллекции различных утюгов (угольные, спиртовые, чугунные, бронзовые и многие другие) и весов (коромысловые, пружинные и др.).

Под коллекцию старинных часов выделен целый зал, здесь представлено около 90 экспонатов настенных, консольных, каретных и карманных часов. Многие часы в рабочем состоянии.

В одном из залов представлен интересный экспонат – это сохранившийся элемент деревянных ворот (навершие), о которых я уже упоминал выше. Данный элемент ворот, выполненный из лиственницы, был передан на хранение в музей в конце 1980-х гг, когда исторические ворота стали ветхими. А вместо ворот из лиственницы в 1994 г. была выполнена и установлена копия из сосны.

Навершие (надвратная доска) ворот с частью герба посередине.
Навершие (надвратная доска) ворот с частью герба посередине.

В итоге, особо не задерживаясь, осмотрел довольно богатую экспозицию дома-музея графини Паниной и отправляюсь дальше в музей «Терем русского самовара».

Здесь представлено «море» самоваров (более 400) и иных предметов старины так или иначе связанных с чаепитием.

Музей небольшой и состоит всего из трёх залов и, несмотря на это, включает более 1000 предметов.

Самовары, самовары и самовары…
Самовары, самовары и самовары…

Коллекция музея включает также предшественников самоваров, таких как: чайник-сбиттенник, самовар-кухня, самоваром «Кумганов», а также ряд иностранных аналогов самоваров.

-72
Конструкция самовара
Конструкция самовара
В разрезе
В разрезе

Тут же в следующем зале можно увидеть один из самых маленьких самоваров, буквально рассчитанный на одну кружку, объёмом 75 мл. Он носит название «Эгоист».

Самовар Эгоист. Фото с сайта f.otzyv.ru, автор Галина Юр.
Самовар Эгоист. Фото с сайта f.otzyv.ru, автор Галина Юр.

Сразу напротив расположен уже самый большой самовар музея – «Трактирный», вмещающий 53 литра.

Самовар «Трактирный»
Самовар «Трактирный»

На поверхности некоторых самоварах можно заметить оттиски медалей, которые получил самовар на различных выставках. Высшей наградой на всероссийских выставках считался государственный герб, утверждённый министерством финансов за лучшие фабричные изделия.

Тут же представлено немалое количество подстаканников, и иных предметов, например, сахароколок.

Сахароколка и сахар на заднем плане в виде больших конусов.
Сахароколка и сахар на заднем плане в виде больших конусов.

В третьем зале представлен интересный дорожный погребец с походным самоваром и приборами.

Дорожный погребец с самоваром.
Дорожный погребец с самоваром.

Тут же представлены самовары-сувениры, например металлические узорные или же берестяные или глиняные расписные

Самовары-сувениры.
Самовары-сувениры.
Часть экспонатов не вместилась в основных залах, поэтому разместились на веранде.
Часть экспонатов не вместилась в основных залах, поэтому разместились на веранде.

Последний музей на моём пешем маршруте это музей Александра Невского, который оставил очень приятное впечатление. Музей новый и был открыт в 2021 году в год 800-летия Александра Невского.

Создан данный музей в Городце не случайно. По одной из версий именно в Городце 14 ноября 1263 года по пути из Золотой Орды умер великий князь Александр Ярославович Невский, который, как считается, был отравлен ещё в Орде.

Большая часть экспозиции музея посвящена славянской культуре и письменности на Руси. Здесь подробно рассказывают о славянских азбуках, таким как Глаголица, Кириллица, Устав, Полуустав.

Глаголица
Глаголица

Рядом представлены копии берестяных грамот и рисунков новгородского мальчика Онфима, жившего в 13 веке.

Онфим автор одних из самых древних  детских рисунков на бересте.
Онфим автор одних из самых древних детских рисунков на бересте.

Центральным экспонатом музея, пожалуй, является княжеский шлем 12-14 века (подобных шлемов в России сохранилось всего несколько штук). Как я уже упоминал в прошлой статье (ССЫЛКА) этот шлем был найден местными жителями на одном из огородов частного участка Городца и вначале принят за старый рукомойник (!)

Ещё один из ценнейших экспонатов музея, помимо шлема, это подлинная вислая свинцовая печать Александра Невского, которая была найдена в 1990 году на берегу Волги.

Вислая свинцовая печать Александра Невского.
Вислая свинцовая печать Александра Невского.

В средние века такие печати крепились к документам на верёвках (нитях), и тем самым заменяли подпись и подтверждали подлинность документа.

В центре одного из залов представлен большой макет старых Городецких укреплений, о которых сейчас остались лишь небольшие земляные валы, о них я также уже упоминал в прошлой статье.

В отличие от дома-музея графини Паниной, здесь сотрудники не заставляли держаться в стороне от экскурсионных групп, а даже с большим интересом рассказывали о музее всем желающим. Поэтому обязательно советую к посещению данный музей.

Одни из экскурсоводов музея.
Одни из экскурсоводов музея.

На фото выше, на карте за спиной экскурсовода указаны исторические места и памятники, связанные с именем великого князя Александра Невского. Сюда же можно уже добавить ещё один монументальный памятник посвящённый 800-летию со дня рождения Александра Невского в Самолве, который я посетил в 2024 году во время двухдневного велосипедного путешествия по северу Псковской области, о нём вы можете прочитать в этой статье.

По преданию, Александр Невский доехав до Городца, принял монашеский постриг и умер в келье Городецкого Фёодоровского монастыря.

Над макетом размещена картина Ледового побоища.
Над макетом размещена картина Ледового побоища.
Тут же рядом портрет Александра Невского в доспехах.
Тут же рядом портрет Александра Невского в доспехах.

На этом знакомство с музейным кварталом Городца я закончил. Помимо посещённых мной музеев можно было ещё посетить пару музеев, например ,музей «Галерея добра», где в 2011 году был обнаружен денежный клад семьи Плехановых в виде 1774 банкнот 19-20 вв. Или же посетить музейно-туристический комплекс «Город мастеров», расположенный в уникальном воссозданном здании в традициях русского деревянного зодчества. Здесь также рассказывают о всех народных промысла, которыми славится Городец.

-96

В конце статьи хотел бы сказать, что в Городце вполне можно было задержаться ещё на один день, поскольку здесь достаточно много достопримечательностей, музеев и мест для прогулок. К тому же за первые пять дней путешествия (отпуска, ха-ха) накопилась усталость и хотелось передохнуть.

Об иных достопримечательностях, а именно усадьбах и домах купцов, старых земляных укреплений Городца и других памятников, читайте в предыдущей статье о велосипедной поездке по городу в первый день пребывания в Городце.

  • GPX трек маршрута с отметками: Городец
  • Маршруты на Strava: Городец (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

Читайте также:

Статья-предисловие о моём путешествии: «Нерехта – Кинешма – Юрьевец – Чкаловск – Городец – Нижний Новгород»

Велосипедное путешествие «Нерехта – Кинешма – Юрьевец – Чкаловск – Городец – Нижний Новгород» из серии «Тур де Волга»
ВелоПешеходинг. Велосипедные и пешие путешествия.26 ноября 2023

День 1. «Нерехта и дорога из Кинешмы в Юрьевец»:

Велосипедное путешествие. День 1. Нерехта, успеть за 60 минут, и дорога из Кинешмы в Юрьевец: Решма, источник Симона Юрьевецкого, Ёлнать.
ВелоПешеходинг. Велосипедные и пешие путешествия.26 ноября 2023

День 2. «Пешком по Юрьевцу»:

День 3 «Юрьевец - Пучеж - Чкаловск»:

День 4. «Пешком по Чкаловску»:

День 5. «Чкаловск – Пурех – Заволжье - Городец»:

День 5. "Кружок южнее Городца"