Найти в Дзене

День 4. Пешком по Чкаловску: новая набережная с пристанью, дом-музей В.П. Чкалова, Музей скорости и конструктор Р.Е. Алексеев

Четвёртый день моего путешествия был посвящён пешей прогулке по Чкаловску с осмотром достопримечательностей, новой туристической набережной, городского пляжа с посещением музеев: мемориальный музей
В.П. Чкалова (дом Валерия Чкалова) с расположенным рядом ангаром, музея скорости, краеведческого музея, а также выставочного зала им. А.М. Каманина. GPX трек пешего маршрута: Чкаловск Город Чкаловск, расположенный на правом берегу Волги, возник в XII веке и на тот момент получил название Василёва Слобода (Василёво) в честь своего основателя, - князя Василия Юрьевича, сына Юрия Долгорукого. Поселение служило запасным пунктом обороны для города Городца (его я также посетил и расскажу о нём в следующих статьях), расположенного поблизости на левом берегу Волги. В селе занимались многими промыслами, но особенно широко было развито гончарное дело. Так в середине XIX века здесь числилось около 25 гончарных мастерских. Также в это время Василёва Слобода была одним из основных поставщиков бурлаков д
  • Тип маршрута: пешеходный
  • Протяжённость: ≈ 9 км
  • Краткое описание: пешеходная прогулка по центру и набережной Чкаловска с посещением музеев.
  • Достопримечательности: новая туристическая набережная с городским пляжем, дом-музей В.П. Чкалова с ангаром, Музей скорости, Краеведческий музей, выставочный зал им. А.М. Каманина, дом купцов Рукавишниковых, памятник В.П. Чкалову, Парк Победы, дубовая роща с великолепным видом на Волгу.
  • GPX трек маршрута с отметками: Чкаловск
  • Маршруты на Strava: Чкаловск (пешком) / Чкаловск (вело) (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

Четвёртый день моего путешествия был посвящён пешей прогулке по Чкаловску с осмотром достопримечательностей, новой туристической набережной, городского пляжа с посещением музеев: мемориальный музей
В.П. Чкалова (дом Валерия Чкалова) с расположенным рядом ангаром, музея скорости, краеведческого музея, а также выставочного зала им. А.М. Каманина.

День 4. Схема пешего маршрута в Чкаловске.
День 4. Схема пешего маршрута в Чкаловске.

GPX трек пешего маршрута: Чкаловск

Город Чкаловск, расположенный на правом берегу Волги, возник в XII веке и на тот момент получил название Василёва Слобода (Василёво) в честь своего основателя, - князя Василия Юрьевича, сына Юрия Долгорукого. Поселение служило запасным пунктом обороны для города Городца (его я также посетил и расскажу о нём в следующих статьях), расположенного поблизости на левом берегу Волги.

В селе занимались многими промыслами, но особенно широко было развито гончарное дело. Так в середине XIX века здесь числилось около 25 гончарных мастерских. Также в это время Василёва Слобода была одним из основных поставщиков бурлаков для Волги.

Во второй половине XIX века, с появлением пароходов и большегрузных барж, здесь были созданы первые судостроительные и судоремонтные мастерские, что привело к росту населения села.

В 1937 году Василёва Слобода была переименована в Чкаловск в честь родившегося здесь Валерия Павловича Чкалова. Если кто не знает, то
В.П. Чкалов — знаменитый советский лётчик-испытатель и Герой Советского Союза, который в качестве командира экипажа самолёта совершил в 1937 году первый беспосадочный рекордный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (США).

В 1950-е годы в связи со строительством Горьковской ГЭС большая часть Чкаловска попала в зону затопления. Часть домов города были перенесены, также на новом месте был отстроен судостроительный завод, но в тот же момент были уничтожены ряд сооружений и зданий, например, две старинные каменные церкви – Троицы Живоначальной и Анастасии Узорешительницы.

Утраченная церковь Троицы Живоначальной, построен в 1883 г. Фото с sobory.ru
Утраченная церковь Троицы Живоначальной, построен в 1883 г. Фото с sobory.ru

Пару слов нужно сказать о гербе Чкаловска, который был утверждён в 2013 году.

Современный герб Чкаловска
Современный герб Чкаловска

В описание герба сказано следующее:

"В лазоревом поле под включенной червленой* главой, обремененной серебряным, летящим вправо с воздетыми крыльями и подобранными лапами, соколом - золотая ладья с таковыми же мачтой и флюгером и с серебряным парусом, плывущая по серебряным волнам".

*устар. «красной»

Кто-то, возможно, возразит, что сокол летит не вправо, а наоборот влево. Но это не так, согласно правилам европейской геральдики, стороны герба определяются со стороны того, кто его несёт, а не того, кто на него смотрит извне, поэтому, таким образом, сокол летит именно вправо. Это направление в геральдике связано с будущим, с наступлением и победой. Направление же налево (смотрящего извне – «направо») связывается с прошлым, с трусостью и бегством. Поэтому все традиционные гербы с изображением птиц развёрнуты строго в одну сторону.

Символика герба города Чкаловск отражает его прошлое и настоящее:
-
лодка под парусом - символизирует многие поколения василевских судостроителей и судоремонтников, и саму судоверфь. Лодка с наполненным ветром парусом - символ целеустремленности и постоянного обновления;
-
летящий во главе сокол - аллегория "сталинских соколов", одним из которых был В.П. Чкалов. Символика сокол созвучна символике орла - символ напора, скорости, ярости, неустрашимости, верховенства. Все эти качества были присущи и лучшим летчикам-испытателям;
- л
азурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения. Лазурь символизирует великую русскую реку Волгу;
-
червлень (красный цвет) - символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника;
-
золото - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая;
-
серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.

Старый герб Чкаловска (1996-2013г).
Старый герб Чкаловска (1996-2013г).

В верхнем поле старого герба помещается элемент герба Нижегородской области: красный олень, а в нижней половине герба на синем фоне изображение ладьи, символизирующее судоходством и судостроением, и на красном фоне самолёт белого цвета – символ недавнего прошлого, чему поселение было обязано переименованием его в г. Чкаловск – родину прославленного лётчика нашего времени В.П. Чкалова.

На въезде в город нас встречает величественный бронзовый памятник Валерию Чкалову, установленный на высоком постаменте на площади Чкалова перед Домом культуры и спорта. Памятник открыт в 1981 году и выполнен по проекту скульптора П.И. Гусева.

Местные аккуратные четырёхэтажные дома
Местные аккуратные четырёхэтажные дома

По дороге к набережной прохожу рядом с церковью Анастасии Узорешительницы, которая была открыта в 90-е годы в здании бывшей столовой. Примечательно, что ранее в старой Василёвой Слободе существовала одноимённая церковь, построенная в 1797 году, но уничтоженная при создании Горьковского водохранилища, о чём я уже упоминал выше.

Новая небольшая церковь Анастасии Узорешительницы
Новая небольшая церковь Анастасии Узорешительницы
Вид с Волги на село Василёва Слобода с Вознесенской и Анастасьевской церквями, 1894-1903. Фото с pastvu.com
Вид с Волги на село Василёва Слобода с Вознесенской и Анастасьевской церквями, 1894-1903. Фото с pastvu.com

Пройдя около 2,5 километров, я достиг берега Волги и новой благоустроенной общественной зоны на набережной.

Изначально в 2020 году концепция благоустройства набережной с пристанью Чкаловска победила во «Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях».

Реализация проекта началась в 2021 году и должна была завершиться через год, но, как я понял по информации из Интернет-ресурсов, строительство вызвало много нареканий по качеству работ и растянулись на три года. Сейчас же в 2023 году набережная выглядит полностью достроенной и благоустроенной.

Стенд с фирменным логотипом в виде самолёта, на котором представлена схема благоустроенной туристической набережной и пляжа.
Стенд с фирменным логотипом в виде самолёта, на котором представлена схема благоустроенной туристической набережной и пляжа.

Примечательно, что на схеме обозначены исторические затопленные улицы при создании Горьковского водохранилища, а также сохранившаяся застройка Василёвой Слободы, это буквально несколько старых зданий на улице вдоль берега Волги.

Штриховыми линиями обозначены исторические затопленные улицы.
Штриховыми линиями обозначены исторические затопленные улицы.
Дом купцов Рукавишниковых
Дом купцов Рукавишниковых

Новая набережная с причалом оставила приятное впечатление, на ней созданы красивые пешеходные дорожки, замечательная детская площадка в виде корабля на подводных крыльях, установлены лавочки и запоминающиеся арт-объекты в виде самолётов и многое другое.

Мощённые пешеходные дорожки набережной
Мощённые пешеходные дорожки набережной
Арт-объекты в виде самолётов
Арт-объекты в виде самолётов
Детская площадка в виде корабля на подводных крыльях
Детская площадка в виде корабля на подводных крыльях
Здание павильона с амфитеатром
Здание павильона с амфитеатром
Приметные красные лавочки у пристани.
Приметные красные лавочки у пристани.

Теперь благоустроенную набережную с причалом называют «речными воротами» Чкаловска, ведь во время летней навигации сюда постоянно приходят речные теплоходы с тысячами туристов, что, безусловно, положительно отражается на экономике города. При этом не были забыты интересы местных жителей, которые получили обновлённый городской пляж, новый амфитеатр для концертов и праздников, а также площадки для отдыха и занятия спортом.

Таким образом, вдоль реки Волги создан единый рекреационно-прогулочный маршрут по набережной от причала до музеев города, который служит для отдыха местных жителей и приезжающих туристов.

Тем временем причалил красивый теплоход «Семён Будённый», который выглядел особенно красиво на фоне волжского пейзажа в такую прекрасную солнечную погоду.

Прекрасный вид открывающийся на Волгу с новой набережной.
Прекрасный вид открывающийся на Волгу с новой набережной.
Мыс с крутым берегом напротив пристани, вход на который, как я выяснил на следующий день, перекрыт какими-то «частниками». Наверняка незаконно.
Мыс с крутым берегом напротив пристани, вход на который, как я выяснил на следующий день, перекрыт какими-то «частниками». Наверняка незаконно.

После набережной отправляюсь дальше и держу путь в сторону центра туризма «Русские крылья».

Непонятный указатель из старых номерных знаков
Непонятный указатель из старых номерных знаков
Памятник истребителю Миг-21 перед зданием музея
Памятник истребителю Миг-21 перед зданием музея

В центре туризма «Русские крылья», расположенном в здании дома культуры им. В.П, Чкалова, я посетил музей скорости и выставочный зал им. А.М Каманина.

Первые несколько залов музея скорости отведены под краеведческий музей, в котором большое внимание уделено истории «до» и «после» затопления Василёвой Слободы при строительстве Нижегородской ГЭС, утраченным церквям, бурлачеству на Волге и крестьянскому быту.

Макет части посёлка, который был затоплен при создании Горьковского водохранилища
Макет части посёлка, который был затоплен при создании Горьковского водохранилища
Карта затопленной части Чкаловска (Василёвой Слободы). Современная граница берега обозначена красной штрих-пунктирной линией, всё что выше неё оказалось под водой.
Карта затопленной части Чкаловска (Василёвой Слободы). Современная граница берега обозначена красной штрих-пунктирной линией, всё что выше неё оказалось под водой.
Старые утраченные церкви Василёвой Слободы: Вознесенская церковь, Анастасьевская церковь, Воскресенская и Троицкая церковь
Старые утраченные церкви Василёвой Слободы: Вознесенская церковь, Анастасьевская церковь, Воскресенская и Троицкая церковь
Рассказ о применении бересты в качестве гидроизоляции между фундаментом и стенами на примере деревянной Милинской церкви,  к сожалению, утраченной в 2011г.
Рассказ о применении бересты в качестве гидроизоляции между фундаментом и стенами на примере деревянной Милинской церкви, к сожалению, утраченной в 2011г.
Элемент "сохранившейся"  фрески из Милинской церкви
Элемент "сохранившейся" фрески из Милинской церкви
Картины Спасо-Преображенского собора в селе Пурех, который я также посетил по дороге к Городцу.
Картины Спасо-Преображенского собора в селе Пурех, который я также посетил по дороге к Городцу.
Немногие знают, что были даже женщины-бурлачки
Немногие знают, что были даже женщины-бурлачки

Следующие залы уже непосредственно посвящены музею скорости.

Максимальная скорость, достигнутая на велосипеде
Максимальная скорость, достигнутая на велосипеде

Большая часть залов музея скорости посвящена знаменитому советскому кораблестроителю Ростиславу Евгеньевичу Алексееву – создателю судов на подводных крыльях и экранопланов. Здесь собраны экспонаты, рассказывающие о жизни и личности конструктора, а также макеты, модели, эскизы и рисунки его проектов.

Эскизы проектов Р.Е. АЛексеева
Эскизы проектов Р.Е. АЛексеева
Ростислав Евгеньевич Алексеев
Ростислав Евгеньевич Алексеев

Алексеев любил скорость и говорил:

«Скорость определяет темп развития общества».
Судно на подводных крыльях парящее над водной гладью. Фото с сайта idiya-nic.livejournal.com
Судно на подводных крыльях парящее над водной гладью. Фото с сайта idiya-nic.livejournal.com

Судно на подводных крыльях – это судно с установленными под его корпусом крыльями на стойках, на которых при движении возникает подъёмная сила, полностью поднимающая корпус из воды. Благодаря чему снижается сопротивление воды движению судна и повышается его скорость.

Известный многим, в том числе и мне, петербуржцу, теплоход на подводных крыльях «Метеор».
Известный многим, в том числе и мне, петербуржцу, теплоход на подводных крыльях «Метеор».

Первое пассажирское судно на подводных крыльях появилось в 1956 году и называлось «Ракета».

Рассказ о первом рейсе судна «Ракета»
Рассказ о первом рейсе судна «Ракета»

В 60-е годы Ростислав Алексеев выпустил ряд классических моделей скоростных судов на подводных крыльях, которые получили названия: «Ракета», «Метеор», «Буревестник», «Спутник», «Комета».

Самой совершенной работой специалисты признали «Метеор», а самым скоростным судном – «Буревестник».

Также под Чкаловском, на реке Троца, располагалась испытательная база конструкторского бюро Алексеева. Здесь же сейчас рождаются современные теплоходы на подводных крыльях «Валдаи». Рядом с ним я проехал на следующий день, когда держал свой путь в Пурех.

Теплоход на подводных крыльях «Валдай». Фото с сайта maina.club
Теплоход на подводных крыльях «Валдай». Фото с сайта maina.club

В своих разработках Алексеев дошёл до создания экранопланов – это транспортное стредство для перемещения над поверхностью, поддерживаемое в атмосфере за счёт взаимодействия с воздухом, отражённым от поверхности земли или воды (так называемый экранный эффект).

За всё время конструирования Алексеевым были созданы экраноплан-ракетоносец, транспортно-десантный и аварийно-спасательный экранопланы. На одной из экспозиций представлены их фотографии, макеты и модели.

Модели экспериментальных экранопланов.
Модели экспериментальных экранопланов.
Модель пассажирского экраноплана «Волга-2»
Модель пассажирского экраноплана «Волга-2»

Экраноплан «Волга-2» - экраноплан созданный в 1986 году для скоростных пассажирских перевозок, активного туризма и деловых поездок. Способен вместить на борт до 8 человек.

Модель экраноплана для испытания на катапульте.
Модель экраноплана для испытания на катапульте.
Транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок»
Транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок»

Экраноплан «Орлёнок» - это транспортно-десантный экраноплан предназначенный для переброски морских десантов численностью до 200 человек или нескольких бронированных машин, например, танков или БТР, на дальность до 1500 км. Принят на вооружение ВМФ в 1979 году. Мог отрываться от поверхности экрана и переходить в самолётный режим полёта, поднимаясь на высоту до 3000 метров. Интересно, что данный экраноплан мог выходить прям на берег для загрузки и выгрузки десанта, а затем уходить обратно в море, благодаря управляемой гидролыже.

В верхней части экраноплан «Спасатель», в нижней – экраноплан ракетоносец «Лунь»
В верхней части экраноплан «Спасатель», в нижней – экраноплан ракетоносец «Лунь»

Экраноплан ракетоносец «Лунь» построен в 1986 году по заказу ВМФ в единственном варианте и предназначен для выполнения боевых задач по борьбе с надводными кораблями. Вооружён шестью противокорабельными ракетами. Данный экраноплан был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске.

Экраноплан Лунь. Фото с сайта oldmachinepress.com
Экраноплан Лунь. Фото с сайта oldmachinepress.com
Экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря, где планируется построить парк «Патриот». Фото с сайта nosoldat.net
Экраноплан Лунь на берегу Каспийского моря, где планируется построить парк «Патриот». Фото с сайта nosoldat.net

Второй экраноплан, который заложили в 1987 году на заводе «Волга» в городе Горький (ныне – Нижний Новгород) тоже планировался как боевой, но в связи в распадом Советского Союза и, соответственно, тяжёлым финансовым положением, было принято решение о переоборудовании его в поисково-спасательный экраноплан, после чего он и получил своё название - «Спасатель». В данный момент экраноплан расположен под открытым небом на территории завода «Красное Сормово».

Также Алексеев увлекался горными лыжами, подводным плаванием, управлял самолетами, судами, яхтами, участвовал в парусных гонках. Парусная регата, в которой он победил в 1938 году еще студентом, сейчас носит имя Р.Е. Алексеева. Символично, что единственная в жизни встреча Ростислава Алексеева с Валерием Чкаловым произошла на парусных гонках. Два человека, которые оба любили скорость и полёты.

Кубок Р.Е. Алексеева одноимённой всероссийской парусной регате.
Кубок Р.Е. Алексеева одноимённой всероссийской парусной регате.

У Алексеева было жесткое правило: за руль нового судна в первый раз садился он сам. Так на испытаниях очередного экраноплана, 14 января 1980 года, конструктор получил серьезные травмы при спуске модели на воду. К сожалению две проведенных операции не помогли и 9 февраля того же года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало, его похоронили на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.

На третьем этаже музейного центра расположен Выставочный зал имени Народного художника РСФСР Александра Михайловича Каманина,

Чкаловский художник А.М. Каманин внес большой вклад в изобразительное искусство России второй половины ХХ века. Основная тема его творчества – лирический пейзаж.

Так же на чкаловской земле жили, работали, и выставляли свои произведения целый ряд известных художников родом отсюда: заслуженный художник РФ, профессор живописи Сергей Каманин; лауреат Государственной премии, член Союза кинематографистов России Николай Маркин; заслуженный работник культуры России, член Союза художников РФ Николай Мочалин и другие.

Катунки. Шихов К.И. (Тот самый храм Рождества Богородицы в Катунках о котором я говорил в прошлой статье третьего дня путешествия).
Катунки. Шихов К.И. (Тот самый храм Рождества Богородицы в Катунках о котором я говорил в прошлой статье третьего дня путешествия).

В завершении осмотра музея можно сделать интересные фотографии в оригинальной 3D-фотозоне, где можно «прокатиться под парусом белоснежной яхты по радушным волжским просторам», «насладиться видом города с высоты птичьего полета и незабываемыми ощущениями под куполом парашюта» и, конечно, «почувствовать себя бурлаком в составе известной репинской артели».

В двух шагах от центра туризма «Русские крылья» расположен следующий музей – мемориальный музей им В. П. Чкалова, посвящённый памяти знаменитого лётчика, Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова, открыт в 1940 году. Включает в себя мемориальный дом, где родился и вырос Валерий Чкалов, и ангар в котором представлена техника, связанная с его лётной деятельностью.

Валерий Чкалов был любимцем всего мира, Юрий Гагарин своего времени. В то время молодое советское государство поставило задачу-максимум — летать выше всех, быстрее всех, дальше всех. Дальше всех залетел Чкалов — через Северный Полюс добрался без посадок до самой Америки.

Каждый зал дома – музея рассказывает об определенном периоде жизни и деятельности В.П. Чкалова, о школьных годах и службе до легендарных полётов и его гибели. В экспозиции представлены фотографии, подлинные документы, уникальные экспонаты и личные вещи В.П. Чкалова.

Передвижка дома-музея в 1956 г в связи со строительством Горьковской ГЭС.
Передвижка дома-музея в 1956 г в связи со строительством Горьковской ГЭС.

В 1919 по 1920 года Валерий Чкалов ходил по Волге, работая кочегаром, на землечерпательной машине и на пассажирском пароходе «Баян». Именно с палубы парохода он впервые увидел летящий над Волгой гидросамолёт и в тот момент, как он сам впоследствии говорил, у него родилась мечта стать лётчиком.

Н.А. Маркин. «В. Чкалов наблюдает с палубы парохода «Баян» за полётом самолёта».
Н.А. Маркин. «В. Чкалов наблюдает с палубы парохода «Баян» за полётом самолёта».
Служба в Ленинградской авиаэскадрильи.
Служба в Ленинградской авиаэскадрильи.

Чкалов впервые выполнил такие фигуры высшего пилотажа, как восходящий штопор, замедленная бочка, выход из пике с набором высоты в перевёрнутом полёте, которые в дальнейшем стали использоваться в воздушных боях. Валерий Павлович первый из лётчиков вёл меткую стрельбу по воздушным целям в перевёрнутом полёте. Также ему принадлежит идея тарана врага винтом самолёта.

В.П. Чкалов после аварии при испытании самолёта в 1935 г
В.П. Чкалов после аварии при испытании самолёта в 1935 г
В.П. Чкалов  с победителем парусной регаты Р.Е. Алексеевым, о котором я рассказывал выше.
В.П. Чкалов с победителем парусной регаты Р.Е. Алексеевым, о котором я рассказывал выше.

Всемирную известность Чкалову принесли его дальние беспосадочные перелёты по маршрутам Москва — Дальний Восток (остров Удд, ныне о. Чкалова) и Москва — Северный полюс — Соединённые штаты Америки (город Ванкувер), совершённые на самолёте «АНТ-25». Помогал ему в этом верный экипаж — Александр Беляков и Георгий Байдуков. Этот перелет вызвал в мире настоящий шок, сравнить который можно разве что с реакцией на первый полет человека в космос четверть века спустя.

Стела на острове Удд (ныне о. Чкалова) установленная в 1986 году в честь 50-летия перелёта. Венчает стелу модель легендарного самолета АНТ-25, а ниже расположены барельефы летчиков. Фото с сайта stranabolgariy.ru.
Стела на острове Удд (ныне о. Чкалова) установленная в 1986 году в честь 50-летия перелёта. Венчает стелу модель легендарного самолета АНТ-25, а ниже расположены барельефы летчиков. Фото с сайта stranabolgariy.ru.

Перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток (остров Удд) стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов 20 минут. Общая протяжённость маршрута составила 9374 км (дальность по кратчайшему расстоянию между точками взлёта и посадки по земной поверхности составила приблизительно 6000 км).

Экипаж самолёта АНТ-25, совершивший перелёты на остров Удд (Дальный восток) и в город Ванкувер (США).
Экипаж самолёта АНТ-25, совершивший перелёты на остров Удд (Дальный восток) и в город Ванкувер (США).
Костюм перелётов на остров Удд и в США
Костюм перелётов на остров Удд и в США

Перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) стартовал 18 июня 1937 года. По расчётам А. Белякова, путь самолёта «по земле, учитывая все изгибы и обходы» для перелёта был равен 9130 км. Однако в соответствии с правилами Международнойавиационной федерации в зачёт принималась дальность, равная кратчайшему расстоянию между точками взлёта и посадки по земной поверхности. В итоге эта величина составила 8582 км и 960 м. Длительность перелёта равнялась 63 часам 16 минутам.

Подарочный поднос экипажу от московских кондитеров, на котором располагался торт весом 16 кг.
Подарочный поднос экипажу от московских кондитеров, на котором располагался торт весом 16 кг.

В.П. Чкалов трагически погиб 15 декабря 1938 года при первом испытательном полёте на скоростном истребителе И-180. Во время захода на посадку у опытного самолёта произошёл отказ двигателя. Чкалов пытался благополучно сесть, но в последний момент самолёт зацепился за электрические провода и столб, и потерпел крушение. От полученных травм Чкалов скончался в больнице.

Самолёт И-180, на котором разбился Чкалов.
Самолёт И-180, на котором разбился Чкалов.

Рядом с домом-музеем расположен ещё и павильон-ангар. Обновлённый ангар впечатляет тем, что именно здесь расположен тот самый самолёт АНТ-25 (конструктор А.Н.Туполев), на котором был совершены перелёты на Дальний Восток и через Северный полюс в США.

Почувствуй размах крыла, под которым размещается целый другой самолёт – И-16.
Почувствуй размах крыла, под которым размещается целый другой самолёт – И-16.

Рядом с самолётом расположена лестница, по которой можно подняться к кабине самолёта.

Летающая модель самолёта АНТ-25
Летающая модель самолёта АНТ-25

В подарок за перелёт через Северный полюс в США В.П. Чкалову от Советского Правительства был вручён легковой лимузин «Паккард» модели «Супер Эйт» 1937 года.

Легковой лимузин «Паккард» В.П. Чкалова (модель «Супер Эйт» 1937 года).
Легковой лимузин «Паккард» В.П. Чкалова (модель «Супер Эйт» 1937 года).

Моторная лодка глиссер – подарок В.П.Чкалову от Рыбинского катерного завода, на ней Чкалов катался в дни приезда в Чкаловск в 1937 и 1938 гг.

Моторная лодка глиссер.
Моторная лодка глиссер.

Также здесь находятся другие самолеты, на которых В.П. Чкалов летал и испытывал, так, например, это истребители И-16 и И-17 (ЦКБ-15), личный самолёт ПО-2 (У-2). А Реактивный истребитель МИГ-15 (бис) представлен, как воплощение мечты В.П. Чкалова о самолетах с большими скоростями.

В подарок В.П. Чкалову за перелёт из Москвы на Дальний Восток от Советского Правительства был вручён самолёт ПО-2.

Личный самолёт ПО-2 В.П.Чкалова
Личный самолёт ПО-2 В.П.Чкалова

После музея прогулялся в расположенной поблизости дубовой рощи, где с крутого берега можно полюбоваться водную гладью Волги.

Вид на Горьковское водохранилище в дубовой рощи
Вид на Горьковское водохранилище в дубовой рощи

На обратном пути к дому прогулялся через парк Победы и зашёл пообедать в расположенное по близости кафе «Василёва Слобода».

Памятная стела в честь победы в Великой отечественной войне и вечный огонь в парке Победы.
Памятная стела в честь победы в Великой отечественной войне и вечный огонь в парке Победы.
А вот и традиционный памятник  Ленину, на этот раз серебристый, так сказать на любой вкус.
А вот и традиционный памятник Ленину, на этот раз серебристый, так сказать на любой вкус.

Вечером осталось время для поездки на велосипеде, поэтому прокатился по ближайшим окрестностям и ещё раз посетил храм Рождества Богородицы в Катунках, о котором рассказывал в предыдущей статье.

Местная частично сохранившиеся водонапорная башня
Местная частично сохранившиеся водонапорная башня
Красивая дорога через берёзовую рощу в окрестностях Чкаловска.
Красивая дорога через берёзовую рощу в окрестностях Чкаловска.

У обочины автомобильной трассой рядом с селом Катунки можно увидеть поклонный крест у самой обочины. Подобные кресты установлены на всём протяжении дороги ведущей из Нижнего Новгорода и далее в сторону Чкаловска, Юрьевца. Установлены они в местах, где проходило Нижегородское ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободившее в 1612 году Москву от польско-литовских захватчиков.

На этом свой рассказ завершаю и в заключении хочу подытожить, что Чкаловск это город с невероятным Волжским побережьем (так и хочется сказать морскими), на котором можно хорошо отдохнуть и набраться сил, и интересными музеями, в которых акцент сделан на авиацию и скорость.

Задремавший кот на краю перил соседского балкона.
Задремавший кот на краю перил соседского балкона.

И да, наконец-то, сегодня не было ни мороси, ни дождя и потеплело до вполне летних +20 градусов, а на следующий день меня также ожидает хорошая солнечная погода по пути в Городец через Пурех, Заволжск и Нижегородскую ГЭС. Об этой поездке я расскажу в следующей статье.

GPX трек маршрута с отметками: Чкаловск

Читайте также:

Статья-предисловие о моём путешествии: «Нерехта – Кинешма – Юрьевец – Чкаловск – Городец – Нижний Новгород»

Велосипедное путешествие «Нерехта – Кинешма – Юрьевец – Чкаловск – Городец – Нижний Новгород» из серии «Тур де Волга»
ВелоПешеходинг. Велосипедные и пешие путешествия.26 ноября 2023

День 1. «Нерехта и дорога из Кинешмы в Юрьевец»:

Велосипедное путешествие. День 1. Нерехта, успеть за 60 минут, и дорога из Кинешмы в Юрьевец.
ВелоПешеходинг. Велосипедные и пешие путешествия.26 ноября 2023

День 2. «Пешком по Юрьевцу»:

День 3 «Юрьевец - Пучеж - Чкаловск»:

День 5. «Чкаловск – Пурех – Заволжье - Городец»:

День 5. «Кружок Южнее Городца»: