Эпизод в сценарии театрализованного представления и праздника. Различные виды эпизодов.
Эпизод является структурообразующим элементом сценария театрализованного представления и праздника, поэтому одна из особенностей сценария в его поэпизодном построении. Чем это обусловлено? Такое строение сценария позволяет рассмотреть вопрос, тему, проблему, явление или личность, заявленные в сценарии, с разных сторон, разных точек зрения.
Итак, что же такое эпизод?
«Эпизод — это фрагмент драматургического произведения, заключающий в себе структурно законченный момент содержания». (Д.Н.Аль)
Требования, предъявляемые к эпизоду, такие же, как к сценарию:
- полноценный эпизод должен иметь законченную структуру, (т. к. он является драматургическим целым, в нем должна быть «триада Гегеля»),
- должен обладать высоким художественным уровнем, должен быть художественно совершенным по форме и содержанию,
- должен быть на актуальную тему, связан с современной жизнью,
- использовать современные выразительные средства и т. д.
Эпизод отличен от номера, номер может являться лишь частью эпизода и должен работать на его замысел.
В то же время сам эпизод обладает бинарным свойством: являясь полноценным законченным целым, он в то же время является ЧАСТЬЮ целого, частью сценария, частью представления.
Будучи частью целого, содержание, размеры и количество эпизодов должны быть подчинены интересам целого (т.е. сценария) – единой композиционной, художественно-образной, идейной задаче будущего праздника (представления).
Что касается разновидности эпизодов, Д. Н. Аль выделяет такие виды эпизодов:
-Эпизод — законченная драматургическая микроструктура (обладает своей завязкой конфликта, его развитием, кульминацией и завершением)
- Эпизод – «мост» – переход от одного эпизода к другому (выступает как необходимое связующее звено, смысловая (сюжетная) связка между предшествующим и последующим эпизодами, без которого был бы непонятен переход от одного к другому).
- Эпизод-штрих, носит дополняющий характер (служит для дополнительного раскрытия характера героя или ситуации. Эпизод этого типа необязателен в структуре произведения, т. к. не имеет самостоятельного значения, и может быть безболезненно исключен).
При работе над сценарием, сценаристам театрализованных представлений и праздников необходимо:
-добиваться, чтобы все эпизоды были сильными, обладали достаточно высоким художественным уровнем.
- расположить эпизоды так, чтобы обеспечить единую логику действенного развития изображаемого конфликта, нарастание эмоционального напряжения. (Требование обязательности, неотъемлемости, «невынимаемость» и «непереставляемость» каждого эпизода).
Эти принципы работы с эпизодами сценариями обеспечат художественную целостность и совершенство представления.