Найти тему
LADA

Индустрия и природа: открываем автомобильную столицу России

Оглавление

В первые выходные лета отмечается день рождения одного необычного города. Это самый крупный город России, не являющийся областным центром. Здесь есть мощный промышленный кластер, а рядом — нетронутая природа и национальный парк. Здесь сходится много путей: автомобильные шоссе, железные дороги, авиамаршруты. Каким путём вы бы ни прибыли в Тольятти, вам интересно будет узнать немного подробностей об этом волжском городе.

История: древний форпост христианства

Первое название Тольятти (с 1737 до 1964 года) — Ставрополь-на-Волге или просто Ставрополь, что в переводе означает «Город креста». Город построили для защиты от кочевников и для крещения степняков-калмыков. Основателем является Василий Татищев, соратник Петра Первого. Он же основал ещё два крупных города: Пермь и Екатеринбург!

На протяжении истории Тольятти то взлетал, то затухал. После Гражданской войны он настолько опустел, что был преобразован в сельский населённый пункт, а статус города ему вернули только в 1946 году. Провинциальный город был настолько провинциальным, что его с иронией называли СтавропЫль. Со временем город засадили деревьями, и сегодня он весьма зелёный и цветущий. Но исторически всё изменилось чуть раньше, когда началось строительство Жигулёвской гидроэлектростанции. Проезжая по плотине, каждый может оценить масштабы сооружения! А для Ставрополя строительство ГЭС стало моментом полного перерождения.

-2

Чем Тольятти отличается от других городов?

Одна из особенностей Тольятти, которая прямо-таки бросается в глаза — это отсутствие исторической застройки. Дело в том, что в 1953-1956 годах город попал в зону затопления при строительстве ГЭС и создании водохранилища, и был перенесён на новое место, повыше. Переносились деревянные дома, а каменные только разбирались на кирпичи. В итоге здесь нет старого частного сектора, старых купеческих домов с окнами на уровне тротуара. А коренные тольяттинцы, попадая в старинные города, очень удивляются деревянным особнякам прямо посреди района!

Как Тольятти стал автомобильной столицей

Под строительство нового автозавода рассматривалось 54 площадки! Тольятти был выбран и по экономическим, и по транспортным, и по стратегическим причинам. В 1967 году на ровном-ровном поле сняли последний урожай и начали строительство Волжского автозавода. Всего через три года с конвейера сошли первые автомобили. Да, в те годы решения принимали и реализовывали быстро. Невероятно быстро по нынешним временам.

Завод был создан для массового производства машин, с этой задачей он справляется и поныне. Сегодня каждый день с конвейеров АВТОВАЗа сходят полторы тысячи автомобилей LADA. Посмотреть на этот процесс может практически каждый желающий — для этого нужно приобрести билет на экскурсию.

-3

Дважды Волжский

А вы знали, что название «АВТОВАЗ» придумано вовсе не современными «менеджерами»? Этому названию уже более полувека. В 1971 году было создано Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ» (получается, он не только «дважды автомобильный», но еще и «дважды волжский» — и почему про это ещё никто не придумал искромётную шутку?)

А всё же, зачем потребовалось вместо ВАЗа использовать АВТОВАЗ? Логика здесь видится простая. В то время (да и нынче) было много предприятий с похожими аббревиатурами. К примеру, Волжский абразивный завод. Та же проблема была и у ГАЗа — его в итоге переименовали в «Автомобильный завод «ГАЗ», возможно, чтобы не путать с Государственным авиационным заводом.

Ну а максимально «полное» название АВТОВАЗа звучало так: Волжский ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени 50-летия СССР Волжского объединения по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ» Министерства автомобильной промышленности СССР.

-4

Что посмотреть в Тольятти?

В индустриальном городе самый логичный для туристов вариант — ознакомиться с промышленностью и с результатами её работы. Хоть экскурсия на АВТОВАЗ проводится не каждый день, посещать музей LADA можно 5 дней в неделю! 80 автомобилей и множество разных артефактов — здесь будет интересно и знатоку истории автопрома, и человеку, впервые знакомящемуся с этой темой. Особенно приятно посмотреть на старые «Лады» и «Жигули» и повспоминать, какие автомобили были у наших дедушек и бабушек… Впрочем, для многих современных автомобилистов ВАЗ-2101 и его модификации тоже стали первым автомобилем, и ассоциируются не с ретро-техникой, а с весёлыми молодёжными покатушками. Интересен музей и уникальными концептами: здесь можно проследить, как развивалась автомобильная мысль, какие пути оказались тупиковыми, а какие «выстрелили».

-5

Где погулять?

Прокатившись по широким улицам Тольятти, которые специально проектировались с учетом роста автопарка, можно проложить и свои пешеходные маршруты. Парк имени 50-летия АВТОВАЗа привлекает широкими аллеями. Набережная Автозаводского района — совершенно новое сооружение, где можно полюбоваться и дизайном скульптур и лавочек, и шириной Жигулёвского моря. Лесопарк между Автозаводским и Центральным районами — место для неспешных прогулок среди нагретых солнцем сосен… Кстати, в лесу есть освещённая трасса (рядом с площадкой LADA-парк), работающая до позднего вечера! Ну а желающих поискать историческую часть города ждёт пешеходная улица имени Карла Маркса. Городские маршруты можно разбавить посещением Самарской луки: села Ширяево, горы Стрельной, Молодецкого кургана. В Жигулёвских горах, стоя на белых камнях среди волнующихся на ветру трав, нетрудно представить, как оживают легенды волжской вольницы…

-6

Наступает сезон путешествий, и Тольятти может стать новой интересной страницей в жизни каждого, кто открывает для себя Россию.