Когда Иисус проповедовал евреям, он не называл себя основателем новой веры и утверждал, что пришел не нарушить священные книги, а исполнить их. Поэтому он не отменял ни одно из положений иудаизма и не отвергал еврейские народные обычаи, которые напрямую с верой не были связаны. Это сделали ученики уже после его смерти, а то и отцы христианской церкви спустя многие века.
Если смотреть на вопрос с точки зрения такой практики, как многоженство, то ответ будет такой. Оно действительно существовало среди евреев, в божественном смысле было им разрешено. Но значит ли это, что сам великий Яхве считал, что это хороший обычай?
Нет. Просто потому, что мужчинам тяжело переступить через себя и относиться к женам, как к равным. А женщинам тяжело избавиться от ревности.
В любом фрагменте Ветхого завета, где упоминается полигамия, становится ясно, что она доводит такую семью до цугундера. Авраам из-за бездетной Сары завел отношения с ее служанкой Агарь, потом, когда обе жены родили, одну из них он был вынужден изгнать в пустыню. Когда царь Давид возжелал Вирсавию, жену своего офицера Урии Хеттеянина, он отправил воина в безнадежный бой, чтобы потом забрать девушку. Когда его сын Соломон собрал себе огромный гарем, жены начали поклоняться своим богам, чем и его ввели во грех.
Что касается самого Бога, то сначала он предложил Адаму Лилит, а когда та отказалась от кухонного рабства подчиняться ему, то изготовил из ребра более послушную Еву. Заметьте, он не создавал первому человеку двух жен одновременно, чтобы было так, как в песне: «Зульфия мой халат гладит у доски, шьёт Гюли, а Фатьма штопает носки», - то бишь, чтобы женщины разделили обязанности по ублажению мужа в соответствии со своими личными предпочтениями. Т.е., Яхве тоже за одну жену и одного мужа, хотя и дозволяет многоженство верующим иудеям.
В общем, на момент написания Ветхого завета евреи были народом, практикующим полигамию, проживавшим в окружении народов, практикующих полигамию. Но через сотни лет все изменилось, и во времена Христа дети Сиона были в составе государства, где многоженство не одобряло ни эллинизированное население, ни римские власти.
Тем не менее, Иисус это явление не запрещает и не одобряет – хотя оно тогда уже в значительной степени ушло в прошлое, даже среди иудейских царей. Христианство вообще не о том, оно говорит, как следует жить праведным человеком и обращает внимание на моральные проблемы.
В Евангелиях нет ни одного места, где бы царь Иудейский, равно как и его ученики, запрещали христианам брать себе несколько жен. Впрочем, такого, чтобы прямо разрешали – тоже нет. Тем не менее, обычай выходит из употребления, а в конце 2-го века карфагенянин Тертуллиан, один из наиболее выдающихся раннехристианских богословов, пишет, что многоженство для последователей Христа является запрещенным. Впоследствии это было официально принято на церковных соборах.
Почему же христиане поступили, как пчелы против меда?
Ну просто потому, что их религия изначально была чисто еврейским национальным движением, призванным реформировать прогнивший иудаизм Второго храма. Никто не собирался отказываться ни от догматов священных книг, ни от старых обычаев, идея была в том, чтобы убрать ненужное – главным образом, чиновников от веры, которые извратили поклонение Всевышнему.
Лишь затем, когда намного позже апостол Павел дозволил обращать в христианство всяких Марков, Валериев, Александров и прочих Дионисиев, т.е., не только евреев, а римлян, греков и кого угодно еще, он разрешил им не принимать еврейские традиции, а лишь соблюдать нравственные основы учения.
И понеслось: коварные гои со временем отстранили детей Сиона от управления христианским культом и стали возводить в ранг божественных заповедей собственные обычаи. Среди них был запрет на многоженство, потому что у греков и римлян его не было.
Впрочем, находились люди, которые внимательно читали Библию. В состав Нового завета входят послания апостола Павла. В 1-м послании к Тимофею, 3:2 сказано, что «епископ должен быть … одной жены муж…» То бишь, ежели духовным лицам разрешено иметь лишь одну супругу, значит, мирянам их можно несколько?
Во времена европейской реформации один из наиболее преданных ее сторонников ландграф Филипп Гессенский прижал к стенке Мартина Лютера и, пользуясь этим фрагментом, добился от него права на брак со второй женой. Правда, падре настоятельно попросил его сделать это в тайне. На том же основании немецкие анабаптисты стали практиковать полигамию вполне открыто – правда, это была странная социалистическая секта, они потом ввели даже обобществление жен. Что, девки, как вам это?))