Найти тему
History-thema

Что за три сословия были во Франции

Существовавшая во Франции при правивших в XVII – XVIII вв. Бурбонах политическая система характеризовалась сильной абсолютной властью короля, которая держалась, однако, на достигнутых соглашениях и компромиссах между монархом и разными социальными прослойками, между короной и провинциями. Поэтому закон, хотя исполнялся неукоснительно, не был единым для всех территорий, для всех сословий. В каждой провинции и во многих городах действовал свой детальный порядок, установленный на основе соглашений между королем и местной элитой, а кое-где даже отчасти сохранилось феодальное самоуправление.

Все французское общество было разделено на выделившиеся еще в прежние времена три основных сословия:

✔ первое – духовенство,

✔ второе – аристократия,

✔ третье – все остальное население.

Каждое основное сословие обладало собственным политическим статусом, и в отношении каждого из них действовали определенные законы, которые не распространялись на другие.

Католическая месса
Католическая месса

Духовенство и аристократия были привилегированными сословиями, особенно первое. Они платили гораздо меньше налогов в королевскую казну. Католическая церковь, что называется, «владела умами»: с амвонов храмов, за учебными столами церковных школ, с университетских кафедр священники вели основное просвещение населения, паству как религиозным знаниям, так и существовавшим в то время церковным взглядам на мироустройство.

Католики, составлявшие большинство населения Франции, придавали очень важное значение церковным обрядам, приобщенности к церкви, полагая, что без церковного заступничества нельзя спасти душу в загробной жизни. Церковь взращивала в пастве нормы морали, представления о добре и зле, давала советы по устроению семейного, соседского, родственного уклада жизни, являлась и важнейшим институтом социальной поддержки населения, снабжая подаянием обездоленных, давая приют калекам и старикам, воспитывая при храмах и монастырях сирот. Она же освящала и королевскую власть, придавая той духовный авторитет.

Из дворян же набиралось большинство государственных служащих, армейских офицеров, хотя с распространением просвещения все больше королевских слуг выходило и из третьего сословия.

Французские дворяне XVII в.
Французские дворяне XVII в.

Третье сословие, платившее основные налоги, было совершенно неоднородным по составу. Когда-то в давние времена, когда французское общество было еще не так сложно устроено, не было большого разнообразия уклада жизни и профессий, третье сословие представляло собой просто основную массу населения, жившую своим трудом, не несшую службу королю или крупным феодалам, не имеющую священнических санов. Теперь же к третьему сословию относились и богатые крупные буржуа, и поземельно зависимые от феодалов крестьяне, и купцы, и городские ремесленники, и образованные учителя.

Постепенно в ходе дальнейшего усложнения общественного уклада жизни, распространения новых профессий внутри третьего сословия появлялись новые группы: литераторы и книгоиздатели, ученые-натуралисты и др.

Однако в политическом отношении третье сословие имело меньше всего прав. Даже обедневший ничем не занимающийся дворянин, донашивающий последний колет, юридически был благороднее одетого в золото владельца мануфактуры, ни в чем не знающего себе отказа.

Представители третьего сословия: купцы, ремесленники и т. д.
Представители третьего сословия: купцы, ремесленники и т. д.

Хотя королевские указы могли давать отдельные привилегии определенным группам из третьего сословия, прежде всего, сообществам буржуа, в целом права основной массы населения были сильно ограничены в интересах духовенства и аристократии. Только самые богатые представители третьего сословия – в основном, буржуазия, могли заседать в генеральных штатах – созываемом королем по особенно важным государственным вопросам собрании делегатов от всех сословий, провинций и вольных городов, на котором те заявляли о своих пожеланиях.

Из-за этого большинство населения – крестьяне и простые горожане, жизнь которых была далека от жизни буржуазной верхушки, вообще фактически не имело какой-либо представительности, а следовательно, и политической дееспособности. Большинству людей оставалось лишь покорно следовать королевской воле, имея возможность защищать свои интересы только жалобами королевским чиновникам и судьям на нарушения закона, но и здесь эффективность поиска справедливости зависела от личных честности и добросовестности слуг короны.

-5

Если было интересно, не забудьте про 👍 и (или) смайлик в комментариях.😊Заглядывайте ещё 👀. Позитивного лета!🌴

Полная версия статьи на нашем сайте👇

Новый Старый порядок – Франция в первой половине XVII в. - history-thema.com История - от древности до наших дней

Читайте здесь в ленте👇

Автор: ©history-thema.com / Условия копирования на сайте