„Человек, родившийся в рубашне“. Так назвал Дастина Хоффмана весьма сведущий американский киновед, обсуждая причины, превратившие характерного актера из маленького театра в «звезду» номер 1 американского кино»
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Ромила Соболева (1926-1991), опубликованной в 1974 году:
«Хоффман, похоже, в самом деле родился в рубашке, поскольку ему невероятно, совершенно дико повезло: на его месте мог оказаться любой другой актер, ибо то, чем он обладает — внешность, способности, актерская техника,— все лишено какой-либо исключительности.
Он бесспорно очень талантлив, но вряд ли даже влюбленные в него поклонницы осмелятся сказать, что у него талант исключительный, что перед нами гений, потрясающий сердца.
А внешность у него, по голливудским меркам, просто неказистая.
Ему повезло в том, что в момент, когда маятник отрицания «звезд» достиг крайнего положения, он попался на глаза Майку Николсу, начинавшему снимать фильм, касавшийся жгучих американских проблем.
Обоснованно или необоснованно — это здесь не имеет никакого значения, но американцы увидели в «Выпускнике» отображение некоторых реальных сторон своей жизни, а в образе Бенджамена, созданном Хоффманом, — человека, которого мучают те же самые жизненные вопросы, что и их самих.
Это одно уже определило успех Хоффмана у зрителей разных возрастов: молодежь признавала в нем «своего», ибо он бунтовал; старшее поколение приняло его потому, что бунт его все же не доходил до крайностей хиппи.
Кроме того, в стремлении видеть на экране «таких, как все», американцы влюбились именно в его человеческую заурядность, хотя на самом-то деле в Хоффмане очень мало того, что типично для внешности и повадки истинного американца.
Голливуд никогда прежде не признавал за «звездами» право иметь внешность «как у всех». Но уже пример с великой Глорией Свенсон показывает, что он понимал и недостаточность только того, что называют красотой,— требовалось своеобразие, значительность, то, что называют «изюминкой».
Можно было бы понять, если бы в результате чрезмерного, но закономерного отхода от старых эстетических канонов жребий пал бы на Хоффмана как на «представителя массы» — такое бывало в кинематографиях других стран.
Кстати, успех Джона Войта — партнера Хоффмана по «Полуночному ковбою» — ничем иным и не объяснишь: рост, физическое здоровье, светлые волосы и голубые глаза, невыразительные черты лица делают его похожим на тысячи парней англосаксов и выходцев из славянских и северных европейских стран, проживающих в городах и городках Америки. Войт в самом деле «такой, как все».
Однако Хоффман менее всего похож на «массового человека», при всей заурядности его внешность резко отлична от того, что «у всех».
Разговор о Хоффмане, однако, не ограничишь только внешностью. Дело сложнее, поскольку, хотя его и называют «антигероем», его вознесение к вершинам славы во многом обусловливается действием все того же голливудского механизма создания «звезд».
Лавры «сверхзвезды» Хоффману принес фильм «Выпускник», высоко оцененный как произведение «серьезное и художественное». Хоффман создал оригинальный образ молодого человека 60-х годов — угрюмого, замкнутого, неряшливого и неловкого. Репутация фильма создала в свою очередь репутацию Хоффману как «серьезному актеру».
Сам Хоффман отнесся к славе, свалившейся на него, настороженно и прежде всего стал по два раза в неделю посещать психиатра, «чтобы снять нервное напряжение».
Как человек неглупый, он понял опасность своего положения. «Я стал воплощением удачливого человека,— писал он,— и все же, несмотря на то, что я приобрел известность... я полагаю, что именно теперь наступает время, когда придется столкнуться с трудными проблемами... Я полагаю, что нахожусь на каком-то рубеже. Если я потерплю неудачу в «Полуночном ковбое», люди могут сказать: «Совершенно ясно, он — однодневка». Но Шлезингер укрепил славу Хоффмана как «серьезного актера».
Хоффману досталась в «Полуночном ковбое» невыигрышная роль. Возможно, другой актер сделал бы Рикко — несчастного итальянца с нью-йоркского дна — более экзотичным и запоминающимся.
Но был ли заинтересован Шлезингер в том, чтобы Рикко опередил в чем-либо Джо — Войта, главного героя фильма?
Думается, его вполне устраивал перенос на Рикко некоторых черт характера Бенджамена — замедленность реакций и движений, недоверчивость к окружающему, некоторая вялость и застенчивость.
Казалось, что актерские возможности Хоффмана очень ограничены, хотя после двух фильмов об этом еще рано было судить. Одно было бесспорно: даже при некоторых повторах роль Рикко читалась сложнее, интереснее, наконец, серьезнее роли Бенджамена.
Известно, что решение Шлезингера экранизировать «Полуночного ковбоя» не вызвало восторга у американских продюсеров, а прокатная неудача его предыдущего фильма «Вдали от безумствующей толпы» поставила под вопрос его авторитет как постановщика.
Поэтому обращение Шлезингера к Хоффману, при том, конечно, что он «видел» в нем Рикко, имело характер страховки: при всех условиях поклонники и поклонницы (как отмечали социологи, их было особенно много) пошли бы смотреть вторую роль своего кумира.
Это был первый поворот в механизме создания «звезды», в котором Хоффман был заинтересован менее Шлезингера.
Заслугой Хоффмана было понимание того, что принесет ему эта не слишком-то выигрышная роль. Он явно шел на риск... и победил.
Отныне режиссеры, претендующие на постановку проблемного фильма, непременно оглядываются на него — Дастина Хоффмана.
Механизм заработал. Свидетельством тому служат следующие две роли Хоффмана — у Питера Йетса в «Джоне и Мэри» и Артура Пенна в «Маленьком Большом человеке».
Одновременно заработала и традиционная часть механизма— реклама, представляющая Хоффмана как «героя нации».
Все знающие Хоффмана характеризуют его как человека скромного. Очевидно, это так, ибо он органически не способен к сенсационным выходкам и всяким безумствам, описания которых обычно и составляют главную часть рекламы «звезд».
Но как «серьезного актера» его стали использовать именно в этом амплуа. То, что Хоффмана сделали «символом», как любую голливудскую «звезду», первым заметил Майк Николс: «Я стал часто видеть его в различных весьма вульгарных телевизионных программах, окруженного различными сомнительного вида репортерами (среди них были и лица с шестиконечной сионистской звездой на груди), задающими вопросы, на которые невозможно найти ответ. Мне казалось, что в это время Дастин был похож на героя из нашего фильма: он не знал ни что сказать, ни как вести себя с этими бесцеремонными людьми». Надо отметить, что ни откровения Хоффмана по поводу того, сколько раз он влюблялся, со сколькими девушками жил и какова его подружка, ни политические замечания, возможно, отредактированные людьми с сионистскими звездами на груди, не блещут ни умом, ни оригинальностью.
Каким же «символом» стал Хоффман после первых фильмов, включая и «Джона и Мэри»? Без сомнения, он отразил настроения, господствовавшие в Соединенных Штатах в конце 60-х годов, настроения неуверенности, растерянности, беспомощности. Герои многих голливудских фильмов тех лет являются неудачниками или жертвами. Достаточно назвать действующих лиц таких разных фильмов, как «Беспечный ездок», «Полуночный ковбой», «Бонни и Клайд», «Голу*ой солдат», «Пять легких пьес» и ряда других.
Актеры в этих фильмах играют страх перед сложностью жизни и стремление выжить. Роберт Бенджамен, актер одного с Хоффманом «призыва», сказал по этому поводу: «В старых фильмах ты был героем, если усмирял толпу гангстеров. Сегодня ты уже герой, если как-нибудь ухитришься сохранить свою жизнь».
Но не только страх перед жизнью пришел на американские экраны. Герои либо находились в оппозиции к обществу, либо логикой сюжета фильма приходили к отрицанию недавно признаваемых ими ценностей. Они обладают способностью задумываться о жизни и сомневаться — способностью почти невозможной для персонажей прошедших десятилетий. …
Бенджамен — Хоффман, как мы отмечали, не протестант. Николс в конце концов признает, «что Бенджамен стал таким же, как и его родители». Но недовольство действительностью и сомнения разъедают его душу, отравляют жизнь и приводят к ряду более чем сомнительных приключений. Большинство критиков, писавших о «Выпускнике», уделили немало места одной короткой сцене, сочтенной символической и ключевой в понимании сущности Бенджамена.
...Вечер, устроенный родителями Бенджамена. Один из гостей выводит Бенджамена в сад, обещая сообщить нечто важное, нечто такое, что может изменить всю его жизнь, обеспечить будущее. В темноте и одиночестве он шепчет Бенджамену: «Пластмассы...» Ошеломленный Бенджамен отшатывается, и весь вид его словно бы кричит: «Нет, не пластмассы меняют жизнь, должно же быть что-то другое!»
В этой сцене действительно через поведение героя отрицается прагматизм американского общества, хотя значение отрицания явно преувеличено, как, впрочем, и вся критическая направленность фильма.
В «Полуночном ковбое» Рикко — Хоффман отвергнут обществом и в силу своей отверженности является его врагом. Врагом пассивным.
Перед ним не стоят какие-либо социальные или этические задачи. Смысл всего, что он делает, сводится к стремлению как-нибудь выжить, продержаться хотя бы еще день.
Вспомним, однако, что и бунт Бенджамена был пассивным и что и позиция героя в фильме «Маленький Большой человек» тоже лишена активного отрицания зла. Не в этом ли и заключается секрет всеобщего признания Хоффмана в США, что его герой никогда не покушается на систему?
В «Маленьком Большом человеке» герой Хоффмана все время ставится в положение, когда человек не может не схватиться за оружие — на его глазах уничтожают женщин и детей, в том числе и его жену с сыном, совершают подлости и преступления, а он — только наблюдатель.
Лишь однажды он поднимает руку — на индейца. Образ героя в «Маленьком Большом человеке» трактован в духе либеральных концепций пассивного пацифизма, отказа от непротивления злу насилием и достижения личной святости.
В этом же фильме, уже четвертом в творческой биографии Хоффмана, все-таки выявилось некоторое однообразие выразительных средств этого актера.
Уже можно предсказать его реакцию на ту или иную ситуацию, известны его жесты, а главное — мгновенно угадывается характер его героев.
Поэтому-то и возникает вопрос, сможет ли Хоффман надолго сохранить место премьера американского кино?
Пока лучшая роль Хоффмана — роль молодого дизайнера, работающего над новыми образцами мебели, в фильме англичанина Питера Йетса «Джон и Мэри» (1969).
В 1968 году Йетс создал себе громкое имя постановкой детектива «Буллит», показывающего насилие как быт. Жестокий по материалу, фильм «Буллит» обладал редкостной теплотой и человечностью.
Талантливый Стив Маккуин — великолепнейший актер, но не «звезда»,— показал полицейского офицера не традиционным неуязвимым истребителем гангстеров, а привлекательным, умным и усталым человеком, делающим грязную и опасную, но необходимую работу.
В разговорах с сослуживцами, в схватках с бандитами, во взаимоотношениях с любимой девушкой Маккуин мог приоткрывать завесу над своей сущностью, и мы видим человека, которого хорошо было бы иметь среди друзей «Буллит» не претендовал на что-либо большее, чем быть развлекательным фильмом, а Йетс отнюдь не принадлежит к числу режиссеров — законодателей мод.
Однако он внес в рядовую голливудскую продукцию нечто такое, что заставило Голливуд сразу же дать ему новую постановку, в которой это «нечто» стало основой сюжета.
Орсон Уэллс как-то заметил, что Голливуду недостает поэзии. Это справедливо. В «Джоне и Мэри» Йетс обращается к поэзии — это фильм редкостной для современного американского кино душевной чистоты и лиричности. Если угодно, это фильм о тоске молодых американцев по простым человеческим чувствам, по обыкновенной любви и взаимоотношениям, основанным не только на се*се.
Встреча Джона и Мэри в ресторанчике, где по вечерам собирается молодежь поболтать, потанцевать и, может быть, найти партнершу или партнера, заканчивается в постели Джона отчужденным пробуждением.
Все прозаично и просто: случайная встреча, о которой через несколько дней они забудут и, встретившись, даже не узнают друг друга. Но что-то случилось. Что-то заставляет Джона медлить с прощанием, что-то принуждает Мэри не спешить с уходом...
Сюжет «Джона и Мэри» до крайности напоминает старый фильм Анджея Вайды «Невинные чародеи», в котором утверждалось, что молодежь лишь носит маски цинизма и пресыщенности жизнью, но под масками нетрудно обнаружить хороших, умных и тонко чувствующих парней и девушек.
Вайдовские герои, проведя ночь и внешне равнодушно расставшись, позже спохватываются и начинают искать друг друга.
Джон и Мэри из Нью-Йорка попадают точно в такое же положение: они расстанутся, хотя каждый про себя уже осознает, что они необходимы друг другу, и тогда Джон попытается отыскать Мэри в громадном городе, вспоминая ее случайные слова по поводу места, где она живет.
Он ее не находит, но, вернувшись в растерянности домой, видит Мэри хлопочущей на кухне,— она также поняла, что расставаться им нельзя...
Налет сентиментальности вносит режиссер, как бы видящий своих героев насквозь и приглашающий зрителей присмотреться к тому, чего и сами герои о себе не знают.
Образ Джона, в сущности, несложен — это домовитый благоустроенный парень с явными задатками холостяка.
Свою мансарду он превратил в «модерновое» жилище, ассоциирующееся скорее с образом жизни среднего буржуа, чем свободного художника.
С самого начала он предстает как человек, далекий от богемы и хиппи. Больше всего раздражает его Мэри именно своей безалаберностью, полнейшим равнодушием к порядку.
Поэтому в любви Джона к Мэри нет чуда, нет озарения,— напротив, она логически оправдывается состоянием одинокого человека. Мастерство же Хоффмана выразилось в умении показать внутреннюю жизнь Джона: он сохраняет равнодушное выражение лица, а иногда и досадливо морщится на экстравагантности Мэри, но при этом для нас, зрителей, очевидна его глубокая заинтересованность девушкой и борьба его чувств — расстаться или нет?
Мэри как человек сложнее. Можно только удивляться диапазону возможностей актрисы Миа Фарроу, исполняющей эту роль.
В «Ребенке Розмари» и «Секретной церемонии» она, казалось, закрепилась на амплуа душевно изломанных, психически ненормальных женщин, способных при всей своей женской привлекательности внушать лишь ужас и отвращение.
Но ее Мэри на редкость нормальная и обыкновенная девушка. Миа очень убедительно показывает распространенный тип девушки: неустроенная, лишенная перспектив, доступная и часто меняющая кавалеров, причем не всегда по любви.
«Дети асфальта» — назвала такого рода городскую молодежь социолог Эйлин Локк. Это прежде всего дети из очень небогатых семей, вырастающие на улицах, без надзора, и какого-либо компаса на будущее. Лет в десять эти дети курят, чуть позже мальчишки пополняют банды, а девчонки становятся женщинами.
Но совсем не обязательно все «дети асфальта» становятся гангстерами и проститутками. Мэри работает где-то в галерее. Живет с двумя подружками. Она не на «дне», что, однако, не изменяет главного — бесперспективности будущего.
«Будущим» становится Джон, возмущающий ее поначалу своей «положительностью».
Может быть, в ее чувстве и есть что-то от извечного женского желания опереться на мужчину, заиметь, так сказать, свой очаг или, проще, угол, где можно было бы отдохнуть от беспорядка, мужчин, подружек...
Но главное .в другом — в чуде любви, в озарении, подсказавшем ей, что все, что было,— мусор, а вот этот некрасивый и не без странностей парень — настоящее, это та «половинка», которую мечтает найти и чаще всего не находит каждый человек...
Как видим, Дастин Хоффман неизменно выступает в ролях людей, так или иначе выпадающих из американских норм жизни, в ролях, по определению Гоу, «разочарованных американцев». Однако его разочарование имеет видимые пределы — это не то разочарование, которое заставляет браться за оружие героев фильма «Забриски пойнт».
Исполнительская манера Хоффмана в ее кажущемся однообразии достаточно полно передает и молчаливый протест его героев против окружения, и колебания, и сомнения, и неуверенность в своих силах.
Активный протестант, прообразом которого могли бы послужить некоторые лидеры молодежного движения, невозможен еще в Голливуде, он неприемлем для основных потребителей голливудской продукции. Приемлем именно такой герой, каких показывает Хоффман,— с одной стороны, лишенный оптимизма «а-ля Купер», понимающий сложность действительности и выражающий искреннее разочарование в жизни, с другой — не дошедший до яростного отрицания, колеблющийся, способный еще найти какие-то ценности в этой жизни — будь то женщина или верный друг.
Хоффман — символ «средней Америки», в этом, пожалуй, наиболее простое объяснение его актерских удач. Он показывает этой Америке ее ощущения и ее растерянность» (Соболев, 1974).
Соболев Р. Метаморфозы «системы звезд» // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 4. М.: Искусство, 1974. С. 34-70.