Найти тему
@uspeh_rebenka

2 подхода в установке правил экранного времени. 1й толкает в зависимость, а 2й развивает сознание

Родителям, достаточно сложно разобраться и установить какие-то четкие критерии в вопросах экранного времени. Психологи говорят, а мы поддерживаем, что должны быть рамки, но скорее даже определенная система того, что мы ожидаем от своих детей. И, главное, как мы эти условия преподносим. Обычно, семья врезается в проблему, спихивает все на компьютер, который нужно забрать.

Проблема в том, что сознание школьника в этот момент активного участия не принимает, цифровую компетентность и саморегуляцию такой подход не развивает.

Кто уже проходил через жесткий скандал с подростком из-за экранного времени, тот понимает. Сделан еще один шаг в сторону разрушения нормальных отношений и привязанности, но при этом по факту ничего не изменилось. А возможно, стало хуже, потому что от накопленного негатива в вашу сторону нужно как-то освободиться, и появляется еще большее желание «расслабиться в интернете, снять напряжение». Специалисты называют это аддиктивным ритмом.

Еще одна проблема в том, что объективно сложно отличить норму от патологии. Где пользовательская активность является позитивной, а где оказывает негативное влияние.

Тусовка в сети - один из способов развлечения и общения современных детей. Например, раньше дети собирались в группы и шли осваивать новые пространства города, сначала свой двор, потом улицу, потом город. А теперь вся эта познавательная активность частично заполняется виртуальными мирами. Где геймеры так же собираются вместе и осваивают среду. Те, кто играли понимают, насколько эти миры интереснее, постоянные новшества, стимуляция чувств. Разве есть в реальном мире подобный источник азарта и энергии?

Но существует очень четкие различия, когда веселое развлечение со временем переходит в вовлечение и эмоциональную привязанность. Например, ты встаешь утром, и не очень хорошо себя чувствуешь. А все мысли крутятся о любимой игре и поиске возможности, чтобы туда побыстрее попасть.

Смотрите, как перестраивается система мотивов – подросток учится и выполняет ваши поручения в первую очередь для того, чтобы попасть в виртуальный мир. Понятно, что это уже не является нормой, потому что скорее напоминает зависимого, готового на что угодно ради своего наркотика?

Но даже в этом случае, полное лишение экранного времени от психологической привязки не избавит. Решение совершенно в другой плоскости – все очень сильно зависит от компетентности и грамотных действий значимых взрослых.

Существует исследование, согласно которому более трети подростков находятся на стадии увлечения интернетом. То есть вот это вот желание активно осваивать такие яркие, интересные миры, объединяться в сообщества и находить пути самореализации, толкает к активным действиям.

И чем больше эта тусовка начинает приносить ущерб основным обязанностям, тем больше динамика погружения в цифровое болото.

Наблюдайте за этими процессами вместе. Без осуждения. Так развивается самоконтроль. Когда я сам себя ловлю на мысли, что пора остановиться и переключиться, но потому что требуют, а потому что сам решил.

Если вы наблюдаете подобное сейчас со своим ребенком, то важно понять:

- склонность к пребыванию в сети - это абсолютно нормально для представителя поколения;

- детям комфортно как в виртуальном, так и в реальном пространстве;

- когда они слишком увлечены компьютером, они могут проявлять негативные реакции (гнев, агрессия) на попытки отвлечь их от игры или чата

И действовать правильно.

Для этого разговаривать и влиять на ситуацию более эффективно в нейтральное время. Если вы начинаете «воспитывать» своего ребенка, внимание которого сейчас не на вас, а на своем герое, который завоевывает очередную вселенную, то все послания улетают в спам. Вы тратите душевные силы, но результат, как правило отрицательный – новый виток эскалации конфликта. Очень подробно тема раскрыта в книге «Как оторвать подростка от онлайн игры».

На этапе вовлечения самая популярная ошибка – так называемые жесткие методы. Про физические наказания цивилизованное сообщество уже все понимает. Хотя в порыве гнева наш обезьянний мозг то и дело толкает взять ремень и отхлестать по полной программе, таким образом приобщить к подчинению и дисциплине.

А вот моральные наказания, как правило, преобладают в каждой семье, где развиваются поведенческие проблемы. Ухищрения, манипуляции, посрамление, высмеивание, презрение, давление, унижение, изоляция, отречение, угрозы. Но самое болезненное – эмоциональное отвержение.

Надо учитывать, что у подростка активно формируется самосознание, появляется ощущение взрослости и самостоятельности. Проще говоря, дети вас услышат, если с ними нормально адекватно разговаривать в дружеском ключе.

И очень последовательно вести к способности контролировать время, проведенное за компьютером.

Для это прекрасно подходит договоренность. Все активности нужно выполнять вовремя и делать их хорошо. Тогда работает веками обкатанная пословица: «Делу время, а потехе час». Все просто, достаточно это взрослеющему ребенку объяснить. О том, что во всем должен быть баланс, что сначала дела, которые ведут тебя к цели, а потом отдых и развлечения.

И передайте контроль. Так ребенок сам будет развивать способность уделять внимание всем сферам жизни, расставлять приоритеты. А в нейтральное время обсуждайте ошибки и что можно исправить и улучшить, анализируйте вместе.

При таком подходе рядом с вами будет развиваться думающий, обладающий собственным сознанием и саморегуляцией, развивающий эмоционально-волевые качества подросток.

Посмотрите, как меняется и система мотивации. «Я все сделаю, главное, чтобы разрешили побыстрее играть». Это движение в сторону развития аддиктивной части личности.

Или: «Родители доверяют, помогают, дают возможность решать самому. И я стараюсь оправдать их ожидания. Я чувствую себя достаточно взрослым, чтобы контролировать свое увлечение не в ущерб учебе. Я решаю, как будет, а не компьютер управляет мной»

Ключевая роль родителя при этом не использовать моральные наказания, чтобы выбить-таки необходимые поступки, не решать за него. А через грамотную обратную связь, через рефлексию собственных ошибок, учить принимать собственные решение и отвечать за них. Показывать своему ребенку, что он способен сам продумывать систему действий, в том числе и время для отдыха. В этом случае в такой семье больше шансов избежать развитие проблем.

В следующей публикации обсудим методику, когда проявляется эмоциональная привязка к интернету. Это уже более серьезная ситуация, но при грамотных действиях вопрос успешно решается.

Все статьи по теме в книге: "Интернет зависимости.нет. Воспитательные ошибки, которые толкают в цифровое болото".

Центр помощи семьям

Все статьи по теме нейтрального времени тут