Можно ли назвать Таллинн городом контрастов? Какова средняя стоимость квадратного метра жилья в столице Эстонии? Как выглядят «бедные» районы? И где живут местные «олигархи»?
Хочу сразу кое о чём вас предупредить. А перед некоторыми и извиниться. Если вы открыли эту статью (включили этот видеосюжет) исключительно ради того, чтобы увидеть именно бараки и дворцы, простите. Потому что ни того, ни другого — в строгом, буквальном значении этих слов — в Таллинне нет. И я не обижусь, если вы прямо сейчас переключитесь на какой-то другой канал.
Но если останетесь, то увидите, что здесь считают, так сказать, «бараками» и «дворцами» сейчас; как выглядят сегодня те улицы, которыми когда-то (в советское и первое постсоветское время) родители пугали детей; как живут большинство современных таллиннцев и какие дома строят себе самые состоятельные из них.
Для начала немного цифр. Население Таллинна сегодня — 450 тысяч человек. Примерно половина из них, 53 процента, — по национальности эстонцы. Остальные — представители разных национальностей, которых принято называть одним общим термином «русскоязычные».
В городе восемь районов. Каждый из которых, в свою очередь, делится на несколько частей.
1. Бывшие трущобы
И свой обзор я начну с Пыхья-Таллинн. А точнее с нескольких его микрорайонов — Каламая, Пальяссааре и, конечно, Копли, того самого «ужасного гетто», как его называли, да, собственно, каким он, большей частью, и был 30 лет назад.
30 лет — мгновение для истории человечества или даже страны, но целое поколение или почти половина жизни — для одного, отдельно взятого человека. И лично я прекрасно помню, как в конце 1980 и начале 1990-х выглядел и, извините, пах этот микрорайон.
Нет, в нём, конечно, тоже были вполне благополучные улицы. Но основную часть составляли настоящие трущобы, населённые асоциалами, наркоманами и уголовниками. Здесь было полно притонов, забитых алкоголиками, и подвалов, где селились бомжИ. Или бОмжи? В общем, бездомные. И трамваи, которые соединяли эту часть города с центром, казалось, навсегда впитали в себя их специфический запах.
Непонятно, как и почему так сложилось. Ведь географическое положение у этого места — просто на зависть: причудливый полуостров, окружённый заливами. Есть порт и трамвайное депо с рабочими местами, Эстонская морская академия, Художественная гимназия, три прекрасных парка… Тем не менее, ещё недавно жить здесь, да и просто заглядывать сюда даже мимоходом было почему-то опасно.
Впрочем, вполне логичное объяснение данному феномену даёт история. С конца XVIII века на полуострове находилось крупнейшее лютеранское кладбище балтийских немцев в Таллинне. Примерно в 1950-1951 годах кладбище было уничтожено (на его месте сейчас находится общественный парк), а сам район стал использоваться в качестве базы для Советских Вооруженных сил.
Жилые дома на полуострове появились в начале XX века, в связи с закладкой Русско-Балтийской верфи, открывшейся здесь 31 мая 1913 года. Рядом с заводом были построены жилые дома, больница, православная церковь (поскольку большинство рабочих были русского происхождения), а также школа, кинотеатр, пекарня, почтовое отделение. В районе был пущен трамвай. И даже открыта собственная электростанция, которая была в восемь раз мощнее таллиннской.
На севере полуострова жили в основном работники физического труда. Казармы, построенные для них, были, как правило, в два этажа, коридорного типа, с комнатами по обеим сторонам. В каждом доме были водопровод и электричество. Позже этот район получил название Коплиские линии.
Дома руководителей предприятия находились на южной стороне полуострова. В 1930-е годы, когда в них переехали преподаватели Таллиннского технологического университета, это место получило в народе наименование «Профессорская деревня». У каждого из строений была особенная, иногда даже экстравагантная архитектура, а также собственный сад.
После 1917 года и особенно в 1960-е в районе произошли резкие перемены к худшему. И вплоть до начала XXI века здесь селились пьяницы, бывшие заключённые и другие люди, испытывающие проблемы. А государство всё никак не могло решить, снести этот район до основания или реконструировать, сохранив его исторический облик.
К счастью, остановились на последнем. Восстановление Копли началось в 2015-м. И сейчас его просто не узнать.
Самые красивые здешние дома я покажу чуть позже, в третьей части статьи, когда буду рассказывать о жизни тех, чей доход находится несколько выше среднего уровня. Но даже бывшие бараки и многоэтажки смотрятся здесь сегодня вполне мило. А продаются по самой низкой для Таллинна цене — в пределах 1500 евро за квадратный метр.
На улицах чисто, зелено. Многие дома отлично отреставрированы. А новые, современные здания возводят так, чтобы они хорошо вписывались в общий облик района.
Одним словом, теперь Копли в частности и Пыхья-Таллинн вообще — стал одним из моих любимых районов. После Вяйке-Ыйсмяэ, конечно. В котором я прожила уже больше 25 лет. И о котором, кстати, уже не раз рассказывала на канале Raut Route. Ссылки оставлю в постскриптуме к этой статье.
2. Спальные районы
Вяйке-Ыйсмяэ, наряду с ещё 11 микрорайонами, входит в часть Таллинна, называемую Хааберсти. А само Хааберсти, наряду с Мустамяэ и Ласнамяэ, является одним из трёх крупнейших, так называемых спальных районов Таллинна.
Все они возводились примерно в одно время: с начала 1960-х — Мустамяэ, в 1970-80-е — Ыйсмяэ и Ласнамяэ. Но у каждого из них есть свои отличительные особенности.
Мустамяэ, например, прочно связывается в сознании с именем Никиты Хрущёва и его печально знаменитыми «хрущёвками». Которые, однако, начиная с 2000-х, стали активно реновировать. И сегодня большинство из них выглядит очень неплохо.
Вяйке-Ыйсмяэ прославился, ещё на весь бывший Советский Союз, своей кольцевой планировкой с замечательным круглым прудом в центре, по берегам которого по весне пышно цветут высаженные пару лет назад сакуры.
Среди плюсов Хааберсти можно отметить также небольшое озеро Харку с пляжем и бесплатными иглу-саунами. Прекрасную прогулочную тропу вдоль морского побережья залива Копли — так называемый променад Рокка-аль-Маре.
И, конечно, восхитительный полуостров Какумяэ (см. также мой 12-минутный фильм о нём или читайте закадровый текст, оформленный в виде статьи). С сильно изрезанной и обрывистой береговой линией, поражающий в каких-то местах своей первозданной красотой, а в других — замечательными жилыми райончиками с собственным яхт-клубом и очень неплохим рестораном.
За Ласнамяэ же прочно закрепился статус самого русскоязычного района эстонской столицы. Кое-кто даже называет его «русским анклавом». А сами русскоязычные жители иногда именуют «Ласноградом».
И для этого есть основания. Согласно статистическим данным, эстонцы в Ласнамяэ составляют всего 27 процентов населения. В то время, как во всём Таллинне, напомню, 53 процента.
Изначально, в 1913 году, Ласнамяэ планировался финским архитектором Элиэлем Саариненом, как район для состоятельных жителей. И выглядеть он должен был примерно, как Хельсинки или Стокгольм.
Однако, из-за исторических катаклизмов, вместо элегантного и роскошного проекта Сааринена, Ласнамяэ стали строить на советский манер: как можно дешевле и как можно быстрее. В итоге здесь появилось очень много одинаковых домов с торцевыми панелями (чтобы реже переставлять башенные краны), а из-за отсутствия зелени улицы насквозь продувались морскими ветрами.
Практически вдоль всего Ласнамяэ проходит улица Лаагна. Которая задумывалась в середине 1970-х, как магистраль для скоростного трамвая. Помню, как ещё в начале 1980-х здесь гремел гром и поднималась пыль от взрываемого для этих целей плитняка.
Только в начале 2000-х Ласнамяэ стал потихоньку преображаться. Нет, сами дома почти не изменились. Но появились хотя бы скверы и парки. Рядом с аэропортом открылся крупнейший в Таллинне торговый центр Ülemiste. А недавно, бок о бок с первым, и ещё один, на крыше которого установили колесо обозрения (на фото выше).
На территории бывшего советского военного завода «Двигатель» с 2007 года началось создание современного промышленного парка «Юлемисте Сити» (Ülemiste City). Некоторые строения были снесены совсем, и на их месте появились современные офисные небоскрёбы. От других сохранились фасады, надстроенные стильными верхними этажами.
А пять зданий, возведённых ещё в конце XIX века, внесены в Эстонский Государственный регистр памятников культуры и находятся под защитой государства.
Как и Памятник 380-ти работникам завода «Двигатель», революционерам, участникам Гражданской и Великой Отечественной войн.
Понятно, что стоимость жилья в Ласнамяэ, Мустамяэ или Ыйсмяэ в большинстве случаев тоже находится чуть ниже средней по столице. Цена квадратного метра здесь варьируется в пределах 2500 евро.
3. Элитные новостройки
В третью группу жилых районов Таллинна я собрала новостройки. Это даже не районы, а, скорее, кварталы. Как правило, небольшие, компактные, но многочисленные и разбросанные по всему городу.
Их отличают современная планировка, оригинальный архитектурный стиль, необычные дизайнерские находки, качественные материалы. А также удобное местоположение, имеющее в каждом случае какие-то свои плюсы и выгоды.
Цена квадратного метра квартир в новостройках повсеместно превышает 4000 евро. По словам девелоперов, средняя цена купленной в столице новой квартиры составляет примерно 300 тысяч евро (или 4500 евро за квадратный метр).
Чаще всего новые дома строят, конечно, там, где до них было свободное пространство — луг или не охраняемый государством лесной массив.
Но нередко новые кварталы возникают на месте каких-то бывших предприятий — фабрик или заводов. Тогда у новостройки появляется свой особый, неповторимый облик, поскольку архитекторы стараются по возможности сохранить исторические здания, а новые — вписать в ландшафт и стиль.
Больше всего ценится, конечно, недвижимость у моря. Именно о таких новостройках (на фото выше) я говорила в начале статьи, когда обещала показать самые красивые здешние дома, появившиеся на месте Коплиских трущоб.
А это (на фото ниже) — знаменитый, очень престижный и, пожалуй, самый модный сейчас в Таллинне район Ноблесснер.
Построен он на месте бывшего завода, владельцами которого были Эммануил Нобель (сын Людвига Нобеля, старшего брата учредителя Нобелевской премии Альфреда) и Артур Лесснер. Отсюда и название — Ноб-Лесснер. С 1912 года завод выпускал подводные лодки. В советское время был судоремонтным. А вся расположенная рядом прибрежная территория была закрытой, запретной зоной.
Реконструкция, начатая в 2001, превратила промышленное пространство в одно из самых стильных мест города. С жилыми кварталами без автомобилей, магазинами, ресторанами, художественными галереями, музеем изобретений Proto, яхтенной мариной и целым иглу-городом на побережье.
4. Богатые окраины
И всё же самыми дорогими, элитными и респектабельными в Таллинне остаются районы Кесклинн (центр), Нымме (бывший когда-то самостоятельным городком) и отдалённый и обособленный, уединённый и немноголюдный, прибрежный и практический курортный Пирита.
На историческом центре сегодня останавливаться не буду. Про него нужно писать отдельную статью. А вот про Нымме и Пирита немного расскажу. Общим у них является то, что промышленных объектов в этих районах нет совсем. А дома — в подавляющем большинстве частные, индивидуальные. Различия — в истории.
У Нымме она весьма необычная и можно даже сказать кинематографичная.
Жил-был мальчик. И была у него мечта. Точнее две: жить в рыцарском замке и построить свой собственный город.
Мальчик вырос. Выучился на экономиста, потом на архитектора, потом на медика. А потом неожиданно взял и… огорчил всю свою семью и насмешил соседей. Продал плодородные угодья и купил кусок никому не нужного соснового бора на песчаном холме за тридевять земель от Таллинна.
Только и годен был этот кусок, что под дачи для интровертов. Они-то и начали покупать здесь участки у предприимчивого архитектора. А он, в благодарность, помогал им в строительстве.
Со временем дачный район стал очень популярным. Разросся настолько, что получил статус посёлка.
А владелец продолжал его благоустраивать. Заложил фруктовые сады, открыл мыловаренную, канатную и колбасную фабрики, мебельные и литейные мастерские.
Задумал даже построить в нём… порт. Ну и что, что до моря больше пяти километров?! Можно ведь проложить канал. Разработал проект. Вырубил лес вдоль планируемого русла канала. До осуществления мечты о собственном городе было рукой подать...
Но годы брали своё. В 68 лет владелец Нымме (так назвали посёлок) по настоянию жителей ушёл на «заслуженный отдых». А ещё через 10 лет, в 1918-м, вместе со всей семьёй покинул Эстонию.
Умер Николай фон Глен в Бразилии, в 1923 году, упав с лошади во время прогулки. Ему было 82.
А статус города Нымме всё-таки получил. Всего три года спустя, в 1926-м. А в 2011-м благодарные ныммесцы поставили Николаю фон Глену не совсем обычный памятник.
И, кстати, вторая мечта Глена — жить в рыцарском замке (на заглавном фото) — всё же осуществилась ещё при его жизни. Точнее он сам её осуществил: просто запланировал, спроектировал и построил. Самолично (даром что ли архитектор). Таким, каким видел в детских книжках, а потом — в собственных снах.
Замок, пальмовая галерея, а также скульптуры, созданные бароном, стоят и поныне. Сегодня они стали одной из главных достопримечательностей не только Нымме, но и всего Таллинна.
У Пирита история проще. Но древнее. И корнями она уходит аж в начало XV века, когда в окрестностях Ревеля был основан и построен католический женский монастырь, принадлежавший Ордену Святой Бригитты.
В своё время комплекс считался крупнейшим в Ливонии. Однако в 1575 году он был разрушен войсками Ивана Грозного.
Сегодня руины главного храма и оснований стен являются архитектурно-археологическим музеем под открытым небом. Здесь проводятся концерты и снимается множество фильмов.
Ну, а следующим этапом истории Пирита стали уже советские годы, когда в этих местах возник дачный посёлок.
Значительный толчок развитию района дала Олимпиада-80, часть соревнований которой проводилась в Таллинне. Благодаря широкому шоссе, построенному к Олимпиаде, добираться сюда стало проще. А олимпийские объекты со временем превратились в общественные пространства: яхт-клуб, отель, спортивный и офисный центры.
В 1990-е годы, после восстановления Эстонской Республики и реституции (возврата имущества прежним собственникам), у Пирита началась новая жизнь. На месте дач стали появляться новые фешенебельные частные дома.
Большинство из которых, впрочем, всё равно далеко не дворцы. По крайней мере, снаружи.
Да и внутри тоже. Мне доводилось бывать в паре таких домов. Ничего особенного. Никаких вычурных, бросающихся в глаза деталей, демонстрирующих богатство владельцев. Всё исключительно функционально. Главное — чтоб было удобно (для всех живущих), красиво (то есть стильно и со вкусом) и недорого (то есть экономично, поскольку деньги здесь и зарабатывают, и расходуют с умом).
В целом, как видите, нынешний Таллинн вряд ли можно назвать городом контрастов. Согласно опросу, проведённому недавно по заказу Института финансов Сведбанка (Swedbank), признаками принадлежности к среднему классу, по мнению жителей Эстонии, являются владение собственным жильём и чистый доход в размере 2000 евро. И представителями такового среднего класса считают себя 33 процента опрошенных.
Для сравнения. В России представителями среднего класса, по мнению разных финансовых аналитиков, могут назвать себя от трёх до, максимум, 11 процентов населения страны.
Вероника Маанди
Фото автора
* Публикация представляет собой закадровый текст фильма, оформленный в виде статьи с фото (в основном, из мест, не вошедших в видеосюжет) — специально для тех, кто предпочитает читать и рассматривать. Посмотреть сам фильм можно по ссылке:
P. S. Подробнее о Вяйке-Ыйсмяэ — по следующим ссылкам:
4) https://dzen.ru/video/watch/658093ef73185812bbb1d208;
5) https://dzen.ru/video/watch/660fcc0effcf6052507ec7e6.
А если хотите почитать про один из ресторанов в Пирита, вам сюда: https://dzen.ru/a/ZjuUxp9PdTq3TCja.