Всегда мечтала это сделать! Начать какой-нибудь из своих репортажей строками из булгаковского «Мастера и Маргариты». Мечты сбываются.
На краю земли
Однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Таллинне, на полуострове Какумяэ, появились две гражданки. Первая из них, одетая в летнюю серенькую парку, была высокого роста, сухощава, а на лице её помещались сверхъестественных размеров солнечные очки в чёрной оправе. Вторая — темноволосая вихрастая молодая дама — была в худи с капюшоном, чёрных спортивных брюках и яркой ветровке цвета фуксии.
Первая была не кто иная, как Вероника Маанди, создатель и редактор быстро растущего канала Raut Route, рассказывающего о том, что наполняет и украшает жизнь.
А жизнерадостная спутница её — педагог Елена Воронцова, преподающая в одной из Таллиннских школ русский язык и литературу.
Короче говоря, это были мы с подругой. А с незабвенным произведением гениального Михаила Афанасьевича нас в тот день объединило не только время года — май. Но и приключение, случившееся с нами совершенно неожиданно и незапланированно.
Впрочем, приключение — это всегда что-то нечаянное и непредвиденное. Некий внезапный и волнующий поворот.
Вот и мы в тот день, оправившись на обычную в общем-то прогулку, — внезапно — решили повернуть не налево (на юг), куда вело хорошо знакомое асфальтированное шоссе, и куда мы сворачивали в этом месте всегда, а направо (на север).
«А что, если…» — слова, с которых всю историю человечества начинались судьбоносные изобретения, блистательные победы и великие открытия. Не особо великие, в общем-то, тоже, как правило, начинаются с чего-то подобного.
Из истории Какумяэ
Полуостров Какумяэ, по словам учёных, появился относительно недавно — примерно 4000 лет назад.
Поначалу это была группа небольших островов, которые, соединившись, образовали сначала остров, а потом, примкнув к материку, и полуостров длиной примерно два километра.
В Средние века здесь располагалась деревня под названием Какамяэ (Kakamaye). Первые упоминания о ней относятся к 1467 году. Наименование это, скорее всего, произошло от названия одного из видов сов. Слово kakk когда-то означало «неясыть». Ну, а mäe и сегодня переводится, как «холм» или «гора».
Пробираясь сквозь лесные заросли по небольшой тропинке, мы наткнулись на некое бетонное сооружение, напоминающее заброшенный военный бункер.
Вообще-то, во время Первой мировой войны на Какумяэ, действительно, были возведены объекты артиллерийской батареи Морской крепости Петра Великого. Но они выглядят иначе.
Вот так (на фото выше) — бывшая электростанция батареи № 4.
Так (на фото выше) — её командный пункт.
А что это? Наверное, тайный подземный ход, ведущий к пункту.
В 1975 году деревня Какумяэ была присоединена к Таллинну. До 1991-го здесь находилось одно из подразделений опорно-показательного, крупнейшего не только в Эстонии, но и во всём Советском Союзе рыболовецкого колхоза имени М. С. Кирова.
Ну, а сегодня Какумяэ — один из микрорайонов административной части города Хааберсти. Юго-западная его часть застроена частным домами. Северо-восточная же и по сей день представляет собой совершенно дикое пространство.
По первобытным берегам
По которому мы и брели вот уже как час с небольшим. И чем дальше мы уходили от места захода в лес, тем более первобытным становился окружающий нас пейзаж.
Периодически узкий песчаный берег превращался в сплошную каменную насыпь.
А местами его перегораживали огромные, отколовшиеся от утёсов куски скал и упавшие деревья. Многие из них ветвями достигали моря. И вскоре мы уже стали сомневаться, сумеем ли в следующий раз перелезть через них, не замочив ног.
К тому же мы совершенно не могли представить себе, что ждёт нас за очередным береговым выступом. А вдруг следующая лагуна будет вообще непроходимой.
Но от мысли повернуть назад мы обе решительно отказались. Потому что вот это же и есть настоящее приключение — когда ты не знаешь, что ждёт тебя за очередным поворотом.
А за очередным поворотом перед нами открывалась ещё более восхитительная красота. Сосны возвышались над головой, стоя на краешке обрыва, словно балерины, на пальцах. И держась за землю непонятно из каких последних сил.
А под ними из клифа медленно выползали круглые валуны, принесённые сюда ледником 20 тысяч лет назад. И грозящие обрушиться вниз в любую минуту.
Кстати, под действием прибоя эти обрушения, на самом деле, происходят регулярно. Недавно, в августе 2024 года, местные СМИ сообщили, что обвал берега подошёл уже настолько близко к автомобильной дороге, по которой мы сюда и приехали, что мэрия Таллинна попросила Транспортный департамент изменить маршрут движения автобусов, чтобы они больше не проезжали по этому опасному участку.
Подарок природы
Подходил к концу второй час нашего спонтанного путешествия. Начинало смеркаться.
«А ты знаешь, что мы сейчас, похоже, идём по самой натуральной, природной, ископаемой голубой глине?» — сказала вдруг моя энциклопедически образованная подруга.
Я оглянулась… Вокруг были рассыпаны сокровища. В виде больших, средних и маленьких кусков глинта с широкими прослойками зеленовато-голубого цвета. Такие же прослойки украшали стены клифа по всему периметру береговой террасы.
Голубую глину ещё называют кембрийской, по названию геологического периода, в течение которого формировалась эта осадочная порода. И происходило это примерно 500 миллионов лет назад.
В голубой глине содержится огромное количество минералов и микроэлементов. Она обладает противовоспалительным действием, восстанавливает обмен веществ, помогает при заболеваниях суставов, лечит кожные болезни, травмы и раны. Её добывают в разных странах и продают в составе многих косметических и лечебных средств.
В Эстонии глина считается таким же полезным ископаемым, как сланец, плитняк, торф, песок или фосфорит. Одно из предприятий по добыче и переработке глины находится, например, в посёлке Азери на востоке Эстонии. Правда, та глина идёт, в основном, на изготовление кирпича.
Конечно, я не могла не взять несколько голубых кусочков с собой. Ведь это — подарок. А от подарков не отказываются.
Награда усталым путникам
Минут через пятнадцать, обогнув последний мыс, мы увидели, наконец, признаки цивилизации — мачты стоящих в марине яхт.
Правда, до них было ещё минут сорок пути. Но зато это было уже хорошо знакомое нам место — порт Хавен Какумяэ.
С современными жилыми кварталами и неплохим рестораном, где мы и отметили наше благополучное возвращение.
В целом, приключение продлилось не так уж и много: всего четыре часа. Но приятные впечатления о нём живы и сейчас, больше полугода спустя.
Вероника Маанди
Фото автора и из открытых источников
P. S. Посмотреть сам фильм (откуда взят этот закадровый текст) можно здесь.
P. P. S. Закадровый текст другого фильма о Таллинне — «От бараков до дворцов» — читайте здесь.