«Какая-то Ася Лавринович наоборот», — разочарованно подумала я, дочитав книгу Александры Шалашовой «Салюты на той стороне».
Если Ася Лавринович в нежных розово-бирюзовых тонах без особой глубины пишет о дружбе, о первой любви, о переживаниях подростков, если ее книги сентиментальны, то у Александры Шалашовой все ровно наоборот. Здесь тоже подростки, но другие. И не случайно черно-красное оформление обложки словно кричит о трагедии и опасности.
Анонс книги был многообещающим.
Герои подростковой антиутопии — пациенты и воспитатели санатория для детей с нарушениями зрения, стоящего на берегу реки Сухоны напротив города, из которого доносятся то ли взрывы, то ли фейерверки.
Обитатели санатория живут в полном неведении о происходящем и создают собственную иерархию, основанную на насилии. Однажды в санаторий приходит солдат, который предлагает вывести ребят через раздробленный мост на ту сторону. Незрячие дети не знают, на чьей стороне их проводник, и что впереди — спасение или гибель.
Если честно, начало смутило сразу. Не хочется такое пересказывать. Может, правильнее было бы сразу закрыть книгу и не продолжать.
Но судя по анонсу, впереди было много интересного. И я продолжила.
Главная тема — взаимоотношения в группе подростков после того, как в силу форсмажора взрослые самоустранились. Есть намек на мистику в виде материализовавшейся Акулины — дамы пик из карточной игры. Девочки, особенно в лагере, часто пугались историй об Акулине. Но, в отличие от «Пищеблока» Алексея Иванова, где подростковые лагерные страшилки оживают, здесь намек так и остался намеком.
У подростков проблемы со зрением, но это тоже практически никак не обыграно. Ребята вполне себе видят, кто хуже, кто лучше. Единственное, что девочки иногда красятся слишком вызывающе, без полутонов. А в остальном — все они видят, в том числе рисунки на трусах.
Надеялась, что следить за развитием сюжета будет интересно — незрячие дети остались одни, в неизвестности, перед надвигающейся бедой. Как они будут выживать? Заканчиваются запасы еды, наступают холода, но главное — нет связи с городом, и непонятно, что там — живы ли их родители, целы ли дома. Непонятно, кто победил — наши или наоборот.
Но весь сюжет скатился в частные подростковые разборки и банальную «дележку мальчиков». Сразу не понравилось и оттолкнуло смакование неприглядных сцен подростковых издевательств с физиологическим подтекстом.
Возможно, автор хотела показать восприятие происходящего девочкой, которая стала жертвой, но получилось, к сожалению, именно смакование, после которого хочется отложить книгу и не читать дальше. Либо пойти принять душ. Да и сама «жертва» оказалась, скажем так, большой фантазеркой, имеющей свои девчачьи амбиции.
Получился янг-эдалт наоборот, когда дружба, первые чувства и трудности взросления вывернуты наизнанку. Вместо чувств — проявления вожделения, вместо дружбы — подавление, обман и подставы, вместо взросления — обреченность.
«Салюты на той стороне» сравнивают с «Дом, в котором» Мариам Петросян. Категорически не соглашусь.
Да, и там, и там изолированное пространство, и там, и там дети с особенностями здоровья. И там, и там — предощущение грядущей трагедии.
Но «Дом, в котором» — это книга о преодолении страхов изоляции, о важности адаптации в своей стае, которая новичку поначалу кажется пугающей. Но потом приходит понимание, что стая, какой бы она ни была — его единственная защита и опора, что в любой стае есть нормальные ребята, которым можно доверять. «Дом, в котором» — книга о том, что в любых тяжких условиях важно не терять человечности и эмпатии.
А в «Салютах на той стороне» потеряно все. Она не открывает ничего нового и не оставляет никакой надежды, только неприятный осадок, который хочется поскорее забыть.
Кстати, книга вошла в короткий список премии "Большая книга- 2023". Поэтому я решила ее прочитать.
Полностью список можно посмотреть здесь: