Найти в Дзене

«Ненавистный, ненавистный Бобрыкин!» Роман, в котором жалко всех. О книге Саши Николаенко «Убить Бобрыкина»

Оглавление

В этом году премию «Ясная Поляна» присудили книге Саши Николаенко «Муравьиный бог: реквием». Мне захотелось познакомиться с творчеством этой писательницы. Но «Муравьиного бога» в библиотеке не оказалось, зато на полке стояла другая ее книга: «Убить Бобрыкина, или История одного убийства». Это роман 2016 года, удостоенный в 2017-м премии «Русский Букер», а сейчас он переиздан.

«Убить Бобрыкина» — необычный роман, это постмодернистская поэма в прозе, что становится ясно с первых же страниц.

Лично меня зацепил ироничный стиль, но потом начал ощущаться ритм, напевный слог и образность, плюс постоянная игра с читателем — мы не всегда знаем, кто повествователь, и периодически попадаем на те или иные отсылки. Будь то «Два капитана» Каверина, картина «Княжна Тараканова» художника Флавицкого или мультик про Варежку.

Повествование идет от лица Саши Шишина, взрослого человека с ментальными нарушениями. Впрямую этого не говорится, но становится понятным по косвенным намекам. Саша живет с матерью-пенсионеркой, для которой он — «ирод, чума, паразит». Ее любовь к сыну выражается не в словах, а в заботе и в том, как она постоянно талдычит ему, что можно, а чего нельзя.

-2

Мать очень религиозна, но в ее религиозность впутаны народные приметы, астрология и магические ритуалы.

«И не зевай со сна и перед сном! А если зявкнул, перекрестись и рот прикрой ладонью. Слышишь у меня? А то раззявишь пасть, и черт влетит, не вызевнешь потом. И будет дрянь тебе такая сниться, что волком взвоешь, понял у меня?», — из таких поучений и состоит ее общение с Сашей.

Саша сохранил свою детскость, мать для него — это человек, от которого он полностью зависим. Мать его кормит, руководит им, наставляет и от отчаяния ругает. Саша ведет себя как ребенок — только мать уходит в магазин или по делам, он тут же начинает искать в шкафах что-то вкусное или припрятанное, а когда она возвращается, ищет в сумке гостинцы.

Живут они вдвоем с матерью с детства. Такая ситуация нередко бывает в семьях, где появляется ребенок с особенностями — отец не может смириться и уходит. Поэтому Саше остается лишь гадать, кто его отец — смелый летчик или капитан дальнего плавания.

Все Сашины лирические устремления связаны с Таней, единственной из детей, кто с ним дружил в детстве. Общение с Таней идет в форме писем. Но мы не знаем, может, это действительно пишет Таня, может, это пишет Саша сам себе, может, это фантазии в его голове, а может, вообще сон, который ему снится.

«Здравствуй, мой хороший, мой родной, любимый Саша!» — так начинается каждое письмо. Может, и правда, вся эта переписка - плод воображения Шишина, которого на самом деле никто-никто не любит?

Танины письма — это лучшее и сокровенное, что есть в его жизни. Но Таню у него отнял одноклассник Бобрыкин. Собственно, поэтому он «ненавистный, ненавистный». Впрочем, ненавистный он с детства, поскольку поднаторел в буллинге, и Саша от него немало перестрадал.

Поэтому мечта Саши — и отомстить, и расправиться с соперником, чтобы сделать Таню счастливой.

Вернуть ее в детство, где они были счастливы вдвоем. Саша и сейчас остался в детстве, но без Тани он не счастлив.

Саша Николаенко. Фото из просторов сети.
Саша Николаенко. Фото из просторов сети.

Александра Николаенко - профессиональная художница, окончила Университет Строганова (факультет монументальной живописи), член Московского союза художников. Известна также как иллюстратор произведений российских писателей. "Убить Бобрыкина, или История одного убийства" - ее дебютный роман.

Читать книгу сначала было сложно, потому что в ней ничего не происходит — она соткана из писем, снов и разрозненных детских воспоминаний. Но потом втягиваешься в ее ритм, и понимаешь, что жалко всех. Тех, чье детство ушло, и кто в нем задержался навсегда.

Мне почему-то больше всех было жалко авторитарную и постоянно доминирующую мать Саши, застрявшую в убогом быту. Она чувствует себя мученицей, сопротивляется обстоятельствам и борется — тем, что тянет свою давно надоевшую лямку, ходит в церковь, соблюдает посты.

Жалко Таню, которая несчастлива в браке с Бобрыкиным, но не за Сашу же ей было замуж выходить.

И в целом жалко, что все детские мечты, детское светлое восприятие жизни куда-то с годами ушло, и даже не вспоминается.

«Сжигает солнце тень, а к вечеру так тихо во дворе, что кажется звонок велосипедный чудом, как будто вечность поселилась в стареньком саду. И пахнет желтыми духами, киселем сухим, ванилью, лопухами, маминой помадой. Все спят, как в замке у царевны, что палец веретеном уколола и уснула навсегда (ты помнишь, Саша, на картинке в книжке было?). Все спят: и рыцари, и разодетый в полосатое король, и королева, фрейлины, гвардейцы… И эта страшная старуха, ведьма, по уснувшим залам клюкой стучит, тик-так, тик-так, тик-так…» — цитата из письма Тани.

Это про то, как быстро проходит детство и как много уходит вместе с ним. И как страшно тиканье часов, когда ты уже повзрослел.

-4

Очень своеобразный роман, думаю, что понравится он далеко не всем. Бессюжетно, но красиво. И, повторюсь, всех жалко.

Читали, планируете?

На канале есть обзоры книг отечественных писательниц:

Еще больше отзывов о книгах — в подборке «ПРОчитано!»