«Серии фильмов о Фантомасе и Жандарме завели продюсеров в тупик. В общем-то мало кто из режиссеров смог, подобно Ури, легко и изящно смешивать жанры, сохраняя пропорции и находя возможность сказать зрителю нечто важное и интересное. Большинство все же не смогло подняться выше грубых фарсов, «окрашенных кровью».
Читаем фрагменты старой статьи о французском кино, опубликованной в 1972 году:
Комедия
«Серии фильмов о Фантомасе и Жандарме завели продюсеров в тупик. В общем-то мало кто из режиссеров смог, подобно Ури, легко и изящно смешивать жанры, сохраняя пропорции и находя возможность сказать зрителю нечто важное и интересное. Большинство все же не смогло подняться выше грубых фарсов, «окрашенных кровью».
Особая проблема при этом возникла в связи с популярнейшим де Фюнесом: по всем своим данным — это актер комический, в детективе, даже в комическом.
И все же нельзя обойти некоторые фильмы молчанием, так как в них действуют мастера международного класса.
Последняя работа знаменитейшего из старых мастеров — Рене Клера, ныне академика,— принесла всеобщее разочарование: полный провал у критики, да и кассовый успех весьма сомнительный.
Уже предыдущий его фильм — «Все золото мира» — был принят с прохладцей.
А вышедшие в 1966 году «Галантные празднества» были единодушно отвергнуты.
В чем причина провала виднейшего режиссера?
Драма художника — в отставании от времени. Покажи он «Галантные празднества» двадцать и даже пятнадцать лет назад, фильм имел бы большой успех, но сегодня его просто скучно смотреть.
Случилась точно такая же история, как с «Графиней из Гонконга» Чарли Чаплина.
Рене Клер не изменился. Изменилась кинематография, и изменились зрители.
Изменились запросы зрителей и творческие методы для их удовлетворения.
Каково бы ни было мнение о настоящей ценности «новой волны», одно нужно признать: «новая волна» принесла сдвиги в эстетических воззрениях и продолжать работать в 1969 году, как в 1950-м, стало уже невозможно.
Фильм Клера с профессиональной точки зрения сделан хорошо. Первоклассное, утонченное мастерство режиссера, очаровательные декорации, прелестные цветовые гаммы, занятный карнавал персонажей...
Даже сам замысел картины довольно интересен: под предлогом шуточной, опереточной войны создать философскую сказку об абсурде войн вообще.
Действие происходит в XVIII веке, в замке Монте-Карло, осажденном принцем Болье. Никто не хочет воевать, и в первую очередь солдаты обеих армий. Их офицеры и даже сами принцы думают скорее о пирах и празднествах, чем об обороне крепости или ее штурме. Война никому не нужна, никого она не интересует... И все же она продолжается!
Пока сержант Жоли Кёр не приведет войну и фильм к благополучному концу.
Этот пацифистский памфлет, умно задуманный и чисто сделанный, абсолютно лишен эмоционального воздействия. Пустота и холод. Зритель смотрит на экран с таким же безразличием, с каким ведут себя герои фильма: «Воюете? Ну, ну!».
Холодность уже давно отмечала работы Рене Клера. Она чувствовалась даже в таком прекрасном фильме, как «Сиреневые ворота», где ее скрадывала теплота замечательного Жюжю — Брассера.
В «Галантных празднествах» эта холодность, подчеркнутая эпохой действия — «все в голове, ничего в сердце»,— полностью заполнила экран.
Критика, как уже было сказано, буквально разгромила фильм. Не потому, пожалуй, что он слабый, а потому, что он средний. Тут сказалось и то глубокое уважение, которое питает вся критика к Рене Клеру. Он вправе ошибаться, даже тяжело ошибаться,— это бывает с каждым. Но делать «неплохие» фильмы, сдавать просто «чистую» работу — этого Рене Клеру не простят.
И в крайне суровых отзывах о «Галантных празднествах» чувствуется обида, горечь обманутых надежд.
Не вызвала большого энтузиазма и новая работа Жака Тати, которую москвичи видели на VI Московском кинофестивале,— «Плейтайм», что в переводе — «Время развлечений».
Тати работает крайне медленно и тщательно. Играя сам в своих фильмах, он создал весьма удачную комическую маску некоего господина Юло, старомодного и неловкого, каждым своим поступком, подчас ненамеренным, разрушающим условности мира, в котором он живет. В лучшем своем фильме, «Мой дядя», Тати — Юло показал призрачность и античеловечность машинно-электронного мира, созданного будто бы для блага человека, а на деле превратившего самого человека в придаток машины.
Эту тему — античеловечность мира техники — он продолжает в фильме «Время развлечений», и, может быть, именно потому, что он лишь продолжает ее, а не развивает, его работа не вызывает большого интереса.
За те годы, которые ушли у Тати на создание «Плейтайма», люди узнали об опасности технологизации жизни больше, чем это сказано в фильме.
Пожалуй, тематически фильм устарел — вот причина того, почему он встречен с равнодушием, так как мастерство Тати не вызывает никаких сомнений.
На этом можно окончить короткий разговор о комедии. Главное ясно: традиции французского водевиля живут, но кино пользуется только найденным и проверенным, новых открытий крайне мало.
Драма
Только Годару, если верить ему на слово, «наплевать, будут ли смотреть его фильмы».
Для всех остальных режиссеров вопрос об успехе в прокате часто является вопросом жизни и смерти.
Да это и нелепо — делать фильм, который не найдет зрителя.
Однако оглядка на зрителя вещь тоже не безопасная. Стараясь подладиться под пресловутые «требования кассы», художник может запросто опуститься ниже зрителя, пойти на профанацию своего мастерства, потакать наиболее невзыскательным вкусам.
Именно такое случилось, на наш взгляд, с Марселем Карне в его последнем фильме. …
После фильма «Врата ночи» Карне создает еще немало произведений. Среди них такие блистающие мастерством, как «Мария из порта», «Тереза Ракен», «Страна, откуда я родом», «Обманщики», но ни один фильм Карне уже не становится новым словом в кино. …
Неудачен, по мнению многих критиков, был уже его первый фильм о проблемах молодежи. И резкие нападки французских критиков на фильм «Обманщики» имели под собой почву.
Действительно, в фильме современны только материал и внешние приметы: неряшливость в манере одеваться, разговаривать, вести себя, безразличие к проблемам общества, скептическое отношение к отцам и т.д.
Эти свойства мы впоследствии увидим и в фильмах Клода Шаброля, Роже Вадима, Франсуа Трюффо.
Однако тезис о том, что молодежь плутует, следуя капризам глупой моды, и притворяется циничной и холодной, боясь раскрыть свои истинные чувства, слишком зыбок для раскрытия психологических и социальных причин бунта молодежи.
А потому ни кроткая идиллия любви, ни разбитые надежды, ни сцена ревности и гнева, ни трагедийный и разрушительный финал не в силах дать характеристику пульсу эпохи, выявить подлинные трудности и метания молодежи.
— После «Обманщиков» Карне поставил фильм «Пустырь» — очередную историю банды молодых, ужасный рассказ о бесчеловечности и предательстве.
Карне ставит проходящий фильм «Корм для пташек» и более удачный — «Три комнаты в Манхеттене» (1965).
А затем появились «Молодые волки», сценарий которого Карне написал в содружестве с Аккурси.
Фильм рассказывает о судьбе мелкого альфонса Алена и молодой художницы Сильвии, облекая рядовую мелодраму в яркие одежды модерна.
Это банальная любовная история, которой весьма нехитрыми внешними приемами придан вид «злободневной драмы».
Красивости фильма и се***альные эпизоды превратили «Молодых волков» в заурядный ширпотреб коммерческого кинорынка, который пользуется спросом всегда и везде.
Поклонников таланта Карне, однако, не может не огорчать тот факт, что выдающийся мастер не только опустился до «рыночной эстетики», но, что особенно неприятно, он и идеи поддерживает «рыночные», ибо фильм его явно клевещет на молодежь.
Более удачным оказался опыт в драме известного советским зрителям Клода Отан-Лара, выдающегося представителя критического реализма во французском кино, честного и смелого художника, который в условиях коммерческого производства всегда ухищрялся затрагивать важные социальные проблемы.
Фильм Отан-Лара «Новый дневник женщины в белом», поставленный по роману писателя-врача Андре Субирана, вышел на экраны Парижа в 1966 году и поразил всех остротой решаемой проблемы.
Чтобы понять его остроту, надо знать, что аборт во Франции разрешен лишь в исключительных случаях, и нарушение правил карается законом.
Фильм рассказывает, как учительница деревенской школы, желая иметь ребенка, вынуждена все же из-за краснухи пойти на аборт.
Краснуха здесь служит иносказанием: Отан-Лара, без сомнения, подразумевает недавний грандиозный скандал из-за «талидомида», успокоительного лекарства для беременных, из-за которого появились на свет сотни уродов.
Перед врачом-женщиной встает трудный вопрос. Если она не сделает аборта учительнице, то та обратится к какой-нибудь повивальной бабке и попадет в самые жуткие антисанитарные условия. Врач решается и делает операцию. Но по доносу ее арестовывают...
Фильм сделан мастерски. Некоторая декларативность здесь, очевидно, неизбежна и, может быть, слишком подчеркнута трагичность внутреннего конфликта женщины-врача.
Но отдельные просчеты не уменьшают достоинство работы Отан-Лара, обращенной к реальным жизненным проблемам. «Новый дневник женщины в белом» заставляет зрителя задуматься над важными вопросами — и медицинскими, и социальными, и чисто этическими.
«Картошка», следующий фильм Отан-Лара, рассказывает о событиях, развернувшихся во время войны в маленькой деревушке, когда страна была разделена на две зоны: немецкую и французскую с правительством в Виши.
Герой фильма Кловис тайно переходит в немецкую зону, чтобы найти хоть один мешок картошки для посева. Путь трудный и опасный. Немцы после поражения под Сталинградом день и ночь патрулируют границу, охотясь на бойцов Сопротивления.
Однако Кловису удается заполучить мешок картошки и благополучно пробраться обратно домой. Семья торжествует — будет картошка, будет спасение от голода.
Но получается так, что настоящие беды сваливаются на Кловиса именно тогда, когда он ускользает от пуль оккупантов.
Ему приходится отбивать нападения то односельчан, то собственных домочадцев — все они голодают.
А когда он с большим трудом выращивает урожай, немцы забирают все, что ему удалось вырастить.
И вот тогда Кловис поднимает оружие. Война коснулась очага мелкого рантье Кловиса и ему подобных.
Философия: «Мой дом — моя крепость» — не выдерживает испытания. Когда беда обрушивается на страну, никто не может отсидеться в своей «крепости», единственное спасение — с оружием в руках, в общих рядах сражаться с врагом до победы.
С удачным фильмом выступил и еще один мастер старшего поколения — Андре Кайатт.
В фильме «Дороги в Катманду» он исследует два направления в жизни современной молодежи буржуазного мира и, что очень важно, пытается найти позитивный выход для молодежи.
Герой фильма Оливье (его играет Рено Варлей), активный участник выступления парижских студентов в мае 1968 года, понимает, что так, как раньше, дальше жить нельзя, что нужно разрушить буржуазные порядки и построить новый, справедливый мир. Но для этого недостаточно желания, нужно знать, как это сделать, а вот знаний-то как раз нет.
Неорганизованность движения и отсутствие реальной программы переустройства общества не позволяют студенчеству соединить усилия, и их выступление терпит поражение.
Оливье после разгона властями студенческих организаций решает поехать на работу в Индию в составе «международных бригад солидарности». Его решение укрепляется драмой, разрушившей их семью. Мать, брошенная отцом, попадает в руки сутенера и становится солисткой стриптиза.
Зная, что отец живет в Непале, в Катманду, Оливье решает посетить отца и потребовать у него денег для матери. Через Индию он пробирается пешком. В пути знакомится с тремя хиппи, среди которых девушка Жин (ее играет Жин Баркин). Оливье и Жин влюбляются друг в друга. Однако Оливье никак не удается вырвать девушку из рук на***манов.
В Катманду Оливье находит отца. Но отец совсем не богат, он просто мошенник и живет за счет любовницы.
Эпизоды в Катманду отличаются большой разоблачительной силой. Кайатт беспощаден в показе европейцев, продолжающих грабить слаборазвитые страны, наживающихся на торговле наркотиками и произведениями древнего искусства. Европейцы в Катманду, как их показывает Кайатт,— это опасные, ядовитые существа, отравляющие все, к чему прикасаются. …
Буржуазная пресса набросилась на фильм. Некоторые критики писали, что сюжет фильма лишь дал повод для весьма спекулятивного и очень пристрастного взгляда на современную молодежь.
Но буржуазная пресса ни слова не проронила о том, что в фильме оптимистический конец, что в нем показано, как буржуазное общество разрушает личность, что э*отика и на***мания стали бичом современной молодежи Запада, что Кайатт любит молодежь и борется за нее.
Зато никакой обиды у буржуазного зрителя не вызывает фильм «Травля», поставленный Роже Вадимом, давно подвизающимся на поприще коммерческой кинематографии.
Ловко скроенный сюжет, пикантные ситуации любви банкирши и сына банкира от первого брака, «дьявольские козни» рассвирепевшего мужа и отца, приведшие неверную супругу к попытке самоубийства и сумасшествию, завлекательные танцы неверной в оголенном виде и т.д. — тут есть все: и шикарный бал-маскарад, и роскошный бассейн для плавания, и умопомрачительная обстановка, и последняя по списку жена Роже Вадима — красавица Джейн Фонда, прекрасно снятая оператором Клодом Ренуаром.
Фильм нашел своего зрителя, преимущественно среди буржуазной публики, жаждущей приобщиться к «новой кинематографии», а заодно поглазеть на «сладкую жизнь».
Для этой публики Роже Вадим — находка. Его фильм сделан претенциозно, но по сути своей он представляет собой не что иное, как типичный пример «папенькиного кино».
Фильм «Травля» использует мотивы романа Эмиля Золя, однако узнать это можно лишь из титров, ибо в самом фильме от Золя ничего не осталось.
Вольное обращение с классическим наследием характерно для работы не только Вадима, который в этом деле просто более опытен.
В фильме «Пиковая дама» режиссера Леонарда Кейтеля не менее варварской операции подвергнута бессмертная повесть Пушкина: необычность сюжета, использованная великим поэтом для выявления разлагающей власти золота, в фильме Кейгеля стала поводом для создания очередного патолого-фантастического опуса.
Такого рода примеры можно приводить долго. Как правило, книги известных писателей служат лишь источником для заимствования интриг и конфликтов, что же касается их содержания и идейной глубины, то это просто отбрасывается.
Какие можно сделать выводы из всего вышесказанного?
Очевидно, что отдельные картины, обладающие высокими идейно-художественными достоинствами, не делают погоды, хотя и поддерживают авторитет французского кино за рубежом, куда киномакулатура попадает редко.
Но в основном три главных жанра коммерческого кино — детектив, комедия и драма — переполнены ремесленными поделками, унижающими человеческое достоинство, разрушающими духовные ценности.
Коммерсанты по убеждению
В последние годы во Франции многие молодые критики, сценаристы, актеры, владельцы кинозалов пробуют свои силы в «седьмом чуде». И дебютируют они, как правило, именно в коммерческом кинематографе. Почти все они — коммерсанты по убеждению.
Видимо, пример «бунтарей» из нашумевшей «новой волны», часть которых после «бури в стакане» вернулась в лоно «папенькиного кинематографа», был «правильно понят» нынешней молодежью, и она, решив добывать деньги, отбросила всякую маскировку.
Остановимся лишь на четырех названиях и на четырех именах, а именно: фильм «Невеста пирата», поставленный Нелли Каплан (бывшая секретарша Абеля Ганса) и Клодом Маковским (владелец зала «Драгон»), лента прекрасного и милого актера Пьера Монди «Зовите меня Матильдой», картина стареющего актера Марселя Боццуфи «Американец» (фильм субсидировали Трентиньян и Жак Перрен) и фильм кинокритика Робера Бенайуна «Париж не существует».
В первом фильме молодая девушка мстит тем жителям своей деревушки, которые ее презирали за неизвестность происхождения.
Совращая почтенных мужей деревни, она нарушала самодовольный мир каждой семьи...
Во втором фильме начинающие гангстеры, Франсуа и Жорж, похищают жену миллиардера в надежде получить большой куш, а та точно так, как у О' Генри в «Вожде краснокожих» и у братьев Преверов в фильме «Дело в шляпе», радуется приключению и не желает разлучаться со своими похитителями...
В третьем фильме француз Бруно после пятнадцатилетних странствий по США возвращается в Руан и ищет своих старых друзей — футболиста Джеки, идеалиста Карбо и двух алжирских легионеров — Леона и Патрика. Бруно интересуется их судьбой и узнает, что у всех она оказалась невеселой.
В четвертом фильме молодой художник Симон Девере страдает странными галлюцинациями, в которых путаются прошлое и настоящее. Девере реально ощущает сегодняшний и вчерашний мир и любит одновременно и весьма натурально свою супругу Анжелу и являющуюся к нему в грезах Фелисьену.
Французская критика восторженно встретила все эти картины, из которых, на наш взгляд, лишь «Американец» имеет прямое отношение к реальным проблемам жизни. …
Не отрицая профессионализма авторов этих фильмов и хорошую игру актеров, мы вправе задать вопрос французским критикам: в чем они увидели социальную глубину подхода авторов к проблемам жизни в этих картинах?
В том, что действительность подменяется парадоксами и циничным мироощущением авторов?
Ведь история «мести» любвеобильной «невесты пирата» предельно скабрезна, а приключения украденной миллионерши — это просто глупенький водевиль.
«Американец» посерьезнее, но... так ли уж стоит горевать из-за того, что ребята повзрослели, а Руан покрылся новыми строениями?
И что философского в том, что некий псих живет в декорациях 20-х и 70-х годов, что он «раздвоен» и любит реальную Анжелу и женщину грез — Фелисьену?..
Многие дебютанты заведомо делают ставку на такую эротику, которая по всем нормам подходит под определение «по***графия».
Вот пример тому.
Париж привык к сенсациям, и когда в «Франс-суар» появилась заметка о том, что писатель Ромен Гари решил лично экранизировать свой роман «Птицы улетают умирать в Перу», это не вызвало большого интереса.
Однако критика была жестоко наказана автором фильма, который отомстил ей за «холодок».
Созданный им фильм переплюнул самые крайние эро*ические выкрутасы шведского кино.
Автор окончательно покончил с французским кокетством и сделал столь эро*ический фильм, что ошеломил даже видавших виды критиков.
Впрочем, не всех. Журнал «Фильм Франсе», например, нашел фильм оригинальным и заявил, что его «отличают поэзия и пластика. Этот фильм — эстетика, вплоть до любовных сцен, в которых ничто не шокирует, несмотря на его смелость».
А смелость эта заключается в том, что натурально и дотошно показывается на экране и как молодую женщину насилуют трое парней, и как затем она идет развлекаться в дом терпимости.
Нимфомания молодой красавицы, живущей со старым, богатым и нелюбимым мужем, стала предметом подробнейшего анализа и сверхоткровенного показа.
Спрашивается, зачем все это было нужно?
Ведь в этом скандальном фильме нет даже самой грошовой мысли.
Итак, мы постарались дать некоторый обзор французского коммерческого кинематографа — кинематографа «развлекательного» или, как говорил глава Киноцентра Франции Андре Асту,— «кинозрелища».
Кинематографа, который потакает вкусу зрителя, а еще чаще сам навязывает ему и воспитывает низменные вкусы.
Это кино за последние годы расширилось, и оно стало синонимом не только развлекательной продукции.
Очень часто и так называемые «серьезные» фильмы, внешне критикуя мелкие неполадки в буржуазном обществе, трактуют действительность буржуазного мира в приемлемых для идеологов буржуазии формах.
Коммерческое кино ловко маскируется, чтобы не оттолкнуть зрителя, ищущего в темноте кинозалов не только развлечений, и буржуазная пресса охотно помогает ему в этом, объявляя такую грязь, как фильм «Птицы умирают в Перу», или пустышки, вроде «Невесты пирата», чем-то «проблемным».
Однако пустоту невозможно скрыть. Французское кино переживает затяжной кризис. Сами киноработники жалуются на ту конкуренцию, которую вызывает засилье на экранах фильмов из других стран, прежде всего из Соединенных Штатов, но... не в том ли главная причина всех бед французского кино, что оно стало прежде всего коммерческим? Что оно заведомо идет на обслуживание запросов буржуазного зрителя?» (Тейнешвили, 1972).
Тенейшвили О. Будни французского коммерческого кино // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 3. М.: Искусство, 1972. С. 138-172.