Да, что-то мироздание мне подкидывает в последнее время вопросы религии. Вот тут снова в одной дискуссии один несознательный товарищ высказался, что христиане - религия рабов, потому как сами христиане себя так и называют рабами.
И ведь есть такое мнение. И ведь мнение реально обоснованное. Называют. Но есть маленький подвох. Так что сегодня поговорим о том, чего это христиане так себя называют и почему это ни о чем не говорит, на самом-то деле.
Милостивый государь
Вы желаете, государь мой, скромного пособия Сирвенам: могу-ли я отказать?
Так обращается Екатерина Вторая к Вольтеру во всех письмах. Государь - это же обращение к монарху от подчиненного? Екатерина признает, что не может отказать Вольтеру? Признает ли Екатерина Вольтера правителем России и своим королем?
Имею честь быть Господин Барон Ваш покорный и послушный слуга А. Пушкин
Так Пушкин заканчивает письмо к барону Геккерелю. Вы как думаете, Пушкин реально подавал Геккерелю тапочки и готовил еду по приказу?
Имею честь быть с глубочайшим почтением и величайшим уважением, граф, вашего сиятельства всенижайший и всепокорнейший слуга Александр Пушкин.
А вот так НашеВсе заканчивает другое письмо. Всенижайший и всепокорнейший слуга? Честно?
Заметьте, эти обороты все знают. И до совсем недавного времени они были совершенно нормальными. Причем их никто не воспринимает за чистую монету. Подчеркивая уважение, почитание, восхищение умные и воспитанные люди своим обращением как бы показывают всю глубину своих эмоций.
Скорее его величество воспринимался как любимый преподаватель в институте. Видишь, что человек замечательный, но чувствуешь, что между вами лежит огромная пропасть знаний и опыта, а также солидная разница в возрасте. Хоть и оказалось впоследствии, что не такая уж и солидная, но все же его величество относился к тому типу людей, которых непроизвольно называешь по имени-отчеству, даже если они на этом не настаивают.
О. Панкеева. "О пользе проклятий"
И вот верующие во II-III веках должны обратиться к Богу, которого они воспринимают даже не как Екатерина Вольтера или Пушкин Геккереля - они благоговеют перед всемогущим существом. При этом самая большая разница, которую они знают в этот момент - это разница между рабом и его господином. ну просто потому что других различий особых нет. И разумеется, появляется эта самая формулировка - "раб твой, Господи".
То есть раб Божий - это не про рабство, это банальная фигура речи, как "всенижайший и всепокорнейший слуга"!
А как же Библия?
А в Библии нет обращения "раб божий" - люди воспринимаются как дети Бога.
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный
Евангелие от Матфея, глава 5, стих 48
Или вот так:
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный
Евангелие от Матфея, глава 6, стих 14
Но да, местами Бога в Библии называют господином. Господь Бог, да.
Рабы и господа
Здесь выходит еще один момент. Господин - это тот, кто имеет право приказывать. Тот, чье решение надо выполнять качественно и беспрекословно.
А раб - это тот, кто должен исполнять требование без права на возмущение, на свое мнение, на "я художник, я так вижу".
Да, человек имеет свободную волю. Но при этом есть те, кто свято чтит уголовный кодекс. Не убивает. Не насилует. Не грабит. Его выбор - выполнять законы. И да, чисто технически он раб закона - он слепо и беспрекословно его выполняет. Плохо ли это? Сколько есть книг и фильмов, где герои-плохиши кричат, что они освободились от рабства закона, а потом, инфернально хохоча творят непотребства? Ну да, технически они не рабы закона - хорошо ли это?
Или вот человек выбирает спорт. Он каждый день, порой без выходных, много часов уделяет тренировкам. Он может не хотеть. Может устать. Может прихворнуть. Но в зал он идет все равно. Технически он раб спорта, раб тренера, он беспрекословно выполняет требования - но мы восхищаемся железной волей, физической формой, достижениями наших спортсменов!
И христианин - это человек, который принимает на себя обязательства выполнять требования, установленные Богом. Любить окружающих. Стремиться к духовной чистоте. Делать мир лучше и чище. Не зазнаваться. Помогать людям. Он признает право Бога приказывать ему и подчиняется требованиям доктрины. В этом смысле, например, высказывался один из отцов церкви - мол, "человек или раб Божий, или раб греха".
При этом во всех трех случаях "беспрекословное подчинение" касается лишь узкого круга действий. И да, отличие этого "рабства" в том, что человек добровольно решает беспрекословно исполнять требования. Это одна из ключевых идей христианства - добровольный выбор подчинения набору правил. Добровольный выбор саморазвития и отказ от саморазрушения - вплоть до уровня "делаю через не хочу, потому что так установлено". Но да, в каком-то смысле это рабство.
Гордыня и смирение
Христианство - это религия, направленная на саморазвитие. А любой психолог вам подтвердит: как только человек решает, что он крутой и самый умный, его развитие в общем и останавливается. И есть такие люди, которые по дефолту считают себя лучше других. Спорим, вы таких знаете. Они молодцы, но их окружают сплошные идиоты, в их неудачах всегда виноваты другие, а вот как только их начнут ценить и слушать, так все сразу заживут сказочно.
Так вот, в христианстве это называется "гордыня". И считается одним из смертных грехов (ну, или страстей - там сложность в терминологии). Гордыню в себе надо изживать. А то, знаете ли, появляются деятели, которые начинают Бога поправлять - там он не так придумал, это не так устроил. И в итоге начинают делать свое собственное христианство с блекджеком и... ну, вы поняли. Что смеетесь? Почитайте про Армию Бога, Антибалакку или Оранжевых Волонтеров. Надо как-нибудь написать, до чего доводит желание подстроить религию под себя.
И тут - на тебе, удобная фигура речи, по которой все мы - рабы божьи. Ну то есть не пытаемся Бога поправить, подсказывая, что "не убий" - это, конечно, неплохо, но Господи, ты накосячил, забыв прописать "всех кроме евреев". Мы слушаемся, а не диктуем свою волю Господу, хе-хе. Да и как ты выделишься среди прочих, если ты несмотря на регалии, такой же раб божий и брат во Христе, как и бомж с соседней улицы? Будь скромнее, добрее к людям, ищи бревно в глазе своем и все такое. Приземляем и снимаем корону с головы.
Так что "раб Божий" в христианстве не с рабством связано. Это фигура речи, которая появилась еще в древности и постоянно использовалась до начала ХХ века. Фигура речи, подчеркивающая среди прочего готовность выполнять требования, религией установленные. Как сегодня модно говорить самоидентификация с элементами воспитательной работы. Но при этом она никак не связывается с полноценным рабством, с несвободой личности - разве что в чисто позитивном и крайне желательном смысле.
---------------
Традиционно с дочитавших лайк, подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить, а если хочется умно и конструктивно высказаться - комменты открыты!