Найти тему

Многобашенные монстры

Картинка из свободных источников. Танк Т-28
Картинка из свободных источников. Танк Т-28

Вид этих многобашенных машин в наши дни вызывает удивление, а вот с точки зрения танкостроителя 30-х гг. XX в., подобная конструкция являлась логичным развитием идей создания высокоэффективного тяжелого танка. Причем идеи о их создании возникали в период между двумя мировыми войнами в умах как советских ведущих специалистов, так и зарубежных. Родоначальником «сухопутных дредноутов» можно считать французский танк Char 2C, создание которого началось еще в 1917 г. Через два года началось производство и он стал крупнейшим (по метрическим размерам) из всех танков, когда-либо принимавшихся на вооружение в мире. При этом 70-тонный Char 2C имел всего две башни, лобовую броню толщиной 45 мм и вооружение из 75-мм пушки и четырех пулеметов. Обслуживал этого гиганта экипаж из 12 человек. В боевых действиях Char 2C участия не принимал, поэтому его эффективность на поле боя была спорной. Однако это не остановило британских конструкторов, которые в 1926 г. перехватили эстафету и создали тяжелый танк A1E1 Independent. Они сохранили в нем основные принципы французского проекта, но корпус почти при той же длине сделали несколько шире — танк стал выглядеть компактнее, несмотря на двухъярусное расположение вооружения. Кроме того, это позволило сгруппировать четыре пулеметные башенки вокруг главной башни, вооруженной 47-мм пушкой. Броню у своего «дредноута» англичане сделали тоньше, но при этом он стал в 2 раза легче французского, что позволяло развивать вполне приличную для того времени скорость — 30 км/ч. Вслед за этим свои многобашенные танки построили немцы (Nb.Fz, 1934 г.), поляки (7ТР, 1935 г.) и американцы (М2, 1935 г.). В Советском Союзе в этот период была создана целая серия средних и тяжелых многобашенных танков (Т-26, 1931 г.; Т-28, 1932 г.; Т-29, 1936 г.). Однако абсолютный рекорд «гигантомании» бесспорно принадлежал пятибашенному Т-35, созданному в 1932 г. Боевые действия Второй мировой войны показали низкую эффективность малоподвижных многобашенных гигантов. Значительное увеличение экипажа (до 10—12 человек) привело к проблемам централизованного управления огнем, большие габариты танка демаскировали его, а тихоходность и плохая маневренность делали весьма уязвимым для артиллерии противника.

Т-28 — советский средний трехбашенный танк. В главной башне вместе с двумя 7,62-мм пулеметами было установлено 76-мм орудие. Как отмечали специалисты, ко времени принятия Т-28 на вооружение Красной армии по броневой защите, ходовым качествам и мощности вооружения он был одним из самых мощных серийных танков в мире. Это подтвердили и боевые действия Советско-финской войны (1939—1940 гг.), где Т-28 получили первое боевое крещение и вполне успешно справлялись с задачей эффективной поддержки пехоты массированным огнем.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Т-29 — очередная быстроходная бронированная машина Советского Союза, которая представляла собой фактически колесно-гусеничный вариант среднего танка Т-28. При массе 28,8 т этот танк обладал скоростью до 54 км/ч на гусеницах и до 80 км/ч на колесах. Он имел броню 20—30 мм, а его вооружение состояло из пушки калибра 76 мм и четырех пулеметов, расположенных в трех башнях. Экипаж состоял из пяти человек.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Т-26 (обр. 1931 г.) был создан на основе британского легкого двухбашенного танка Vickers E. Выпускался в однобашенном и двухбашенном вариантах. Вооружение последнего состояло из двух пулеметов или одного пулемета и 37-мм пушки, а экипаж — из трех человек. Толщина лобовой брони — 15 мм, масса — 8,2 т.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

М3 Grant/Lee— первый и единственный многобашенный средний танк США. Его производство начали весной 1941 г., и к декабрю 1942 г. было выпущено около 6300 единиц. Американские специалисты решили разместить 75-мм пушку по правому борту. Для того чтобы хоть как-то компенсировать связанный с таким расположением орудия ограниченный угол обстрела, над главной башней приспособили еще одну вспомогательную, в которой установили 37-мм орудие. Такая своеобразная пирамида сверху была увенчана еще одной башенкой, в которой разместили 7,62-мм пулемет. Еще три таких пулемета раскидали по различным местам корпуса. В результате получилась вооруженная до зубов 27-тонная монстрообразная машина, высота которой превышала 3 м.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Nb.Fz («Neubaufahrzeug VI Rheinmetall-Borsig»)— тяжелый немецкий танк, который серийно не производился, в боях практически не использовался, но в устах нацисткой пропаганды являлся образцом супероружия. Он представлял собой трехбашенный танк, вооруженный двумя пушками калибром 75 и 37 мм и тремя пулеметами. Вес машины составлял всего 23,4 т, так как она имела лишь противопульное бронирование толщиной 13—20 мм. Экипаж состоял из командира, наводчика, заряжающего, двух пулеметчиков, механика-водителя и радиста.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Т-35 — пятибашенный тяжелый танк с двухъярусным расположением вооружения. В трех башнях находились одна 76,2-мм и две 45-мм пушки и пулеметы, в двух — по одному пулемету. Корпус танка был сварной и частично клепаный из броневых листов толщиной 20 и 30 мм. В ходе производства Т-35 выпускался в нескольких модификациях, отличавшихся конструкциями пушечных башен, образцами установленных орудий и массой. Танки последней модификации имели измененную форму лобовой части корпуса с увеличенной до 50 мм толщиной брони и конические пушечные башни. На главной башне устанавливалась штыревая антенна вместо поручневой. Масса такого танка увеличилась с 50 до 55 т, а экипаж, напротив, сократился с 11 до 9 человек.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

СМК («Сергей Миронович Киров»)— экспериментальный советский тяжелый танк, спроектированный в 1939 г. Фактически он стал последним из советских танков многобашенной компоновки. В большой (верхней) башне была установлена 76,2-мм пушка, а в нижней — 45-мм. Лобовая броня корпуса толщиной 75 мм могла выдержать огонь 37—47-мм противотанковых пушек. Экипаж состоял из 7 человек. Опытный образец танка прошел фронтовые испытания в ходе Советско-финской войны (1939—1940 гг.), где особенно себя не проявил, а впоследствии подорвался на мине. В результате в серийное производство пошел его однобашенный вариант — тяжелый танк КВ («Клим Ворошилов»).

Поддержите канал-поставьте лайк.

Лучшие шутки
Шутки. Юмор. Веселые истории. Интересные факты, события, люди.31 мая 2024