Найти тему
Sunny Blues

Introducing Kenny Burrell - первый альбом будущего маэстро джаза Кенни Баррелла

Кенни Баррел заявил о себе своим дебютным альбомом на лейбле Blue Note

Introducing Kenny Burrell был записан в мае 1956 года и стал дебютным альбомом гитариста на культовом лейбле Альфреда Лайона Blue Note.

Любопытно, что это была не первая его сессия в этой нью-йоркской компании. А вот 10 февраля 1956 года, несколькими месяцами ранее, Баррелл действительно сделал свою первую запись на Blue Note, а через месяц, 12 марта, последовала еще одна.

Один только продюсер Альфред Лайон знает, почему эти записи изначально были законсервированы, но в конечном итоге они появились на более поздних релизах Blue Note.

После двух сессий, состоявшихся 29 и 30 мая 1956 года, Баррелл, уроженец Детройта, которому тогда было всего 24 года, вошел в студию звукозаписи Руди Ван Гелдера в Нью-Джерси и начал записывать альбом, который сделает его в 1956 году центром джазового сообщества.

С ним были пианист Томми Флэнаган, также из Детройта, который позже станет известным после того, как сыграет на альбоме Джона Колтрейна Giant Steps, и ещё один человек из Мотор-сити - 20-летний контрабасист Пол Чемберс, в будущем ставший участником новаторской группы Майлза Дэйвиса.

К ним присоединились Кенни Кларк, считавшийся одним из самых инновационных барабанщиков бибопа и 35-летний кубинский маэстро перкуссии Кандидо Камеро, чья игра на конгах придала Introducing характерный латинский оттенок.

Кенни Баррелл
Кенни Баррелл

Кеннет Эрл Баррелл - в основном самоучка, не считая 18-месячного периода, когда он брал уроки классической гитары. Его кумирами были великие джазовые гитаристы Чарли Крисчен и Джанго Рейнхардт.

Баррелл взял в руки свою первую гитару в возрасте 12 лет, а к 17 годам он уже играл профессионально. Два года спустя он выступал и записывался с группой Диззи Гиллеспи вместе с молодым Джоном Колтрейном. В 1955 году Баррелл переехал в Нью-Йорк после того, как успешно заменил заболевшего Херба Эллиса в трио пианиста Оскара Петерсона, а в следующем году добрался до Blue Note.

Introducing начинается с быстрого варианта стандарта Гарольда Арлена и Джонни Мерсера 1941 года This Time The Dream’s On Me. В её первом исполнении Гленн Миллер спел вокал, а затем маэстро бибопа Чарли Паркер раскрутил тему на своих концертах начала 50-х.

Высокий темп вовсе не мешает Барреллу играть мягко, расслабленно и невозмутимо, но с очень четкой артикуляцией, и в то время, когда конги Кандидо добавляют треку ритмического драйва, Баррелл и Фланаган впечатляют нас своими соло.

Fugue 'N Blues - оригинальная мелодия Баррелла, нечто вроде сочетания «домашнего» блюза и контрапункта в стиле Баха. Короткое вступление, и контрабас Чемберса берет на себя ведущую роль, но ненадолго, вскоре к нему присоединяются другие музыканты, добавляя контрапунктом целые слои повторяющихся мелодий. Шагающий бас Чемберса и барабаны Кларка раскачивают композицию, но очень ненавязчиво.

Баррелл написал и ещё одну песню Takeela, предположительно посвященную неизвестной молодой девушке. В песне представлены великолепные гитарные и фортепианные соло, а также бонги Кандидо.

Weaver Of Dreams - ненавязчивая интерпретация Баррелла мелодии Виктора Янга и Джека Эллиотта, ставшей знаменитой благодаря певцу/пианисту Нату «Кинг» Коулу. Хорошо подчеркивает предрасположенность гитариста к сочным аккордам, сыгранным только на трех или четырех струнах.

Интересно, что Баррелл, время от времени решавший, что он ещё и певец, записал вокальную версию этой темы в качестве заглавной для альбома 1961 года на Columbia.

Ещё одна популярная мелодия Виктора Янга, Delilah из голливудского эпоса Samson And Delilah.

Она начинается с пробежки Кандидо по конгам, вступает контрабас, и квартет Баррелла начинает играть непринужденный ритм, плывя по волнам которого, гитарист демонстрирует свое мастерство на грифе.

Баррелл, Флэнаган и Чемберс передохнули во время Rhythmorama, представившей энергичный диалог двух барабанщиков продолжительностью шесть с половиной минут: Кандидо на конгах и Кенни Кларк за установкой.

Заключительную композицию альбома написал Баррелл, и называется она Blues For Skeeter - посвящение джазовому гитаристу из Северной Каролины Клифтону «Skeeter» Бесту. Неспешная блюзовая мелодия с соло Пола Чемберса, которое он сыграл смычком на контрабасе.

Впоследствии Кенни Баррелл сыграет со многими из величайших джазовых музыкантов мира: вокалистами Билли Холидеем, Диной Вашингтон, Тони Беннеттом, Аретой Франклин, инструменталистами Дюком Эллингтоном, Сонни Роллинзом, Джимми Смитом, Стэнли Тёррентайном.

Но будущий «Мастер джаза Национального фонда искусств» США начал именно с Introducing. Альбом стал первым шагом молодого гитариста из Детройта на пути к вершинам джаза.

Читать также: