Найти тему
Sunny Blues

Дюк Эллингтон

Оглавление

Дюк Эллингтон был одним из величайших композиторов 20 века

Дюк Эллингтон
Дюк Эллингтон

Он писал сложные джазовые произведения, сюиты, духовную музыку, но также и простые поп-песни.

Универсальность была главным стремлением Дюка - человека, возродившего джаз, настоящего ренессанс-джазмена.

Признанный критиками и публикой, величайший джазовый композитор, новаторские аранжировки которого блистали его собственной игрой на фортепиано и богатым, глубоким звучанием великолепных музыкантов его оркестра, через который прошло более пятисот лучших джазистов мира, редко кого-то увольняли - просто потому, что он нанимал только лучших.

«Дюк Эллингтон был настоящим пионером джазовых концертов», - сказал знаменитый джазовый продюсер и менеджер Норман Гранц.

Отец Эдварда Кеннеди Эллингтона работал дворецким в Вашингтоне, неподалеку от Белого дома, и он хотел, чтобы его сын стал художником. Эллингтон-младший начал заниматься игрой на фортепиано, когда ему было семь лет, и очень быстро научился читать по нотам, что очень помогло ему в дальнейшей карьере.

Те, кто знал его в юном возрасте, описывали Эллингтона, как человека несколько дистанцированного, и даже немного надменного, за что он и получил прозвище «Дюк» (Герцог).

Дюк Эллингтон
Дюк Эллингтон

Дюк дебютировал как профессиональный музыкант в 1916 году, перед этим он несколько лет обучался на фортепиано рэгтайму у пианиста по имени Док Перри, как раз накануне первого выступления Эллингтон сочинил свою первую пьесу. Он играл в ночных клубах столицы США с группой, в которую вошёл барабанщик Сонни Грир, в будущем много лет работавший с Дюком. В 1922 году он повез свое трио на работу в Нью-Йорк, но в тот раз не срослось. Через год они вернулись, и по рекомендации Фэтса Уоллера вашингтонцев взяли на работу в Гарлем, а несколько месяцев спустя они трудились уже в центре города, в Kentucky Club на Бродвее. Сам Дюк работал над всё более сложными аранжировками и экспериментировал со своим собственным материалом.

Успех потребовал собственного менеджера. Они наняли Ирвинга Миллса, музыкального издателя и очень разностороннего человека в области музыки. Выбор оказался правильным, Миллсу удалось организовать для Дюка концерт в престижном клубе Cotton Club, к тому моменту оркестр уже состоял из десяти человек, включая кларнетиста Барни Бигарда, саксофонистов Джонни Ходжеса на альте и Гарри Карни на баритоне.

«Вашингтонцы» впервые записались в ноябре 1924 года. Первая запись прошла незамеченной.

Но в 1926 году DUKE ELLINGTON & HIS KENTUCKY CLUB ORCHESTRA записали A Night in Harlem и East St Louis Toodle-o, которая была записана впервые, и это уже имело некоторый резонанс.

А дальше пошло, несколько следующих месяцев Оркестр Эллингтона практически не выходил за пределы студии; Creole Love Call, Black and Tan Fantasy и The Mooche попали в чарт Billboard.

Решающую роль в успехе Дюка сыграли прямые радиопередачи из Cotton Club, которые доносили его имя прямо в дома по всей Америке. К концу 1920-х годов оркестр Эллингтона начал обретать известность за пределами США, о нем заговорили в континентальной Европе и Британии. В июне 1931 года Эллингтон записал в студии Camde в Нью-Джерси одну из своих самых амбициозных пластинок - Creole Rhapsody. Композиция заняла обе стороны пластинки 78 об/мин, это было необычно для джаз-бэнда, раньше так писались только классические оркестры.

Время шло, и Эллингтон покинул насиженный Cotton Club, чтобы отправиться в тур по всем Соединенным Штатам, а затем, в 1933 году - в ещё более амбициозные гастроли - пересечь Атлантику и выступить в Британии.

12 июня 1933 года он впервые появился в London Palladium, и как писали тогда британские газеты, был встречен «с диким энтузиазмом». В зале присутствовал некий Несухи Эртегун вместе со своим младшим братом Ахметом, они с большим интересом посмотрели шоу «короля джаза» - один из эпитетов восторженной лондонской прессы.

Не этот ли концерт дал толчок тому, что не за горами было время, когда Ахмет Эртегун станет учредителем Atlantic Records и большим другом LED ZEPPELIN?

В 1930-е годы были выпущены несколько самых продаваемых пластинок Дюка: It Don’t Mean a Thing If it Ain’t Got That Swing, Sophisticated Lady, Stormy Weather и Caravan.

В записи этих пластинок и в поездке Эллингтона в Лондон в 1933 году приняли участие очень сильные музыканты, включая Барни Бигарда на кларнете и Бена Вебстера на тенор-саксофоне.

Эллингтон вновь посетил Британию в 1939 году, к тому времени к его группе присоединился Билли Стрейхорн - аранжировщик, композитор и второй пианист. Такой расклад добавил еще больше глубины и разнообразия к звучанию бэнда. Туры по США стали также значительно более масштабными и финансово успешными, и вместо того, чтобы гастролировать на автобусе, как это делало большинство групп, DUKE ELLINGTON AND HIS ORCHESTRA путешествовали на собственном автомобиле Pullman. Но вовсе не об этом авто одна из их самых известных пластинок Take The A Train, которую они записали в январе 1941 года. Песня, написанная тем самым новичком Билли Стрейхорном и ставшая синонимом группы, была о нью-йоркском метро.

Но Take The A Train была лишь одной из целой череды потрясающих записей, сделанных Дюком и его командой между 1939 и 1942 годами. Оркестр был на высоте, но это был ещё не предел. Всё затмила следующая работа Эллингтона – Black, Brown and Beige, премьера которой состоялась в Carnegie Hall в ноябре 1943 года. История афроамериканцев и их борьбы за свои права. Концерт стал первым из серии выступлений, на которых были представлены более длинные произведения Эллингтона.

Вторая мировая война неизбежно снизила интерес к биг-бэндам, но Дюк получал гонорары за переиздание своих пластинок, и его оркестр пережил это время лучше, чем многие другие. К началу 1950-х годов сильно изменился состав его гастрольной группы. Однако появление LP на 33 об/мин помогло Эллингтону использовать свои композиторские навыки для все более интересных произведений.

А в 1956-м произошло настоящее возрождение оркестра, начиная с июльского выступления на джазовом фестивале в Ньюпорте. С новым саксофонистом Полом Гонсалвесом, исполнившим шестиминутные соло в Diminuendo и Crescendo in Blue, композициях из тридцатых годов, оркестр Эллингтона стал украшением фестиваля. Помогло и возвращение после долгого отсутствия саксофониста Джонни Ходжеса, и два старых друга выпустили на Verve Records несколько замечательных альбомов.

Пришли 60-е, и в начале десятилетия Эллингтон работал с несколькими молодыми звездами джаза, в том числе с Чарльзом Мингусом и Джоном Колтрейном, приобретя таким образом новое поколение поклонников. Но помимо новых людей, признание пришло и от Эллы Фицджеральд, которая записала на Verve Records трибьют Эллингтону – это уже был настоящий мастер-класс.

В 1965 году он записал свой первый концерт духовной музыки, получивший неоднозначные отзывы, что не помешало ему неоднократно повторить выступление по всему миру.

Дюк просто не мог не быть тотальным, и другой стороной его музыкального спектра в этот период стала музыка для фильма Джека Донохью с Фрэнком Синатрой в главной роли. Фильм назывался Assault on A Queen, и по мнению многих музыка переплюнула сам фильм.

А в следующем году ELLINGTON ORCHESTRA работал над альбомом Francis A and Edward K с Фрэнком Синатрой.

Удивительно, но это уникальное сотрудничество, реализованное на Reprise Records, осталось почти незамеченным на момент его выпуска, не попав даже в топ-40 альбомных чартов.

Дюк Эллингтон
Дюк Эллингтон


В 1969 году Эллингтон получил в Белом доме медаль Medal of Freedom, и продолжал выступать по всему миру. Концерты в Советском Союзе в 1971 году, концерт духовной музыки в Вестминстерском аббатстве в Лондоне в декабре 1973 года, и многое другое. К тому времени у Дюка было серьёзное заболевание легких, в 1973-м он записал свой последний студийный альбом и умер 25 мая 1974 года.



«Судьба ко мне благосклонна. Она не хочет, чтобы я стал слишком известным в слишком молодом возрасте», - Дюк Эллингтон

Читать также: