О плодотворных и взаимозависимых отношениях между студией и группой
Лондонская студия EMI/Abbey Road была настоящим микрокосмом музыкальной эволюции 20-го века. И вполне логично, что её название ассоциируется с самой инновационной группой из всех, когда-либо существовавших. Монолитная дискография THE BEATLES, созданная на Abbey Road, вдохновила и вдохновляет множество других пластинок, сделанных в этих легендарных стенах.
Давайте уточним, что на самом деле это не студия - с самого начала, это была сложная конструкция из трех студий, построенных по этому адресу лейблом EMI, которые открылись для бизнеса в 1931 году. Первым клиентом EMI Studios, как они тогда назывались, был Эдвард Элгар, британский композитор, наиболее известный как автор произведений Pomp and Circumstance. Он пришел с Лондонским симфоническим оркестром и лично перерезал ленточку.
Вплоть до 1950-х годов классические записи были хлебом с маслом для всех трех студий. В 1934 году сам Игорь Стравинский дирижировал там хором Би-би-си, записывая музыку для балета «Свадебка».
После этого на протяжении многих лет здесь работала целая плеяда мастеров классической музыки, от пианиста Артура Шнабеля до баритона Дитриха Фишера-Дискау.
Студии оказались идеальными для работы с оркестровой музыкой: они были достаточно большими, чтобы вместить оркестр, но не настолько большими, чтобы естественная реверберация заглушала бы симфонические записи.
И вот когда THE BEATLES начали выходить за рамки «гитары плюс барабаны» - частенько при поддержке своего продюсера и аранжировщика Джорджа Мартина - тут классическая родословная студий пригодилась. Струнный квартет при записи Yesterday,
нарастающая волна хаоса, доводящая A Day in the Life до кульминации, когда целый оркестр переходил от самых низких нот к самым высоким,
или целая банда медных духовых инструментов и струнных, усиливающих эпический драматизм в попурри из последней работы группы на студии с соответствующим названием Abbey Road.
Клифф Ричард и THE SHADOWS
В то время английская рок-н-ролльная сцена постоянно отставала на пару шагов от американской, и именно на Эбби-Роуд произошел Большой взрыв британского рока.
24 июля 1958 года Клифф Ричард и THE DRIFTERS пришли в студию, чтобы записать там Move It, подтвердившую, что и британцы легко могут претендовать на тот самый хриплый звук, меняющий ДНК поп-музыки.
В 2022 году в документальном фильме о студии Abbey Road Клифф Ричард отмечает: «Эбби Роуд дала британскому рок-н-роллу жизнь… Она была в авангарде одной из самых больших музыкальных перемен».
Песня Move It потрясла юношу по имени Пол Маккартни, и по легенде он якобы прибежал показать её Джону Леннону, когда тот мастерил вступительный гитарный рифф для нового трека.
Позже Клифф Ричард утверждал, что Леннон однажды сказал: «До Клиффа Ричарда и Move It в Англии вообще не было ничего, что стоило бы слушать».
Вскоре THE DRIFTERS превратились в THE SHADOWS, и помимо сопровождения Ричарда, сделали отдельную карьеру как инструментальная группа. В июне 1960 года они внедрили собственную инновацию на Abbey Road, записав там Apache. Хэнк Марвин добился потрясающего нового звука своей гитары, соединив магнитофонное эхо с мастерской манипуляцией рычагом тремоло.
Получился новаторский запоминающийся звук - где-то на полпути от THE VENTURES, которые только что выпустили свой первый хит, до саундтреков к спагетти-вестернам Эннио Морриконе, до которых были еще годы.
Дебют THE BEATLES на Abbey Road
Хэнк Марвин cтал гитарным героем для любого британского рокера 60-х, и звучание THE SHADOWS по настоящему шокировало THE BEATLES.
Парни из Ливерпуля тут же взяли Apache в свой репертуар для своих выступлений в гамбургских клубах и даже записали свою инструментальную композицию Cry for a Shadow.
В 1987 году Джордж Харрисон вспоминал: «Однажды мы с Джоном просто баловались, а у него был его новый маленький Rickenbacker с очень забавным рычагом. Он начал играть с ним, я присоединился, и тут же получилась эта тема».
После многих отказов разных лейблов, THE BEATLES подписали контракт c EMI, и одна из весомых причин состояла в том, что руководство лейбла рассчитывало заполучить Джона Леннона и THE BEATLES, как следующих после Клиффа Ричарда и THE SHADOWS.
Они записали большую часть своего первого альбома Please Please Me на Abbey Road с продюсером Джорджем Мартином менее чем за 12 часов, используя только двухдорожечную ленту.
Мы все знаем, что было дальше. И одним из многих побочных эффектов популярности THE BEATLES стал приток других британских групп в EMI Studios. В середине 60-х на улице Эбби-роуд, дом 3 звучало все: от рок-н-ролла с элементами ритм-энд-блюза и джаза Манфреда Манна до воздушного, насыщенного гармонизированным вокалом, фолк-попа группы THE SEEKERS.
Обратная связь
Сессии THE BEATLES на Abbey Road принесли немало инноваций, изменивших подход к записи пластинок.
Все началось в октябре 1964 года с песни I Feel Fine, когда звукосниматель гитары Джона словил басовую ноту Пола и отправил её в усилитель Джона. Группе настолько понравился эффект, что они использовали его для вступления.
Позже Леннон заявил: «Держу пари с кем угодно, что он не сможет найти другую запись, где обратная связь используется подобным образом, если только это не какая-нибудь старая блюзовая пластинка 1922 года».
Среди тех, кто сходу поддержал идею, были PINK FLOYD, инженер BEATLES Норман Смит продюсировал сессию для их сингла 1967 года Apples and Oranges на Abbey Road.
После чего началось настоящее сумасшествие с этой обратной связью, её использовали THE WHO, Джими Хендрикс, да наверное почти все психоделические рокеры 60-х, которых вы сможете вспомнить.
Следующая идея, реализованная на Abbey Road, состояла в том, чтобы проигрывать магнитофонную ленту в обратном направлении. До сих пор идут споры, кто это придумал, Джон Леннон или Джордж Мартин?
Но вне зависимости от того, какую версию вы примете, в апреле 1966 года Rain стала первым синглом, в финальной части которого использовался вокал Леннона, проигранный задом наперед.
И вскоре, вне зависимости от того, где находилась студия, в Лондоне или в Лос-Анджелесе, на триповых треках начали крутить назад пленки с голосами, гитарами и прочими инструментами.
Один из интересных примеров - Butcher’s Tale группы THE ZOMBIES, которая была записана в июле 1967 года в студии EMI. Атмосферный эффект получился путем проигрывания музыки французского композитора Пьера Булеза задом наперед, и на неправильной скорости.
Тенденция сохранится на сессиях Abbey Road и для будущих поколений - от Figments of Emancipation 1976 года группы DOCTORS OF MADNESS, смешавшей прог с панком, до музыки Дэниела Пембертона к фильму 2019 года Motherless Brooklyn.
Флэнджер и АДТ
Флэнджер и AДТ (автоматический дабл-трекинг) были изобретены в 1966 году во время сессий Revolver. Инженер Кен Таунсенд продумывал, как можно дублировать вокал для Леннона, чтобы тот не пел дважды. А психоделический звук флэнджера стал побочным продуктом, впервые появившимся в Tomorrow Never Knows.
И скоро флэнджер стал повсеместным явлением, для начала появившись в таких песнях, как Itchycoo Park группы THE SMALL FACES
и Pictures of Matchstick Men группы STATUS QUO.
Позже флэнджеры, автоматически выполняя то, что Таунсенд делал вручную, оказались незаменимыми для многих групп, например таких, как RUSH и THE POLICE.
RAINBOW пропустили через флэнджер тарелки Кози Пауэлла для создания кульминации в конце каждого куплета легендарного Stargazer.
Алан Парсонс (позже - основатель ALAN PARSONS PROJECT) пока что был скромным помощником инженера THE BEATLES в EMI Studios.
В 1973-м он, будучи продюсером Dark Side of the Moon, записанного на Abbey Road группой PINK FLOYD, придумал ещё некоторые нюансы применения этой техники, исказив звучания женского хора в Time.
Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band
1967 год. Самое неограниченное время экспериментов для THE BEATLES. Они отказались от концертных выступлений, надеясь как-то снизить напряжение битломании.
«Им оставалось либо разойтись, либо отправиться в бункер, - написал сын Джорджа Мартина Джайлз в своей книге If These Walls Could Sing: «И этим бункером стала Эбби-роуд».
Благодаря новейшим технологиям, беспрецедентным творческим амбициям и контракту, предоставляющему им неограниченное время для записи, они превратили студию в лабораторию и репетиционную площадку одновременно.
Они приступили к работе над первым концептуальным рок-альбомом, использовали паровой орган для песни Being for the Benefit of Mr. Kite,
смешали духовые инструменты и голоса животных в песне Good Morning Good Morning.
В финале вышеупомянутой A Day in the Life каждый из битлов подошел к своему роялю для драматического финального аккорда в восемь рук.
Sgt. Pepper основательно поразил умы многих, даже самых продвинутых музыкантов Англии.
В то же самое время PINK FLOYD работали на Abbey Road над своим дебютным альбомом Piper at the Gates of Dawn. С продюсером Норманом Смитом они раскачали настоящую психоделическую бурю, возможно, даже ещё более странную, чем та, что бушевала в соседней студии.
Они стали свидетелями некоторых событий, связанных с записью Sgt. Pepper и использовали новые приемы, ранее усовершенствованные инженерами Abbey Road для THE BEATLES, в том числе эффект АДТ для вокала их фронтмена Сида Барретта.
Идея психоделических концептуальных альбомов быстро раскрутилась, в том числе и на Abbey Road, где THE PRETTY THINGS записали свою классику S.F. Sorrow под присмотром того же Смита всего через шесть месяцев после записи Sgt. Pepper.
Многие группы конца 60-х пытались подражать симфоническому звучанию A Day in the Life, как в EMI Studios - заглавный трек альбома A Salty Dog группы PROCOL HARUM,
так и где-то в других местах - оркестровка THE MOODY BLUES в концептуальном LP Days of Future Passed.
К тому времени, когда в 1976 году название студии было официально изменено с EMI на Abbey Road, THE BEATLES остались в воспоминаниях поклонников, и популярные стили 60-х уже казались далеким прошлым. Но прог, новая волна и многие ещё не появившиеся жанры использовали и развивали то, что когда-то Джон, Пол, Ринго и два Джорджа придумывали в этом горниле творчества с небольшой помощью своих технически подкованных друзей.