Найти в Дзене

Фейд-Раута Харконнен. Недоделанный злодей, недооцененный герой.

Для моего поколения экранный Фейд-Раута это, конечно же, популярнейший Стинг со своей дьявольской усмешкой. И ножичком!
Для моего поколения экранный Фейд-Раута это, конечно же, популярнейший Стинг со своей дьявольской усмешкой. И ножичком!

Попались в дзене несколько статей об этом персонаже и, конечно же, о его киновоплощении Остином Батлером. в новой экранизации "Дюны".

Что ж, должна признать, Батлер - красавчик. Очень ответственно и профессионально подошёл к роли. Будем снисходительны к Линчу, у которого не было много экранного времени - его Фейду не требовалось быть драматичным. А новый Фейд драматичен сполна

Этот молодой человек - живое воплощение всего плохого, что могут воспитать садисты, интриганы и маньяки, но в своём образе он действительно, прекрасен. Остин Батлер постарался на славу!
Этот молодой человек - живое воплощение всего плохого, что могут воспитать садисты, интриганы и маньяки, но в своём образе он действительно, прекрасен. Остин Батлер постарался на славу!

Но вот что хочется сказать от себя. Немного избитых и многократно повторенных слов про сам роман. Мир Герберта - его "Дюны" - это всё-таки именно первая книга. Все это знают и так, но я хочу на что обратить внимание - именно "Дюна" дала старт другим фантастам творить что-то подобное. Как сейчас говорят, задавать сеттинг. "Звездные войны", "Стар Трек", "Чужой" - всё это было уже потом. Вот почему именно "Дюна" - настоящее явление и прорыв в жанре, который сейчас называют космооперой. Все же кто так или иначе знаком с миром "Дюны" согласятся, что первая книга представляет собой особую ценность, истинный брильянт, блеском которого вдохновлялись все возникшие позже творцы такого жанра. Но есть в этом брильянте, нет, не изъян, но некая этого брильянта особенность, недоточенная грань. Это даже не дефект - это, может быть, как раз такая фишка.

Фейд-Раута Харконнен - это и есть недоточенная грань гербертовского брильянта. Потому что мы ничего толком не знаем об этом персонаже. Вот он слушает наставления барона и Питера. Вот плетёт какие-то козни с Хаватом. Дальше - оставляет леди Фенринг свой, кхм-кхм, генетический материал. Терпит некоторый фейл с заговором против барона, который прям аж умиляется от того, какой упырек у нёго растет. А дальше.... Дальше всё. Финальная битва с Полом Муаддибом Атрейдисом, квизатц хедерахом, Лисан-аль-Гаибом, будущим Императором известной галактики!

Герберт частенько описывает нам ход мысли того или иного персонажа. Но с Фейдом это верно лишь для поединков - будь то арене в Харко или во время канли с Полом. Да вот вам даже замечательная выдержка. Правда, в этот раз - мысли Пола.

Теперь он понимал, что прежнее поведение Фейд-Рауса было лишь трюком,
сверхпритворством: Фейд-Раус был более сильным противником, чем думал Пол. От него можно было ожидать трюков внутри трюков.

Линч из схватки Пола и Фейд-Рауты выжал значительно больше, нежели Вильнёв.
Линч из схватки Пола и Фейд-Рауты выжал значительно больше, нежели Вильнёв.

Эх, Дени Вильнёв, а у тебя было шесть часов экранного времени, и где же вот это все? Где очарование финальной схватки, на которую у каждого из бойцов свой собственный план? Где вообще вся эта тема с хитрым словом, которое могло разом повергнуть Фейда? Где тысячи голосов предков, кричащих квизатц хедераху Полу - произнеси это слово, закончи канли! Ты даже этого не сделал. Так какой уж там разбор Фейда.

Ну и есть в "Дюне" ещё ровно одна сцена, где Герберт рисует нам ход мыслей Фейд-Рауты в непростом разговоре с бароном, после проваленного на него покушения. Ход мысли Фейда воссоздан весьма отчётливо - он просто пойманный заговорщик, всячески старающийся отвертеться от жестокого наказания. Но и это же можно обыграть. Вот в голове Фейда возникает очень правильная мысль: "Хават! С обоих концов он играет против середины..." Но разве, осознавая такое, не мог бы Фейд-Раута повести свою собственную игру? Ведь "планы внутри планов" всегда были особенной фишкой Харконненов.

А что если немного пофантазировать и предположить, что Герберт сознательно оставил Фейда-Рауту таким? А где-то по тексту оставил зацепки для пытливых умов, чтоб те сами всё разгадали. А сам - и к образу этому больше не возвращался и в завещании своем прописал сыну, чтоб сильно не гадил сюда в своих продолжениях.

Попался тут в дзене интересный комментарий на тему Фейда-Рауты.

Главное отличие и линчевского, и вильнёвского Фейд-Рауты от книжного - "следы порока на лице". В фильмах оба Фейд-Рауты по виду - явные психопаты, от одного вида которых любой нормальный человек будет держаться как можно дальше. В книге же Фейд-Раута - вполне утонченный, аристократичный, с хорошими манерами молодой человек. Герберт же писал его, как альтер-эго Паши Атрейдиса (ну типа, если бы их заменили в роддоме - никто бы никогда и не догадался кроме бабок - гессериток)

И ещё один хороший комментарий в ответ:

Главное отличие вильневского и линчевского Фейд-Рауты в том, что у Линча это кривляющийся гэнгста-пи...с в бронетрусах от Жана-Поля Готье, а у Вильнёва - конченный Антон Чигур после лютой эпиляции всего тела.

Хочется быть снисходительной к Линчу - всё-таки ему надо было ужать огромное произведение в довольно короткий формат. Его Фейд достаточно буффонаден, как и Зверь Глоссу, как и сам барон. Ну, такой фильм снял Линч. И мне, кстати, нравится. И Стинг нравится - ух ты, какой подлюка, красавчик! А Вильнёв... Нет, тоже авторское видение - ничего против такого не имею. И всё-таки - такого ли Фейда-Рауту описывал нам Герберт в "Дюне"?

Ещё один Фейд-Раута - из сериала "Дюна" 2000 года. Нисколько не напоминает линчевского и вильневского маньяков.
Ещё один Фейд-Раута - из сериала "Дюна" 2000 года. Нисколько не напоминает линчевского и вильневского маньяков.

Возвращаясь к конспирологии. Одна тема в "Дюне" всё-таки остается для меня эдакой загадкой, оставленной автором читателю. Это отношения Хавата с бароном и Фейдом. Там сперва барон склоняет Хавата к службе подлым обманом о леди Джессике и подсаживанием на яд. Потом Хават как-то работает с Фейдом, и плоды этой работы видит чета Фенрингов. Они решают, что для барона это хорошим не кончится - и тут вроде завязывается интрига. Всячески закручивается, что Хават ведёт какую-то свою игру, свою игру ведет с Хаватом и барон, и Фейд-Раута тоже как-то в этом во всем участвует. Предвидится жаркая развязка. Но как всё закончилось? Харконнены послали Суфира убить Пола, Пол видел такой вариант в череде вариантов, ему хотелось самому увидеть, как поведет себя старый ментат. А Суфир не пошёл на убийство и пырнул себя ножичком. И всё. Однако ж, дослужил Хават барону до смертного часа. Строго говоря, барона он даже пережил. А вот Фейда - нет. А Фейд ещё потом про него сказал - старый дурак. Почему? Загадка.

Просто я хотела сказать, что Фейд-Раута Харконнен - это такая благодатная почва, оставленная мэтром Гербертом, на которой можно взрастить ну столько всего для любителей разных авторских трактовок. И делать его банальным злодейчиком, пусть и чрезмерно жутким - ну, как говорит сейчас молодёжь, такое себе.

-5

Посудите сами. Пол Атрейдис - он и Муаддиб, и Лисан-аль-Гаиб, и квизатц хедерах, и претендент на престол Императора известной вселенной. А Фейд? Ну, как-то вот просто плохой парень. Брат погиб в битве с фременами, дядю-барона позорно заколола мелюзга, а этот - выходит на бой чести с самим Полом Муаддибом! И ведь убей он тогда Пола в канли, и вроде бы тоже мог стать Императором. И вообще - оборвать карьеру такого замечательного вождя прямо на взлёте. И что там о нем говорила ведьма-бенегессеритка?

"Может ли этот юноша быть тем, кого имела в виду Преподобная мать? Та ли это генетическая линия, которую мы должны сохранить?"

А если может - это же какой простор для фантазии! Кто такой Фейд-Раута? Антипод Пола. С чего вообще начинается "Дюна"? Что к мальчику Полу приходит Преподобная Мать, чтоб провести испытание гом-джаббаром. А могла бы эта же дама приходить к юному Фейду-Рауте? И вообще: раз Фейд тоже плод их селекционной программы - разве не очевидно, что и его мамка как-то повязана была с Бене Гессерит? Может, и Фейда кололи иголкой - но не у барона, конечно, а раньше ещё, на этом Ланкивейле? Что там Преподобная Мать высказала Полу? Что ни один подросток не держал руку в её ящичке так долго. Ну, прям тянет обыграть, как подросток Фейд не дотянул там эти несколько секунд до рекорда Пола. А может и вообще - до Пола рекорд держал именно Фейд. По крайней мере, очень хорошее сравнение бы вышло для героя и антигероя.

Но тогда, значит, и Фейд перенёс испытание. А о чем это говорит? Да ясно же о чем - что он тоже человек! Просто угораздило попасть к старому барону на воспитание. И ведь на этом можно целую историю сделать! Как его отобрали у родителей, а может, чем чёрт не шутит, сама мамка и привела его к барону. Пойди разберись там с этими Бене Гессерит.

Ну и дальше - если у тебя шесть часов экранного времени, а ты ещё и Алию Атрейдис сплошь повырезал, то это же простор! Вот начать опять же с Хавата. Как там Фейд мог с ним играть? Что такого он мог проделать?

Вот кто такой Пол Атрейдис? Хороший такой парнишка, на чью долю выпало множество испытаний, которые он все преодолел - да вот только одна маленькая незадача: после всех этих его дел начался джихад с двенадцатью миллиардами убиенных. А вот если бы игла Фейда-Рауты нашла свою цель в том поединке - тогда что? Значит, и не было бы тогда двенадцати миллиардов жертв? А Фейд-Раута стал бы Императором, вероятно. И раз Фейд это у нас "Анти-Пол" - ну и найдите тогда его антипуть. Может, тоже не особо хороший, зато за него в муках двенадцать милльярдов кончать не надо. Потому что... Ну, почему-то вот.

Вернемся ненадолго к Полу. На своем пути он встречает разных людей. Леди Джессика, Стилгар, Гурни, Дункан, Хават, отец-герцог - и у всех Пол что-то перенимает, чему-то учится. Но это нисколько не делает его ведомым. Как раз наоборот, Пол перенимает лишь то, что считает важным и нужным - и в методиках Бене Гессерит, и в законах фременов - при этом легко отбрасывая то, что кажется ему ненужным и устаревшим. И если у нас Фейд-Раута это тоже такой Пол, только воспитанный другими людьми - логично задаться вопросом: почему бы и ему не поступать так же?

В битве у Арракина сошлись фремены и сардукары - лучшие воины известной вселенной
В битве у Арракина сошлись фремены и сардукары - лучшие воины известной вселенной

Великие идеи я выдумывать не горазда, но кое-что в мире "Дюны" замечаю. Например, такое. Что власть императорского Дома Коррино, что власть Дома Атрейдисов - держалась на могучих волевых солдатах, будь то фремены или сардукары. И если Фейд-Раута имел в тот день все шансы сорвать великий план Муаддиба - был ли он просто ещё одним человеком в свите Императора? А может быть где-то там стояла и его армия? Именно его, скрытая от всех, а вовсе не армия Харконненов, которую Хават оценил изрядно дрянной. Готовая добивать фременов, ослабленных после своего сражения. То должна была быть первоклассная армия, раз её не видел даже Муаддиб. Или всё-таки видел - но ничего не предпринял? Почему? И откуда она взялась на дюнах, если все Дома пожаловали к Арракису только под конец книги вместо с Императором? И куда потом она делась? И не потому ли Фейд-Раута считал барона старым дураком, что тот, в своих планах захвата императорского престола, не учитывал, что для этого нужна ещё и сильная армия, а решить, что сардукары просто так тебе подчинятся..... Ну, что взять со старого дурака?

Всё это, конечно, как говорится - в пользу бедных. И всё-таки - перед нами известнейший антигеройский персонаж, уже шесть десятилетий волнующий умы фанатов жанра космооперы. И что? И ничего...