Найти в Дзене
Гремлинские Будни

Что не так со школьным образованием в России

Оглавление

Школьные драки, бесконечные домашние задания, страх перед экзаменами, тяжёлый рюкзак с учебниками: всё это - повседневная жизнь каждого школьника. Всё ли здесь правильно?

Привет!

Каждый из нас когда-то проходил школу. Кто-то был ей доволен, кто-то - нет, но так или иначе, для подавляющего большинства людей сейчас школа является неотъемлемой частью взросления. Всё ли с ней хорошо? Давайте разбираться.

Буду честен: первоначально я планировал писать здесь сугубо про высшее образование - к нему я имею чуть больше отношения. Но в процессе так увлёкся рассуждениями о школьном образовании, что просто не смог отказать себе в удовольствии оформить это как отдельную статью. Про высшее образование я расскажу в следующий раз, а пока остановимся именно на школьном этапе обучения.

Первое сентября. Дети в ужасе замерли перед входом в школу... Особенно девочка правее центра.
Первое сентября. Дети в ужасе замерли перед входом в школу... Особенно девочка правее центра.

11 лет в Хогвартсе

Школьное образование можно очень много критиковать, говоря о том, сколько именно часов нужно выделять на изучение тех или иных дисциплин.

Лично меня всегда крайне забавлял тот факт, что современное школьное образование длится полных 11 лет. Одиннадцать лет, Карл! Это больше, чем можно выжать из любого вуза - как ни старайся. Одиннадцать лет - это чертовски долго. Но оправданно ли?

Начнём с того, что детей в школу отдают, как правило, в семь лет. На самом деле, это не очень строгий норматив, и можно отдать ребёнка как раньше, так и позже (в конце концов, многое зависит и от месяца рождения ребёнка). В среднем в России считается хорошей практикой отдавать ребёнка в школу не раньше, чем в шесть с половиной лет: как я узнал недавно, это связано не только и не столько с умственными способностями детей, сколько с развитием психики - около возраста в 6,5 лет у ребёнка формируется понимание того, что такое "надо".

И вот, начиная с возраста в 6,5 лет и вплоть аж до семнадцати с половиной лет человек учится и взрослеет. За это время утекает очень много воды (буквально), и к концу обучения это уже совершенно другой человек. Многое ли происходит за эти 11 лет?

Школы, лицеи, гимназии

Итак, ребёнок достиг заветного возраста. Встаёт вопрос: в какое именно учебное заведение его отдать?

Как в какое? В школу же!

Так-то оно так, да вот только школы бывают разные.

В России наиболее распространены три типа учебных заведений для школьников: школа, лицей и гимназия. Различие в названиях само по себе говорит о наличии отличий в том, какие знания даются в этих заведениях и в каком формате. Как правило, отличия состоят в следующем:

  • Школа: общее образование на среднем уровне
  • Лицей: углубленное изучение точных наук
  • Гимназия: углубленное изучение гуманитарных наук

И вот, шестилетнего ребёнка надо куда-то отдать - но ещё не понятно, в чём он будет силён. Может, это будущий Ломоносов - а его в гимназию. А может, Пушкин - а его в лицей (хотя Пушкин и сам учился в лицее, что уж). Безусловно, росток таланта, если он есть, проклюнется где угодно, но в столь юном возрасте ещё непонятно, каким будет склад ума ребёнка. И будет ли ему в пятнадцать лет с техническим складом ума интересно и приятно переваривать гуманитарные нюансы в гимназии, куда его отдали в шесть.

Конечно, в большинстве своём родители при выборе школы отталкиваются скорее от таких факторов, как близость к дому и общее качество обучения. Но сам факт того, что уже на этапе начала школьного обучения есть намёк на специализацию - причём этот выбор нужно делать ещё тогда, когда ребёнок не может продемонстрировать тяги к той или иной специальности - мне кажется неправильным в корне.

Итак, уже на этапе выбора школы ребёнок проходит через распределение. Что же ждёт его дальше?

Выбор пути начинается с 6 лет. И дорога там не одна, как на картинке
Выбор пути начинается с 6 лет. И дорога там не одна, как на картинке

Альфа, бетта, гамма

А дальше новенький школьник проходит через ещё одно распределение. К моменту своего первого похода в школу он уже взвешен, оценен и определён в один из классов.

Стратификация, чувствуете?

Нет, здесь нет класса буржуазии и класса пролетариата: для простоты классам обычно присваиваются литеры, хотя в более "современных" школах вместо букв кириллицы могут использоваться греческие буквы (привет, 1 Пси класс) или вовсе названия звёзд и созвездий. Оригинально!

Но, как класс ни назови (а в современных школах в мегаполисах буквы заканчиваются раньше, чем первоклассники), суть остаётся той же: маленьких школьников делят на маленькие коллективы. На этот раз - по признаку способности к обучению. И здесь важно понимать один важный фактор.

Для гармоничного развития человека важно, чтобы в его окружении присутствовало примерно равное количество людей "выше" его в развитии и "ниже". Если человека окружают только те, кто "выше" - он постоянно испытывает неуверенность в себе и замыкается. Если только те, кто "ниже" - неизбежно опускается до их уровня.

Когда ребёнок попадает в какой-то класс, там, помимо него самого, будет ещё примерно 20-30 школьников примерно его уровня. То есть выходит, что его дальнейшее развитие будет происходить в среде людей, которые примерно "равны" ему, а не "выше" или "ниже". Способствует ли это гармоничному развитию школьника или приводит к стагнации?

Вообще деление школьников на классы - штука сугубо утилитарная. В отличие от студентов, которых ещё можно загнать в количестве 100-300 человек в одну лекционную аудиторию, школьники гораздо более непоседливы, а сам формат взаимодействия между учителем и учеником отличается от взаимодействия лектора с аудиторией. Поэтому в первую очередь деление школьников на классы преследует цель более эффективного менеджмента ресурсов: учителей и аудиторий.

Но поскольку само разделение чудесным образом всегда происходит так, что в классе "А" учатся наиболее способные ученики, а в классах "В", "Г" и далее - менее способные, происходит весьма интересная картина. Школьник, который попадает в верхушку списка распределения, оказывается в коллективе себе подобных сильных учеников, с которыми он может развиваться вместе. Школьник, попавший "на дно" списка, попадает в коллектив учеников слабых - и тем более не испытывает мотивации к качественной учёбе. То есть, получается, уже при распределении ребёнка в какой-то класс его дальнейшая учёба некоторым образом предрешается! Снова!

Олдос Хаксли помахивает томиком своего "Дивного нового мира".

В некоторых школах, конечно, существует возможность мигрировать между классами. Так, в моей школе были переходы как из "В" в "Б" класс, так и из "А" в "В". Хорошо ли было школьнице, которая с треском завалила контрольную и вылетела из сильного "А"-класса и попала в слабый "В"? Ну, не очень. Хорошо помню её слёзы. Добавить к этому стресс от попадания в новый коллектив...

Кстати, что там с коллективом?

Нейронные детишки
Нейронные детишки

Социализация 101

Важнейшим аспектом пребывания в школе является взаимодействие с коллективом. По сути, школа в целом и класс в частности - это первый серьёзный коллектив маленького человека. Детсадовская группа не в счёт: там и разговаривать не все толком умеют, и поговорить ещё в целом не о чем.

Характер человека начинает формироваться скорее в школьном возрасте. Здесь он впервые сталкивается с трудностями различного характера и учится их решать, а самое главное - делает это в обществе подобных себе. И здесь начинаются первые коллизии.

Каждый ребёнок воспитывается своими родителями в том виде, в котором это кажется правильным для них. У нас никто никак не регламентирует того, каким образом нужно взращивать ребёнка и какие качества ему прививать. Ввиду этого в первом классе школы собираются совершенно разные дети и начинают взаимодействовать друг с другом.

К сожалению, функции воспитания детей во многом перекладываются родителями на школьных учителей, у которых, де-факто, и права такого нет, и это является крупной проблемой, особенно в пубертатный период, когда у ребёнка включается внутренний бунтарь, который понимает, что учителя можно ни в грош не ставить - он всё равно не вправе ничего сделать. А если сделает - добро пожаловать на ковёр к директору, а дальше в лучшем случае увольнение, если не уголовное дело.

К сожалению, дети очень жестоки и лишены тормозов. Поскольку психика ещё не развита и рефлексии особо нет, они могут совершать абсолютно невообразимые вещи в отношении сверстников и даже учителей, не испытывая за это особых мук совести и не осознавая последствий своих решений. Поэтому, как ни печально, в школьных коллективах часто действует право сильного. А значит - на коне будут те дети, которые умеют и любят драться.

Важно здесь, пожалуй, вот что:

Воспитание ребёнка - это первоначально функция его родителей. Нельзя перекладывать этот аспект взращивания ребёнка на учителей.

Так что, к сожалению, если родители ребёнка сами не блещут разумом, с ним мало что можно будет сделать.

Вернёмся к разговорам об обучении?

Дисциплины и их нюансы

За время учёбы школьник успевает коснуться самых разных дисциплин. Отчасти это нужно, чтобы в дальнейшем определиться, с какой профессией связать всю свою дальнейшую жизнь (и совсем скоро мы до этого дойдём в этой статье), но и в рамках общего развития такое разнообразие полезно (не зря же я здесь то и дело обращаюсь к теме ➡кругозора и эрудиции). Однако формат, в котором те или иные дисциплины подаются, не всегда бывает полезен, а зачастую даже и вреден, так как отбивает у школьника какое-либо желание изучать в дальнейшем эту дисциплину.

Сильнее всего, наверное, выделяется литература: тот самый предмет, где нужно "понимать произведение так, как его задумывал автор". Проблема здесь в том, что всех учеников хотят привести к единому пониманию сугубо творческих вещей, лишая их возможности мыслить самостоятельно и непредвзято.

Где-то запели Pink Floyd...

We don't need no education...
We don't need no education...

Учебники и неподъёмный рюкзак

С учебниками вообще интересная история. Каждый август у родителей по всей стране начинается лихорадка: пора лететь покупать учебники и канцелярские принадлежности. Ну и пиджачок своему подросшему чаду.

Здесь получается интересная коллизия: школа является вроде как обязательной вещью для детей, и обойтись без неё нельзя, но при этом родитель обязан сам потратить деньги на книжки. Тетрадки и ручки - понятно, это вещи одноразовые, но учебники было бы логичнее получать из школьной библиотеки, разве нет?

Да и вообще, наверняка же каждый помнит, как хоть раз взвешивал свой школьный рюкзак, как гнулась спина маленького человека под весом книжных знаний. Мой рюкзак одно время весил почти 6 килограммов: там были учебники на шесть уроков, пенал, сменка на физкультуру и что-то поесть на переменке. Было очень тяжело, и сейчас, по прошествии лет, я очень сочувствую детям, которым приходится все это таскать.

Профессиональная ориентация

Начиная примерно с девятого класса школьников начинают грузить чем-то странным и непонятным: профориентацией. Что это? Зачем? Чёрт ногу сломит вообще.

Но на самом деле, если задуматься, перед школьниками стоит весьма нетривиальная задача: в 16 лет, не обладая ещё фактически никаким пониманием жизни, сделать выбор, от которого будет зависеть буквально вся дальнейшая судьба. Звучит немного драматично, не так ли?

Время - основной человеческий ресурс - конечно. И в стандартном сценарии течения человеческой жизни есть определённые вехи: учёба, затем выход на работу, создание семьи, рождение детей. К моменту создания семьи уже очень неплохо бы обладать хорошей работой, которая приносит много денег, но для этого нужно выучиться, а соответственно, шанс на то, чтобы выбрать подходящее для себя направление обучения выдаётся лишь раз: в старшем школьном возрасте.

Безусловно, никто никого не ограничивает в том, чтобы в какой-то момент переучиться на другую специальность, но начало на новом месте и в новой среде - это, во-первых, всегда стресс, а во-вторых, это откат к низкому уровню заработка, что вряд ли приемлемо в ситуации, когда уже создана семья и рождены дети, которых нужно кормить.

Вот так и получается, что в 16 лет человек - фактически, ещё ребёнок, даже не достигший возраста совершеннолетия - должен сделать фундаментальный, наиболее важный в жизни выбор. На человека 16-летнего возраста возлагается гигантская ответственность. И сразу возникают вопросы:

  • А готов ли человек в этом возрасте к такой ответственности? Полное осознание описанной выше картины наверняка повергнет мысли школьника в хаос: ведь к такому возрасту он вряд ли когда-либо сталкивался с необходимостью принимать столь масштабные решения.
  • А на основе каких данных школьник должен сделать этот выбор? К 16 годам вряд ли уже сформировано понимание того, как устроен мир, чем интересно заниматься и в каком состоянии будет рынок труда к моменту выхода в профессиональную деятельность

Иными словами, на плечи школьника в этом возрасте падает гигантский камень, и далеко не все справляются с этой ответственностью, зачастую выбирая дальнейшую специальность на основе чужих воззрений (часто это проекции родителей, которые в своё время хотели, но не реализовались в какой-то области) или сиюминутных желаний.

Грызть гранит науки молочными зубами точно не получится.
Грызть гранит науки молочными зубами точно не получится.

В заключение

Этот материал вышел крупнее, чем я изначально его задумывал - и при этом он не содержит даже половины того, что мне бы хотелось обсудить. Например, я так и не коснулся темы ЕГЭ - хотя по ним есть что сказать. Не коснулся детально нюансов преподавания различных дисциплин - хотя, опять же, это важная тема. И много-много чего ещё.

Может быть, будет вторая часть. Но обещать не могу: и так получилось много.

Спасибо за внимание!

Обязательно ставь лайк и подписывайся: в следующий раз расскажу о более близкой лично мне теме: проблемах высшего образования в России.

Было интересно? Понравился формат изложения? Рекомендую попробовать и другие статьи на моём канале: