Найти тему

Пантеон роз среди императорской резиденции. Розовый Павильон в Павловске.

С наступлением теплых деньков хочется наслаждаться природой. А что, если делать это в великолепных парках, которые оформлялись как загородные императорские резиденции? Одно из таких живописных мест - Павловск.

Павловский парк. Фото автора.
Павловский парк. Фото автора.

Поверьте, променад по Павловскому парку доставит вам огромное удовольствие. В особенности из-за того, что, прогуливаясь по извилистым дорожкам среди многочисленных деревьев, вы непременно набредете на изящные павильоны. особое место среди них занимает элегантный деревянный домик в палладианском стиле, окруженный садиком из роз - Павильон Роз.

Павильон Роз в Павловском парке. Фото автора.
Павильон Роз в Павловском парке. Фото автора.

В конце XVIII века земли за Парадным полем жаловались придворным из окружения императора Павла I. И в 1797 году участок земли близ парадного поля был пожалован князю Алексею Борисовичу Куракину, тайному советнику, камергеру и кавалеру различных орденов был пожалован участок вблизи парадного поля. На планах 1799 года дом Куракина значится на месте будущего Розового павильона.

Виже-Лебрен М. -Л. Э,, Портрет князя А. Б. Куракина, Государственный Русский Музей
Виже-Лебрен М. -Л. Э,, Портрет князя А. Б. Куракина, Государственный Русский Музей

В 1806 году Алексей Борисович Куракин продает свой дом генералу от инфантерии князю Петру Ивановичу Багратиону, который был назначен военным комендантом города Павловска.

Доу Дж. и мастерская, Портрет Петра Ивановича Багратиона, Государственный Эрмитаж
Доу Дж. и мастерская, Портрет Петра Ивановича Багратиона, Государственный Эрмитаж

Первые годы пребывания Багратиона в Павловске отмечены его дружбой с великой княжной Екатериной Павловной и благосклонностью императрицы Марии Федоровны.

Затеяв перестройку своего дома в Павловске возле "Парадного места" (Парадного поля), Багратион из-за отсутствия денег вынужден был в декабре 1810 года передать это свое владение подрядчику в счет погашения долга. Узнав о сложившейся ситуации, Мария Федоровна не позволила ему и себе расстаться с памятным ей домом таким вот образом. Это деревянное строение с мебелью, земельным участком и службами, и второй дом, принадлежавший генералу, были куплены в "собственную казну Ея Императорского Величества вдовствующей императрицы Марии Федоровны" за 7500 рублей. Багратион смог полностью выплатить долг в сумме 5704 рубля 46 копеек.

6 июля 1811 года, в день покупки, Петр Иванович Багратион виделся со вдовствующей императрицей Марией Федоровной в последний раз.

Вуаль Ж. Л., Портрет императрицы Марии Федоровны. Государственный Русский Музей
Вуаль Ж. Л., Портрет императрицы Марии Федоровны. Государственный Русский Музей

В 1812 году генерал умирает от гангрены, получив ранение на Бородинском поле.

Еще при жизни Багратиона купленный ею его дом императрица намеревалась сделать музеем славы русского оружия, который в документах стали называть "арсеналом", но вскоре начала превращать его в пантеон роз.

Тёрнер У., Вид на Розовый Павильон. Источник: http://www.lubimov-l.slovobus.ru
Тёрнер У., Вид на Розовый Павильон. Источник: http://www.lubimov-l.slovobus.ru

Вполне возможно, что Мария Федоровна уведомила Петра Ивановича Багратиона во время их последней встречи о своих планах использования его летней дачи. Она сохранила портики с колоннами ионического ордера на всех четырёх фасадах и роспись на фасадных стенах, чтобы дом был узнаваем, но возвела над ним легкий купол с полуциркульными окнами с эоловыми арфами, которые звучали при порывах ветра. 

К тому времени, когда она послала ему обоз с бинтами, в комнатах вместо изразцовых печи были уже установлены мраморные резные камины и мотив роз всех сортов ярко доминировал в росписи купола и стен, в вышивках, которые предназначались для обивки мебели. 

Мраморный камин в Павильоне Роз. Фото автора.
Мраморный камин в Павильоне Роз. Фото автора.

Перестройку дачи Мария Федоровна поручила архитектору Андрею Никифоровичу Воронихину, пользовавшемуся большим уважением императрицы и, особенно, ее признательностью за работы по Павловскому дворцу.

Воронихин А. Н., Автопортрет. Государственный Русский Музей
Воронихин А. Н., Автопортрет. Государственный Русский Музей

Воронихин создает легкую и изящную деревянную постройку в классическом вкусе. Квадратная в плане, она украшена четырехколонными портиками с венчающими их фронтонами и широкими крыльцами, ведущими к этим портикам. Завершается невысоким куполом на четырехгранном барабане, с полуциркульными окнами. Стены обшиты досками, окрашенными в светло-жёлтый цвет с нарисованными рустами, имитирующими кладку. Во фронтонах, а также во фризе по периметру фасадов – декоративные живописные панно, написанные гризайлью, с изображением игр амуров. Они привносят элемент пасторальности в эту стройную классическую постройку, подчеркивая назначение ее как места отдохновения, развлечения и игр.

Павильон Роз. Фото автора.
Павильон Роз. Фото автора.

В июле 1812 года из Петербурга в Павловск по заданию Андрея Никифоровича Воронихина бронзовых дел мастер Петр Петрович Ажи доставил отлитые в бронзе и вызолоченные им 16 литер (букв), сразу же установленные и образовавшие на фризе главного входа надпись: Pavillon des roses. 

Фриз главного входа. Фото автора.
Фриз главного входа. Фото автора.

Мария Федоровна словно не просто надеялась, а была уверена в скорой победе и готовила праздничный сюрприз, даже в мыслях не допуская возможности трагического и исхода.

Монограмма Марии Федоровны в Павильоне Роз. Фото автора.
Монограмма Марии Федоровны в Павильоне Роз. Фото автора.

Когда Александр I спустя 2 года победоносно вернулся из Парижа, мать, встретив его с восторгом и гордостью, организовала в честь этого великого события торжественной праздник победителей. 

Вдовствующая Императрица велела построить специальный зал для праздничного бала. Этот зал она могла поставить, где угодно: перед въездом в Петербург, на Дворцовой площади, на Марсовом поле, среди фонтанов Петергофа или перед одним из своих дворцов. Но она распределилась пристроить его к северному фасаду розового павильона. 

Танцевальный Зал Павильона роз. Фото автора.
Танцевальный Зал Павильона роз. Фото автора.

При этом Мария Федоровна выразила свои твёрдые императорскую волю: пристрой должна быть произведена сохранением фасадного портика в новом интерьере. Так Багратионовский портик стал главным, неотъемлемо украшением торцевой стены зала торжеств героев войны 1812 года.

Танцевальный Зал Павильона роз с видом на сохранившийся багратионовский портик. Фото автора.
Танцевальный Зал Павильона роз с видом на сохранившийся багратионовский портик. Фото автора.

Чтобы попасть в Танцевальный зал с центрального входа надо было пройти через дом Багратиона, где, казалось, стены ещё помнили своего прежнего владельца.

Сохранившаяся часть дачи Багратиона. Фото автора.
Сохранившаяся часть дачи Багратиона. Фото автора.

Праздник состоялся 27 июля 1814 года. Театрализованные представления на площадке перед главным входом в Павильон продолжились на лугу позади него в изумительных декорациях Пьетро Гонзаго, который достигал на холсте иллюзорности изображение.

Жуковский В.А., Розовый павильон. Источник: www.citywalls.ru
Жуковский В.А., Розовый павильон. Источник: www.citywalls.ru

Праздничный балл в зале открыли императрица мать с императором Александром I.

Доу Дж., Портрет Императора Александра I, Государственный Русский Музей
Доу Дж., Портрет Императора Александра I, Государственный Русский Музей

Через два года в Павильоне Роз вдовствующая императрица устроила свадебные торжества свои младшей дочери Анны Павловны, будущей королевы Нидерландов, к которой безуспешно сватался Наполеон, с принцем Вильгельмом Оранским, героем войны с Бонапартом.

Беннер Ж., Портрет великой княжны Анны Павловны. Государственный Русский Музей.
Беннер Ж., Портрет великой княжны Анны Павловны. Государственный Русский Музей.

Императрица с грустью отмечала пустынную молчаливость этого дома, когда приходила сюда в отсутствие Багратиона, о чем она поведала ему в одном из своих писем.

После праздника победителей, Мария Федоровна открыла Павильон Роз для всех желающих его посетить. И снова к этому дому потянулись люди, и полетели тройки.

Неизвестный художник. Павловск. Розовый павильон. Источник: www.citywalls.ru
Неизвестный художник. Павловск. Розовый павильон. Источник: www.citywalls.ru

Два израненных добрых солдата, безотлучно здесь находившиеся, всем все охотно показывали и обо всем с удовольствием рассказывали.

"Сейчас я ходил в так называемый розовый павильон. Это одно из любимейших мест обладательницей этой страны ",

– писал поэт Фёдор Глинка, участник войны с Наполеоном.

Неизвестный художник, Павловск. Розовый павильон. Источник: http://www.lubimov-l.slovobus.ru
Неизвестный художник, Павловск. Розовый павильон. Источник: http://www.lubimov-l.slovobus.ru

Он был приятно удивлён изяществом им благородством интерьеров, с любовью составленной русской библиотекой, свежими журналами и "Ведомостями" на столах красного дерева, отметил фортепьяно для музицирования. С улыбкой обнаружил в альбомах рисунки, стихи и рассказы своих собратьев по перу.

Источник: www.citywalls.ru
Источник: www.citywalls.ru

Павильон Роз и имел огромную популярность и силу притяжения. Он никогда не пустовал при жизни Марии Фёдоровны и после её кончины.

Долгие годы затем павильон служил местом встречи русских литераторов, музыкантов, художников - таких, как Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, М.И. Глинка. Здесь же проходили концерты известных музыкантов.

Возле Розового павильона была устроена детская площадка.

Александр Бенуа вспоминал: 

«Как и всякого другого ребенка, меня в Павловске особенно манили два места: Розовый павильон и Сетка. То были сборные пункты дачной детворы... Приманкой в Розовом павильоне служил мне вовсе не самый тот милый «помещичий домик», на фасаде которого написано по-французски: «Pavillon de Rosse», и не тот садик, в котором погибало несколько чахлых розовых кустов, а служили приманкой детские игральные приспособления, стоящие здесь с самых дней Марии Фёдоровны. Можно было крутиться, сидя на деревянных лошадках, можно было катать шары на кегельбане, можно было до одури качаться на разного рода качелях, и тут же возвышалась катальная горка, с которой скатывались на специальных салазках или же просто садясь на гладкую наклонную плоскость...»
Павловск. Детская площадка перед Розовым павильоном. 1890-е гг. Источник www.pastvu.com
Павловск. Детская площадка перед Розовым павильоном. 1890-е гг. Источник www.pastvu.com

Во время Великой Отечественной Войны Павловск (Слуцк) был оккупирован фашистами, которые сожгли дотла Розовый павильон, чтобы устроить на его месте дзот. От прекрасного образца воронихинского творчества не осталось и следа. В огне погибли и замечательная роспись, и точёные деревянные украшения.

Бункер Вермахта на месте уничтоженного фашистами Розового павильона. Источник: www.pastvu.com
Бункер Вермахта на месте уничтоженного фашистами Розового павильона. Источник: www.pastvu.com

Воссоздание павильона было начато лишь в конце 1970-х гг. ХХ века, по инициативе директора Павловского дворцово-паркового ансамбля Анны Ивановны Зеленовой.

Павловск, Розовый павильон в процессе воссоздания. Из личного архива В.А. Хмелевского. Источник: http://www.lubimov-l.slovobus.ru
Павловск, Розовый павильон в процессе воссоздания. Из личного архива В.А. Хмелевского. Источник: http://www.lubimov-l.slovobus.ru

Благодаря реставраторам мы сегодня можем любоваться восстановленным произведением архитектурного искусства!

Реставраторы Розового Павильона и их помощники. Из семейного архива Любимовых. Источник: http://www.lubimov-l.slovobus.ru
Реставраторы Розового Павильона и их помощники. Из семейного архива Любимовых. Источник: http://www.lubimov-l.slovobus.ru

Павильон Роз великолепен, как и прежде, в окружении аккуратно подстриженных изумрудных газонов, где всё лето цветет возрожденные по историческим планам розарий.

Павильон Роз. Фото автора.
Павильон Роз. Фото автора.

Павильон существует сегодня только как памятник архитектуры, в котором ежегодно проводится международные музыкальные фестивали, концерты молодых исполнителей, мастер-классы великих певцов и вечера встреч.

Специалисты знают что он перестроены из бывшей дачи генерала Багратиона. Знают потому, что Мария Фёдоровна не скрывала в документах этого обстоятельства. Но никто не задумывается над тем что розы – вечный символ вечного чувства – возложен здесь на тончайшую грань давно ушедшего времени.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц