В уединенном, чуть отдаленном от Екатерининского дворца месте одноименного парка, называемом "Дикой рощей", еще при Елизавете Петровне был построен изящный павильон, который назвали Эрмитажем.
В буквальном переводе с французского l’Ermitage обозначает хижина отшельника. Таковым этот павильон и является. Но за элегантным фасадом скрывается настоящее техническое чудо того времени!
И вот мы пришли к самой сути: почему же его назвали "хижина отшельника"? Неужели монарх запирался там, в надежде найти уединение? На самом деле, искали там конфиденциальности.
Для того, чтобы полностью это осознать, мы должны представить себе светские приемы XVIII века: гости императорской семьи вместе с монархом сидят за столом и за трапезой обсуждают часто государственные дела. В процессе застолья происходит несколько смен блюд. А кто меняет одно кушанье на другое? Прислуга!
Лакеи, как вы понимаете, не глухие и не слепые и могут увидеть и услышать то, что им не надобно было. Тут уж о конфиденциальности речи и нет никакой!
Как же быть? Ведь аристократические особы не будут сами себя обслуживать. Но кто ищет выход, тот его найдет!
Петр I, большой любитель европейских традиций, одну из таких в числе прочих привез: традицию строить "Эрмитажи". Первый такой построили в Петергофе.
А уж потом и в Царском Селе. Не буду вдаваться в подробности, что из себя представляет в архитектурном плане последний и как и кто его строил (об этом вы можете прочитать в другой статье). Сейчас же поговорим, в чем особенность такого строения на примере павильона "Эрмитаж" в Царском Селе.
Сергей Николаевич Вильчковский в путеводителе "Царское Село" пишет: "Особенность эрмитажной залы заключается в том, что она устроена для обедов, при которых не присутствует прислуга".
Сейчас будем разбираться, как там проходили приемы.
Итак, приглашенные заходят в павильон и поднимаются на второй этаж, в главный зал на двух лифтах в виде канапе, при движении которых над ними открывалась часть потолка. Так было до начала XIX века. Но в 1812 году лифты-канапе все же заменили деревянной лестницей. Во-первых, износился механизм, а во-вторых, такие приемы с угощениями устраивали все меньше, так что в лифтах тех уже не было такой необходимости. И хоть эта часть не сохранилась, давайте посмотрим, как они устроены были.
Напомню, что до изобретения шахтового лифта людям было еще жить больше 100 лет. Первые же такие подъемные кресла были устроены в павильоне "Эрмитаж" в Петергофе. Оттуда же они первыми исчезли из-за неприятного инцидента: Павел I однажды завис между этажами (трос оборвался), отчего, уже выпущенный оттуда император, впал в страшное негодование и приказал кресло разобрать.
Мы же вернемся к Царскосельскому Эрмитажу.
Итак, гости поднялись наверх и оказались в центральном зале. Помимо торжественного интерьера здесь присутствовали интересные столы, механизмы которых приглашенные могли рассмотреть, при желании, еще на первом этаже. О них мы и будем говорить.
Мы снова обращаемся к Сергею Николаевичу Вильчковскому: "По желанию, можно было из-под пола зала поднять механическим путем 5 столов. Столы эти имеют особые подъемники для тарелок и блюд, которые сверху снабжены грифельной доской. Достаточно сидящему за столом дернуть за веревочку, написав предварительно на дощечке свое желание, и тарелка опускается; внизу прислуга ставит на дощечку потребованное кушанье или напиток и поднимает их к столу. Одновременно сидеть за столами может 35 человек."
А вот, что пишет Илья Федорович Яковкин в книге «История Царского Села»: "Подле каждого прибора, по накрытии и поднятии стола вверх, по левую сторону находится тарелка с аспидной доской и грифелем или бумаги лист с карандашом; стоит только написать, чего пожелаете, хлеба, соли или какого напитка, положив опять на тарелку, дернув за веревочку, зазвенеть колокольчиком; тарелка с написанным сама собой опускается и мгновенно представляет требуемое Вами."
Просто представьте, вы захотели сменить блюдо, дернули за веревочку, от которой сработал колокольчик. И вот перед вами уже новое кушанье. А выбрать высоким гостям было из чего: жареная рысь, разварная лапа медведя, рябчики по-испански, жареная в меду с маслом кукушка, лосиные губы. И все заказы в точности исполнялись.
Удивительно для XVIII века! Тарелка ходила в специальной шахте-тубусе, установленная на специальный посеребренный подтарелочник.
А что же в этот момент происходило внизу? На первом этаже тафельдекер (смотритель стола) должен контролировать каждый звоночек колокольчика. Как только тот прозвенел, он приказывает тот номер опустить, накладывают то, что требуется и снова поднимают.
Но где же готовили кушанья? Нет, не на первом этаже этого павильона, а в другом здании, именуемом Эрмитажной кухней, в 150 метрах к северу от места уединенных трапез. Почему? Императорская семья и их высокие приглашенные не должны были чувствовать запахов готовящейся еды.
"Если приглашенные в Эрмитаж до ужина или после обеда желали танцевать, то, по данному знаку, все столы при помощи особых механизмов опускались вниз, и на место столов выдвигался паркет, быстро обращая столовую в бальный зал", - пишет нам Вильчковский.
В Эрмитаже, во времена Елизаветы и Екатерины Великой часто давались обеды для знатных иностранцев и послов. Но проходили здесь и ужины для всего двора. А иногда в этом павильоне устраивались детские праздники для внуков императрицы. Конечно, чаще всего это было летом.
В наше время в летний сезон павильон Эрмитаж открыт для посещения экскурсантов в часы работы. Но попасть туда можно лишь в составе группы, которые организовываются по сеансам. Проходят здесь и экскурсии, на которых демонстрируется поднятие столов. Но это все в летний сезон.
Ну а зимой можно бесконечно любоваться изяществом архитектурного исполнения Царскосельского Эрмитажа.
Вы же можете воочию увидеть, как работает механизм в недавно снятом фильме "Екатерина. Золотой Век". О том, где еще проходили съемки читайте в статье