Найти тему

Блистательный дворец богатейшей семьи Российской империи. Юсуповский Дворец на Мойке.

Сколько судеб вершилось в Санкт-Петербурге, о скольких жизнях может рассказать город! Но свидетелями многочисленных событий, происходивших в некогда столице Российской Империи, были не только люди, но и здания. И практически каждое из них (по крайней мере, в историческом центре) может рассказать свою собственную интересную биографию. Давайте же сегодня узнаем о судьбе Юсуповского дворца, расположенного на Мойке!

Фасад Юсуповского дворца на набережной реки Мойки, 94. Фото автора
Фасад Юсуповского дворца на набережной реки Мойки, 94. Фото автора

Уже на первых картах Петербурга на этом месте находился деревянный дворец, в те времена небольшой, и усадьба царевны Прасковьи Иоанновны, племянницы Петра I.

В 1726 году имение было подарено царевной Семёновскому полку, далее, в 1742 году оно было куплено генералом Петром Ивановичем Шуваловым, влиятельным вельможей при Елизавете Петровне.

В 1770 годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. Здание неоднократно перестраивалось, но его фасад сохранил классическую форму. В 1789 году после смерти Шувалова дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу, у которых и выкупила его Екатерина II. В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице Григория Александровича Потёмкина, графине Александре Васильевне Браницкой, в то время её близкой подруге.

И вот в 1830 году дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым. С тех пор до 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых. Дворец стал известен как «дворец Юсуповых», хотя и был только одним из 57 дворцов в России, которые им принадлежали.

Лампи старший И. Б., Портрет князя Н. Б. Юсупова, Государственный Русский Музей
Лампи старший И. Б., Портрет князя Н. Б. Юсупова, Государственный Русский Музей

Кстати, именно князь Николай Борисович Юсупов-старший был одним из тех, кто собирал коллекцию для Эрмитажа. Он также положил начало знаменитой коллекции произведений искусства князей Юсуповых.

Копия бюста Николая Борисовича, выполненная неизвестным мастером с работы скульптора И. Витали, установленная в портике с колоннами в Николаевском зале (названным в честь него) Юсуповского дворца. Фото автора.
Копия бюста Николая Борисовича, выполненная неизвестным мастером с работы скульптора И. Витали, установленная в портике с колоннами в Николаевском зале (названным в честь него) Юсуповского дворца. Фото автора.

В XIX веке замечательные зодчие Андрей Алексеевич Михайлов, Ипполит Антонович Монигетти и Александр Александрович Степанов создали неповторимый ансамбль интерьеров, отличающихся разнообразием убранства и архитектурных стилей.

Зал Антонио Виги, Юсуповский дворец. Фото автора
Зал Антонио Виги, Юсуповский дворец. Фото автора

Юсуповский Дворец по праву может называться уникальнейшим архитектурным ансамблем XVIII-начала XX веков, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера.

Гостиная Генриха II,Юсуповский дворец. Фото автора
Гостиная Генриха II,Юсуповский дворец. Фото автора

Традиционно, парадные залы во дворцах располагались непременно на втором этаже. Поэтому особое внимание уделяется лестнице. Ведь, уже поднимаясь, гости должны были видеть богатство владельцев и их «архитектурный» вкус. И с тем, и с другим у богатейшей семьи Российской Империи было все в порядке. И Парадная лестница Юсуповского дворца приводит в восхищение всех и сейчас, что уж говорить о XIX веке! Николай Борисович Юсупов-младший заказывает лестницу из итальянского мрамора во Франции. Интерьер ее оформлен с использованием элементов европейского барокко. Над этим обликом парадной лестницы работал замечательный архитектор Ипполит Антонович Монигетти (именно он перестраивал Парадную лестницу Екатерининского дворца, которая впоследствии стала именоваться лестницей Монигетти).

Безусловно, внимание привлекает невероятной красоты хрустальная с золоченой бронзой 600-килограммовая люстра на 130 свечей. Она была выполнена в XIX веке на фабрике Шопен для того, чтобы освещать великолепный интерьер Парадной лестницы, которая всем своим обликом показывает не только великолепный художественный вкус, но и гостеприимство семьи Юсуповых. Скульптуры Азия, Африка, Америка, Европа, выполнены скульптором Сибеем, будто говорят о том, что здесь рады гостям со всех сторон света. Чудесная отделка потолков была выполнена в XIX веке в Санкт-Петербурге в мастерской Дылёвых.

Оказавшись в бельэтаже (втором этаже) мы входим в парадные залы дворца. Гобеленовая Гостиная, облик которой архитектор Бернар Симон создавал в стиле эклектики с использованием мотивов французского ренессанса. Фарфоровые люстры корсельского типа, выполненным на сэврской мануфактуре, фисгармония, невероятной красоты мебельный гарнитур в технике буль (инкрустацию панцирем черепахи), камин из мрамора французской работы – все это выглядит роскошно. Гостиная предполагает гостей. Но хозяева не хотели бы видеть их в некоторых интерьерах, например, В спальне.

Гобеленовая гостиная Юсуповского дворца. Фото автора.
Гобеленовая гостиная Юсуповского дворца. Фото автора.

Мы не будем сейчас углубляться в тему о парадных спальнях. Скажу только, что для того, чтобы не обижать гостей отказом пройти в какие-то интерьеры, хозяева дворцов некоторые таковые, скажем так интимные помещения, действительно не показывали, но в парадных анфиладах оформляли так называемые Парадные спальни. То есть в них обычно не жили, но создавали такое впечатление. Парадную спальню княгини декорировали уютно и интимно. Изящества спальне придает и камин из оникса в стиле «Луи Филипп», и угловая горка из дерева, расписанная под мраморный оникс с позолотой, выполненная русскими мастерами, и изысканный мебельный гарнитур красного дерева с отделкой «под французский лак», обитый светлым шелком.

Парадная спальня княгини. Фото автора.
Парадная спальня княгини. Фото автора.

Ротонда - обязательный интерьер парадной анфилады. Композиция ее навеяна архитектурой круглых античных храмов. У Большой Ротонды Юсуповского дворца есть своя загадка. Видимость окружности создает кольцо из восьми колонн светло-голубого искусственного мрамора, вписанное в прямоугольный в плане зал. Невероятной красоты сферический купол декорирован под звездное небо. Диван-пате, который вы видите в центре Ротонды, был изготовлен в России из дерева и обит шелком.

Большая Ротонда начинает парадную анфиладу дворца. Синяя и Красная Гостиные отличаются особой изысканностью оформления. Названия дает цвет шелка, которым обтянуты штофные панно на стенах этих интерьеров.

Конечно, самая праздничная атмосфера окутывала Танцевальный зал, где Юсуповы устраивали свои роскошные балы. Здесь танцевал весь великосветский Петербург. Съезд гостей на балы начинался обычно в девять часов вечера. Жемчужно-серые стены, размещенные по периметру светильники, танцующие нимфы в росписи плафона, огромные зеркала, огражденные хрустальными балясинами, создавали здесь особую праздничную атмосферу великосветских балов. Зал потрясает своей простотой и необычайной в то же время изысканностью. Огромная люстра в центре рассчитана на 132 светоточки. Трудно представить, но в XIX веке такие огромные, как здесь, зеркала стоили целое состояние. Но семья Юсуповых могла позволить себе этот каприз.

Танцевальный зал Юсуповского дворца. Фото автора.
Танцевальный зал Юсуповского дворца. Фото автора.

Вот что вспоминала об одном из балов гостья Юсуповых:

«В бальной зале гремела музыка. Когда мы вошли, ее величество уже танцевала французскую кадриль. Хозяйка дома, княгиня Зинаида Ивановна, особенно была эффектна, когда прогуливалась по своим великолепным чертогам под руку с красавцем, русским богатырем, императором Николаем Павловичем».

Самый большой интерьер дворца Белоколонный (Банкетный) зал. Это один из лучших парадных интерьеров Санкт-Петербурга первой трети XIX века. Он занимает высоту двух этажей. Особое внимание привлекают люстры, сделанные из папье-маше на проволочной основе. Этот зал завершает анфиладу парадных залов дворца. Но впереди у нас еще много интересного!

Белоколонный зал Юсуповского дворца. Фото автора.
Белоколонный зал Юсуповского дворца. Фото автора.

Оказавшись в Римском Зале, мы видим некое подобие триумфальной арки, которая служит чудесным обрамлением для входа в ложу театра, куда можно попасть по мраморной лестнице.

Римский зал Юсуповского дворца. Фото автора.
Римский зал Юсуповского дворца. Фото автора.

Театр Юсуповского Дворца в буквальном смысле уникален. Такого роскошного и богато украшенного театра нигде в России в частном особняке увидеть нельзя. Плафон изображает сцену «Смена дня и ночи», а занавес, является подлинным. Во дворце Юсуповых устраивались знаменитые на весь Петербург любительские спектакли. Театр был настолько хорош, что даже император иногда посещал его. Но он не хотел быть замеченным и тогда он мог инкогнито попасть во дворец и смотреть спектакль из небольшой ложи слева от сцены. Эта ложа так и называется – ложа инкогнито.

Дубовая Столовая название получила по преобладанию в ее отделке массива дуба - дубовые потолок, пол, люстра и пилястры. В декоративной отделке использованы геральдические мотивы. Привезенный из Венеции специально для этой столовой обеденный стол, тоже изготовлен из дуба.

Дубовая столовая. Фото автора.
Дубовая столовая. Фото автора.

В первом этаже внимание привлекает, конечно, Мавританская гостиная. Она как утонченная восточная красавица поражает своей изысканностью и красотой. При Юсуповых здесь все дышало восточной негой. Посредине гостиной бил фонтан, вокруг которого стояли растения. Вдоль стен располагались диваны, обтянутые персидским штофом. В небольших фигурных нишах располагались сосуды для благовоний. Строки из Корана, золотом выведенные на стенах, и мраморные скульптуры создавали в гостиной мавританский колорит, напоминающий о знаменитом дворце Альгамбра в Испании.

Интересно, что Буфетная, где сейчас располагается выставочный зал сувенирного магазина Юсуповского дворца, имеет необычную особенность. Дело в том, что стены ее обиты тисненной кожей.

В 1919 году в Юсуповском дворце была открыта художественная выставка, затем музей дворянского быта, который закрылся уже в 1925 году. Коллекция была разрозненна. А в июле 1925 года особняк Юсуповых был передан Ленинградскому губернскому отделу Всесоюзного профсоюза работников просвещения для организации центра «культурной и общественно-политической, педагогической и профессиональной жизни учителей» - Центрального дома работников просвещения. И уже в 1935 году дворец был взят под охрану государства как историко-художественный памятник союзного назначения.

Вот, почему Юсуповский дворец так великолепно смог сохранить исторические интерьеры. И за это мы очень благодарны работникам просвещения!

Музейный коридор Юсуповского дворца. Фото автора.
Музейный коридор Юсуповского дворца. Фото автора.

В "юсуповских чертогах" царит атмосфера таинственного мира его сиятельных владельцев, ведущих родословную от князей Ногайской орды, все напоминает об их несметных богатствах, блистательных балах и приемах, о последних часах жизни царского фаворита Григория Распутина, с именем которого связано немало легенд Юсуповского дворца. Но о них я расскажу чуть позже.

В XIX – начале XX века, наверное каждый петербуржец мечтал быть приглашенным в этот великолепный дворец богатейшей семьи Российской Империи. А вы хотели бы оказаться на пышных балах Юсуповского дворца?