Алмаз в переводе с древнегреческого – несокрушимый, с персидского – твердейший. После огранки он становится бриллиантом. По-французски звучит как сверкающий, сияющий. Сложно огранить прочный камень. Это искусство требует опыта, знаний, времени.
Так и ювелирные украшения. Их путь к сверкающим витринам долгий. Пройдя через множество специалистов и этапов, идея превращается в чудесное кольцо, элегантный браслет, очаровательные серьги, изящную подвеску. Если интересно оценить сложность ювелирного мастерства – приглашаем в небольшой экскурс.
Мудборд и эскиз
Вначале находится источник вдохновения. Из него возникает тема. Дизайнер создает мудборд. Это настроение, характер, тематика будущей ювелирной коллекции.
Идея обретает форму, художник рисует эскиз. Как правило, несколько с небольшими вариациями. Отбирают лучший по эстетике и функциональности, отдают в руки -3D модельера.
Мастер-модель
Специалист на этом этапе обладает компетенциями дизайнера, проектировщика, технолога. По эскизу он строит трехмерную модель, удобную для дальнейшей работы, не вызывающую сложностей и чрезмерного удорожания.
Заготовку печатают из воска на 3D-принтере, заливают гипсом, помещают в печь. Образуется полая форма, ее заполняют латунью и остужают. Проводят ручную доработку и получают мастер-модель – эталон будущего украшения.
Пресс-форма
Этап важен для серийного производства. Пресс-формы (резинки) делают из каучуковых смесей путем закладывания мастер-модели в пластичную массу, нагревания до высоких температур, вулканизации, разрезания специальным инструментом и извлечения. Для простых украшений нужна одна пресс-форма, для сложно-составных – несколько.
Восковка, ёлка, литейная форма
Изделие отливается из воска. Это прототип, восковка. По сути – трафарет для литья из драгоценного металла. Готовые восковки отправляют на экспертизу. Прошедшие отбор группируются на стержне в форме ёлки.
Восковое дерево снова заливают гипсом, помещают в печь и получают полую форму для отливки золотых и серебряных украшений.
Литье
Готовят сплав, заливают в гипсовую форму, остужают, раскалывают внешнюю оболочку, промывают водой. Получается ёлка из драгоценного металла, которую разбирают на отдельные элементы, ствол отправляют на переплавку.
Галтовка и подгонка
Полировка в специальном барабане с мелкими шариками придает поверхности украшения гладкость и лоск. Это и есть галтовка. Подгонка делается вручную. Заключается в монтировке отдельных деталей, доработке до идеального состояния. В финале – ручная полировка.
После проверки на соответствие ГОСТ выполняют пробирование. На каждое украшение ставят клеймо. Занимается этим уполномоченный орган – пробирная инспекция. Серебряные украшения подвергаются позолоте или гальваническому родированию. Закрепка камней, если предусмотрено дизайном, выполняется клеем или самим металлом.
Так делают монолитные ювелирные украшения – кольца, серьги, браслеты, подвески. Цепи – совсем другая история. Да и эта методика далеко не единственная.
Оставайтесь с нами, и вы узнаете много интересного о стильных и старинных украшениях, драгоценных камнях, металлах, модных ювелирных трендах и тенденциях.