Здравствуйте, уважаемые гости! «Посадил дед репку…» – это как волшебные слова, накрепко заученные каждым из нас в раннем детстве. Чего только с этой коротенькой сказкой не делали! И читали ее тысячу раз в детском саду и школе. И лепили, и рисовали, и инсценировали. Каждому было известно, как выглядит дед, как он одет И про бабку все знали, и про внучку с Жучкой, и про остальных. Эта репка «вросла» в нашу память, в сознание и подсознание своими образами и интонациями.
Посадил дед репку и говорит:
– Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.
Пошёл дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку…
«Репка» – русская народная сказка, опубликованная в 1863 году исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым в его сборнике «Народные русские сказки», записана она была в Архангельской губернии.
В сказке есть ряд символов:
- репка — корни рода;
- дед — предок, самый древний и мудрый, он посадил репку, символизирует древнюю мудрость;
- бабка — символ традиций рода;
- отец — защита и опора семьи;
- мать — любовь и забота;
- внучка — потомство, продолжение рода;
- Жучка — охрана достатка в роду;
- кошка — благоприятная обстановка в роду, так как является олицетворением лада и покоя в доме;
- мышка — благосостояние дома, материальная база.
Сказка «Репка» показывает, что любую проблему легче решить сообща, чем в одиночку, и даже вклад самых маленьких в общее дело приносит пользу.
На первый взгляд, простая поучительная история о том, что любое дело нужно делать сообща. Вот только есть в этой истории небольшая странность: в ней, помимо животных-помощников, фигурируют Дед, Бабка и Внучка, и ничего не говорится об Отце и Матери — ключевых образах славянской традиции. Отец и Мать - важнейшие члены Рода. Без них невозможно его продолжение, но именно они почему-то оказываются за рамками сказочного сюжета.
Что такое Репка на образном плане? Это сокровенная мудрость Рода, достояние Рода. Репка в земле — намек на связь с предками. Репка как бы объединяет земное, наземное и подземное — три формы жизни, три структуры - правь, навь, славь.
Земля дала ей свою силу, а через вершки Репка получает солнечную энергию. И, когда она вырастает, приходит Дед и начинает тянуть Репку — мудрость и достояние Рода. Он олицетворяет мудрость Рода, но он ведь не для себя посадил Репку, а для своего Рода. Поэтому зовет сначала Бабку - воплощение традиции, хозяйственности. В древнем варианте сказки вслед за Бабкой зовут Отца - защита и Мать - забота и любовь Рода.
В дошедшем до нас варианте сказки остались за её рамками такие понятия как защита, опора, забота и любовь. Это и есть переписывание смыслов, ведь отсутствие таких важных персонажей, как Отец и Мать - это не случайность.
Главным образом, это следствие того, что с приходом христианства на Русь необходимо было изменить числовую символику сказки: изначально персонажей было 9, сократили до 7 - это сакральное число уже христианское.
Славянская неделя была 9-дневной, но была сокращена до 7 дней
Афанасьев записал сказки их в исконном, первозданном виде, и во многом эти сказки отличаются от тех, к которых мы знаем, в том числе и "Репка".
Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Созвал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла нога (?). Нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой ноги). Пришла пята нога. Пять ног за четыре, четыре ноги за три, три ноги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!
(Репка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 1. — 1984. — С. 107—108.)
Незаслуженно забытая, на века запечатлённая в русских сказках, репа является самым русским овощем! Репа (Brassica rapa), двухлетнее овощное растение рода капуста семейства крестоцветных. Родина репы-Средиземноморье, Южная и Восточная Азия (в частности, Сибирь). Репу по праву можно назвать прародительницей овощных культур, возделываемых на Руси.
Репа была одним из первых овощей, которые удостоились пристального внимания человечества.Человек научился культивировать репу около 4000 лет назад. Греки, египтяне и персы кормили репой рабов, считая этот овощ грубой, но сытной пищей, римляне считали репу едой простолюдинов, но с началом нашей эры овощ вышел из разряда «рабских»-в раннее средневековье запечённую в углях репу считали деликатесом и часто подавали к мясу в качестве гарнира.
В России репа заслужила любовь и уважение ещё в далёкие дохристианские времена. Репа была самым доступным и распространённым продуктом. Дело в том, что в сложном российском климате многие овощи «не доживали» до весны. И только репа стойко переносила самые жёсткие погодные условия, не гнила, сохраняла вкус и витамины. Обладала завидной урожайностью и неприхотливостью. Сеяли репу повсеместно, даже на Валааме и Соловецких островах. Участки, на которых производились посевы, называли репищами. О них часто упоминается в исторических хрониках и летописях, купчих грамотах. О неурожаях репы в XI-XIII веках в летописях писалось, как о несчастье вселенского масштаба, наряду со стихийными бедствиями и войнами.
Кроме питательных свойств, удобства хранения и простоты выращивания у репы было и ещё одно очень важное достоинство-собрание лечебных свойств. Букет полезных качеств репы применялся не только в кулинарии, но и в народной медицине. Репой не только кормились, но и лечились. Правильно приготовленная репа очень вкусная, она ещё и невероятно полезна. Сок репы пьют при кашле, болях в горле (от простой простуды до восстановления полностью «севшего» голоса). Он облегчает симптомы астмы, улучшает сон и успокаивает сердцебиение. Варёную репу перетирают в кашицу и прикладывают к больным местам при подагре. И даже зубную боль снимали отваром репы.
Кулинарные свойства репы заметно выигрышнее того же картофеля. Появление которого в России связывают с именем Петра I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии якобы для рассылки по губерниям для выращивания. Но картофель не получил распространения в России во времена Петра I. Начало широкого распространения картофеля положил указ Сената 1765 года, в период правления Екатерины II. Из-за границы завезли партию семенного картофеля, который был разослан по всей стране. Однако исполнение указа шло не гладко. Крестьяне называли картофель «чёртовым яблоком» и считали большим грехом употребление его в пищу. В середине XIX века по России прокатилась волна «картофельных бунтов». И только в XIX–XX веках картофель стал считаться в России «вторым хлебом», то есть одним из основных продуктов питания и практически полностью вытеснил с полей репу.
Репу можно жарить, парить, варить, тушить, печь, есть сырой, смешивать с другими блюдами, добавлять в салаты и начинять пироги. Выражение «проще пареной репы» знакомо, пожалуй каждому. Но далеко не каждый сможет сейчас так запросто приготовить пареную репу. А ведь всего два столетия назад это было наиобычнейшим блюдом, что-то вроде варёной картошки. А что же означает фразеологизм «проще пареной репы»? Это производная от распространённого до начала XX века выражения «дешевле пареной репы», которое возникло на основе привычных бытовых представлений о репе, как продукте дешёвом и доступном.
Сказка издавалась множество раз, рисунки и иллюстрации рисовали многие известные художники и иллюстраторы.
Кузнецов Иван Александрович (23.05.1908–01.05.1987) – русский художник-иллюстратор. Художественный редактор советского детского журнала «Сверчок». Член Союза художников СССР. Самой большой любовью художника Ивана Кузнецова, можно сказать, его судьбой, стал удивительный мир сказки. Готовясь к работе, он собирает огромный этнографический материал, тщательно изучает природу, быт, национальные особенности героев сказки. И, конечно, особенно близка была ему русская сказка. Здесь оживали образы природы и приметы быта, хорошо знакомые ему с малых лет. Тоненькие книжечки с его рисунками, такие, как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Козел-стеклянные глаза, золотые рога», и конечно же "Репка", многие люди старшего поколения помнят с детства.
Ю́рий Алексе́евич Васнецо́в (1900—1973)- русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Лауреат Государственной премии СССР (1971).
Юрий Алексеевич Васнецов - художник, уже при жизни признанный классиком в области детской книги. На книгах с его иллюстрациями выросло не одно поколение юных читателей. Созданные им образы мгновенно узнаются и принимаются как родные и детьми, и взрослыми, а яркие, красочные, многоцветные, по-настоящему сказочные иллюстрации создают ощущение праздника(«Репка», 1936).
Эрик Булатов и Олег Васильев – одни из крупнейших художников современности, классики концептуализма. Их работы включены в собрания крупнейших музеев мира, таких как Центр современного искусства им. Жоржа Помпиду в Париже, Музей Людвига в Кельне, Музе искусства в Базеле, Музей Зиммерли в Нью-Йорке.
На иллюстрированных ими сказках выросло не одно поколение, с 1959 года они иллюстрировали детские книги для издательств «Детгиз» и «Малыш», их творческий тандем успешно существовал на протяжении тридцати трёх лет.
Елизавета Меркурьевна Бём(в девичестве Эндаурова, 1843-1914)-художница, рисовальщица, силуэтист. Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» (1882—1886) и «Малютка» (1886—1887), иллюстрировала русскую народную сказку «Репка» (1882). Создала детские альбомы «Пословицы в силуэтах» (1884), «Поговорки и присказки в силуэтах» (1885), «Азбука». Иллюстрировала басни И. А. Крылова и «Записки охотника» И. С. Тургенева.
Наши современники видят "Репку" немного иначе. Перед вами сказочная история про дедку, который вырастил самую упрямую репку. И только собравшись вместе, дружная семейка смогла справиться с непослушной репкой.Весёлый переполох на грядке талантливо изобразил известный художник Евгений Антоненков. Евгений Антоненков – известный иллюстратор детских книг. Художник сотрудничает со многими издательствами как в России, так и за рубежом. Евгений Антоненков был номинирован на международную премию Астрид Линдгрен.
И напоследок ещё одна «сказка про репку», пронизанная очень горькой сатирой, опубликованная в юмористическом журнале «Осколки», в 1883 году. Написал,а вернее перевёл с детского языка, Антон Павлович Чехов (29.01.1860–15.07.1904)-русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы, один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков.
Жили-были себе дед да баба. Жили-были и породили Сержа. У Сержа уши длинные и вместо головы репка. Вырос Серж большой-пребольшой… Потянул дед за уши; тянет-потянет, вытянуть в люди не может. Кликнул дед бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут и вытянуть не могут. Кликнула бабка тётку-княгиню.
Тётка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть в люди не могут. Кликнула княгиня кума-генерала.
Кум за тётку, тётка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Не вытерпел дед. Выдал он дочку за богатого купца. Кликнул он купца со сторублёвками.
Купец за кума, кум за тётку, тётка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут и вытянули голову-репку в люди.
И Серж стал статским советником.
Сказка "Репка"-это нароная мудрость, которая срослась с русским народом, продолжая жить из поколения в поколение. Она нашла своё отражение в устном народном творчестве, литературе, мультипликации, в театрализованных постановках, в народных промыслах. Сегодня мы попробуем создать свою сказку, приглашаем в нашу творческую мастерскую.
Материалы и инструменты: бел