«Когда теперь вспоминаешь фильмы, созданные этим первым призывом «новой волны», видишь, как чрезмерны были щедрые похвалы…»
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Александра Брагинского (1920-2016), опубликованной в 1966 году:
«Когда теперь, по прошествии нескольких лет, вспоминаешь фильмы, созданные этим первым призывом «новой волны», видишь, как чрезмерны были щедрые похвалы, расточаемые в их адрес теми, кто через год-два сам сменил перо кинокритика на камеру.
Эдуар Молинаро, например, после неплохо сделанного детектива «Спиной к стене» (1957) быстро оказался поглощенным коммерческим кинематографом, о чем наглядно свидетельствуют такие его фильмы, как «Женщины исчезают». «Девушка на лето» (1960), «Смерть Беллы» (1961), «Арсен Люпен против Арсена Люпена» (1962), «Очаровательная дурочка» (1964).
Несколько более интересна судьба Роже Вадима и Луи Малля.
Вадим дебютировал картиной «И бог создал женщину» с участием Брижитт Бардо.
Героиня фильма Жюльетта — сирота, которую воспитывают бездетные супруги. Она выходит замуж за юношу, живущего по соседству,— робкого и любящего ее Мишеля. Однако Жюльетту влечет к его старшему брату Антуану. Узнав о неверности жены, Мишель в ярости бросается на брата... Фильм заканчивается многоточием.
Банальность и традиционность этого сюжета намеренные. Фабула служит для режиссера лишь средством в его стремлении эпатировать зрителя «смелыми» ракурсами и «пикантными» подробностями.
«Безнравственность» здесь, — писала покойная Симона Дюбрей в «Либерасьон», — использована для показа зрителю ограниченной нравственности».
А писатель Жерар Долмен устами персонажа своего романа «Успех» заявляет, что Вадим в этом фильме рисует сатирический портрет старшего поколения и, показывая отход молодежи от традиционных приличий, «дает тем самым оплеуху тем, кто действует на экране, — гостям на свадьбе и родителям». Автор романа замечает: «Надо быть смелым, если хочешь, чтобы мир принадлежал тебе».
Именно с этой расчетливой «смелости» и началась история «новой волны».
Ее было несколько меньше, чем у Вадима, в первом фильме Луи Малля «Лифт на эшафот», получившем премию Деллюка 1957 года, но зато предостаточно в его же следующей картине «Любовники» с ее «бескомпромиссностью» в показе любовных отношений пресыщенной дамы из «хорошего общества» и юноши из иной среды.
Следующие картины Луи Малля: «Зази в метро» и в особенности «Честная жизнь» — о личной жизни кинозвезды — и последняя картина «Затухающий огонь» — подробный кинорассказ о неудачнике — были поворотом к решению более интересных и значительных проблем.
Что же касается Роже Вадима, то и «Уздечка на шее», и «Отдых воина», и «Опасные связи», и «Порок и добродетель» проникнуты духом коммерческого кино и откровенного ремесленничества.
Вадим уже давно «деклассифицирован» своими же французскими коллегами. От него не ждут никаких неожиданностей, отлично зная, что основной «приманкой» каждого его фильма является обильная доза эро*ики.
И еще одного ловкого мастерового дал этот период французскому кино — Мишеля Буарона.
Он был ассистентом Рене Клера в «Больших маневрах», после чего создал довольно интересную комедию (по сценарию Роже Вадима и с участием Брижитт Бардо) «Эта проклятая девчонка» — единственный его фильм, в котором проявились хороший вкус, изящество и выдумка, воспринятые Буароном у своего учителя.
Этих качеств уже несравнимо меньше в «Парижанке» с той же Брижитт Бардо в главной роли. Дальнейшие работы Буарона — «Когда появился ребенок», «Не хотите ли со мной танцевать?», «Слабые женщины», вплоть до последней его картины «Как преуспеть в любви» — свидетельствуют о постепенном снижении мастерства и растущем пристрастии режиссера к штампам, что позволяет ему испекать подчас по две картины в год.
Фильмы Вадима, Молинаро, Буарона (и даже более тонкого Жоффе, который, оставаясь в целом на позициях коммерческого кино, умеет насыщать лучшие свои работы элементами социальной мелодрамы), так же как и картины десятка других мастеров, ничем не тревожили тихую, заводь французского кинематографа.
Только в самом конце 50-х годов это спокойствие было все же нарушено.
Первым, кто сумел это сделать, был критик и журналист Клод Шаброль.
Именно его первая картина — «Красавчик Серж» — принесла тот «образцовый успех», который заставил продюсеров и прокатчиков пересмотреть отношение к «зеленой» молодежи и сделать на нее ставку.
Для постановки своего первого фильма Клод Шаброль использовал личные средства — наследство жены. Денег было немного. О том, чтобы пригласить крупного оператора или известных актеров, не могло быть и речи.
Шаброль привлек совсем тогда неизвестного оператора Анри Декэ и знакомых ему молодых актеров — Жан-Клода Бриали, Жерара Блэна и Бернадетту Лафон.
Съемки проводились в небольшой деревушке, причем местные жители участвовали в съемках почти безвозмездно.
Сегодня, кокетничая, Шаброль говорит, что мечтал сделать «фильм о снеге» и делал разные уступки «ради получения премии за качество».
Нам же представляется, что этот самый искренний из всех своих фильмов Шаброль снимал с тем же порывом, с каким писатель пишет свой первый роман: без оглядок и вкладывая в него много личного.
Шаброля меньше всего интересовали здесь трюки и «смелость». И если Декэ снимал с руки, то главным образом потому, что не было рельсов и тележки.
Картина рассказывает о чистых человеческих чувствах, о дружбе. Шаброль показал жизнь заброшенной в горах деревеньки, рассказал о дружбе двух молодых людей — Франсуа и Сержа. Франсуа помогает Сержу обрести веру в жизнь.
Несмотря на то, что жизнь деревушки показана довольно мрачными красками, фильм не производил того тягостного, пессимистического впечатления, которое вызывают последующие работы Шаброля.
Резко выделяясь на фоне продукции 1958 года, «Красавчик Серж» привлек к себе внимание зрителей и новизной тематики и интересным, новаторским решением.
Ободренный этим успехом и разбогатевший благодаря ему, Шаброль сделал свой следующий фильм «Кузены» (сценарий которого, однако, был им написан до «Красавчика Сержа») с большим постановочным размахом, но с теми же актерами и оператором.
Провинциал Жорж приезжает в Париж на учебу и поселяется у своего кузена Клода. Жорж никак не может привыкнуть к атмосфере богемы, в которой живет его столичный кузен. Неудачная любовь Жоржа еще более осложняет его жизнь.
Герои Шаброля обманывают и самих себя и своих друзей, скрывая истинные чувства, стараясь казаться хуже, чем есть. Клод видит, как глубоко любит Жорж девушку, но понимает также, что она недостойна его. Заботясь о брате, он убеждает девушку, что она не будет счастлива с Жоржем, и поселяет ее у себя. Муки, которым Клод и его подруга подвергают Жоржа, оказывается, имеют свою логику: Жорж должен разочароваться в девушке. Но юный провинциал страдает, учеба не идет ему на ум, он с треском проваливается на экзаменах, тогда как порхающий но жизни, вполне современный Клод сдает их блестяще, хотя пальцем о палец не ударил для этого.
И когда в финале случайно спущенный ружейный курок обрывает жизнь Жоржа, это воспринимается как некое закономерное подведение итогов, вытекающее из сомнительной истины, которой придерживается автор фильма: в жизни имеют право на существование только сильные, а слабые должны погибнуть.
Реакционность такой позиции несомненна, хотя ряд других акцентов в картине призван подчеркнуть антифашистские устремления Шаброля.
Ныне режиссер заверяет, что он делал фильм о тех, кто позднее взял в руки пластиковые бомбы.
И все же, когда смотришь картину, трудно отрешиться от ощущения, что автор ее восхищается сильным характером своего героя.
Двусмысленность, неточность авторской позиции, проявившиеся в этом фильме Шаброля, вообще характерны для режиссеров «новой волны».
Вслед за «Кузенами» Шаброль поставил чисто коммерческую картину «На двойной поворот ключа». Пропустив ее, обратимся к четвертой картине Шаброля — «Милые женщины», составляющей вместе с «Красавчиком Сержем» и «Кузенами» своеобразную трилогию, претендующую на показ жизни французской молодежи конца 50-х годов.
Фильм «Милые женщины» посвящен девушкам — продавщицам магазина электропринадлежностей.
Ничего светлого не нашел Шаброль в судьбе своих героинь. Каждая из них стремится найти свое счастье в жизни. Но всех их ожидает разочарование, а одну — Жаклин — смерть. Она влюбляется в преследующего ее повсюду мотоциклиста и становится жертвой этого убийцы-маньяка.
Шаброль значительно усугубил эту патологическую линию поверхностным натурализмом деталей и плохим вкусом.
Все девушки могут в любую минуту оказаться в положении Жаклин, утверждает Шаброль.
Не об этом ли говорит финальная сцена в кабаре, где неизвестная нам «милашка» с восторгом привечает первого встречного?
Шаброль признавался, что поначалу его сценарист Жегоф хотел сделать фильм о д*раках, но в дальнейшем они решили отказаться от этой мысли.
Однако первоначальный план оказался, по-видимому, сильнее последующих.
Шаброль и Жегоф явно захвачены показом человеческого убожества. Они не видят в жизни ничего светлого, никаких идеалов, ради которых стоило бы жить.
Садизм и жестокость, которые Шаброль якобы хочет осудить, правда жизни, которую он якобы ищет через сюжеты своих картин, оборачиваются против Шаброля.
Ни «Шалопаи» (о бездельниках, промышляющих любовью), ни «Око лукавого» (рассказ о человеке, которого зависть приводит к преступлению), ни «Ландрю» (история убийцы женщин — сюжет, использованный Чаплином в «Мсье Верду») не блещут глубиной мысли.
Шабролевская «правда» частных наблюдений становится ложью из-за отсутствия четкого отношения к жизни. Правдоподобие отдельных деталей и начальная разоблачительная позиция оказываются подмятыми псевдофилософией и анархическим отношением к действительности.
Если проследить судьбу его коллег Франсуа Трюффо и Жан- Люка Годара, мы увидим, что Шаброль не одинок.
Трюффо начал с фильма «400 ударов», который имел большой успех во Франции и за ее рубежами.
Как и Шаброль, он вложил в этот первый фильм много личного и сделал лучшую свою картину.
Картина «400 ударов» — история маленького Антуана — несла в себе решительный протест против системы школьного и домашнего воспитания во Франции.
Сегодня Трюффо говорит, что это «хитрый фильм», ибо его успех был завоеван заранее, поскольку зритель всегда симпатизирует детям. Так или иначе, но во французском кино уже давно не было такой честной картины о воспитании детей.
Поклонники таланта Трюффо были разочарованы следующими его работами — фильмами «Стреляйте в пианиста» и «Жюль и Джим».
«Жюль и Джим» — это экранизация романа Пьера Роше. История двух друзей — немца и француза, из которых один предлагает своему другу в любовницы жену, лишь бы она осталась «при доме», — отличалась удивительной двусмысленностью.
На основе романа Трюффо мог сделать пародию на модные в кино любовные «треугольники». Трюффо же принял все всерьез. Вряд ли премия «за оригинальный показ любовного треугольника», присужденная фильму на фестивале в Мар-дель-Плата, может польстить Трюффо как художнику.
В небольшой новелле из фильма «Любовь в двадцать лет» Трюффо вернулся к своей «первой любви»: он рассказал о героях «400 ударов», повзрослевших на несколько лет.
Антуан работает теперь в магазине грампластинок. Он любит музыку и часто посещает концертные залы. На одном концерте он знакомится с девушкой. Его робкое ухаживание не встречает у нее ответа — она предпочитает ему другого...
Сделанный без всяких претензий, но зато с большим вниманием к духовному миру юноши, этот фильм проникнут добрыми и чистыми человеческими чувствами.
Самой, пожалуй, модной фигурой среди молодого поколения киноработников Франции является Жан-Люк Годар.
Швейцарский журналист Бернар в одной из своих статей нарисовал довольно злой портрет Годара, где подчеркнуты две характерные особенности личности режиссера — авантюризм и анархизм, которые находят прямое отражение и в его творчестве.
В одном из своих, как обычно путаных, интервью Годар признался, что быть честным для него — значит изменять друзьям, представляться им в самом неприглядном виде. При всем этом он считает себя левым, ибо художник, мол, всегда слева — кем бы он ни был.
Своеобразная форма, в которую облек свой первый фильм Годар, настолько ослепила некоторых критиков, что они провозгласили «язык» этого фильма «языком будущего».
И по сей день именно особенности формы привлекают критиков в работах Годара. Ведь рассказ о жулике и убийце («На последнем дыхании»), или о женщине, которая хочет ребенка вопреки желаниям любовника («Женщина есть женщина»), или о прости*утке, которая становится игрушкой в руках сутенеров («Жить своей жизнью»), не столь уж оригинальны по тематике, чтобы привлечь особое внимание.
Герои Годара — лишь послушные марионетки в руках своего создателя. Они заражены тем же нигилизмом и анархизмом, что и их творец.
Это особенно проявилось в «Маленьком солдате» и «Карабинерах». «Левый» художник Годар и не думает о том, чтобы высказать, скажем, свой протест против такой язвы капиталистического общества, как негласная прости**ция.
Только рикошетом, только косвенно атакует он этот «промысел» в фильме «Жить своей жизнью», интересуясь главным образом «документальной» стороной дела, сбиваясь на некое любование «пикантностью» ситуации. Трагедия женщины в «Жить своей жизнью» заслонена экзотикой «дна».
Однако по своей форме картины Годара действительно резко отличаются от фильмов его коллег по профессии. В наличии собственного почерка Годару отказать нельзя.
Он стремится приблизить объектив камеры к глазам персонажа. Большинство планов снимается с движения ручной камерой. Налицо как будто максимальное приближение к жизни, но только внешне. Годар и не пытается отразить и осмыслить жизнь во всей ее сложности. Упрощенность — вот к чему, по существу, приходит Годар со всем его фрондерством и формалистическими новациями. …
После довольно сумбурных, полных анархических выпадов и против правых и против левых (во имя своего мнимого центризма) в таких картинах, как «Маленький солдат», «Карабинеры» и частично «Отдельно от банды», Годар экранизировал роман Моравиа «Презрение» в традициях «классического» коммерческого кинематографа, а вслед за тем сделал также мнимозначительный, а по существу банальный фильм «Замужняя женщина», где любовный треугольник призван был, по мысли автора-режиссера, сделать «рентгеновский снимок», показав (с точки зрения женщины) обстоятельства, вынуждающие ее вести двойную жизнь, изменять мужу, быть плохой матерью. …
Решили одновременно обратиться к фантастике и Трюффо (экранизация «451° но Фаренгейту» Бредбери) и Годар, поставивший «Альфавиль»…
«Альфавиль» представляет существенный шаг вперед по сравнению с прежними работами режиссера. Рассказывая в нем о жизни «общества будущего», Годар с тревогой и отчаянием восклицает, что оно не может, не должно управляться машинами, этой худшей разновидностью диктатуры. По своему характеру это первый публицистический фильм режиссера, сделанный с подлинно гражданских позиций.
Но Годар и Трюффо вряд ли облегчают своим примером творчество других молодых режиссеров, справедливо оглядывающихся на них, прислушивающихся к ним.
Их выступления в печати также не столько мобилизуют, сколько расхолаживают тех молодых кинематографистов, которые испытывают склонность разрабатывать социальную проблематику в кино.
Так, тот же Трюффо доказывает, что эпопеи, героизм — темы голливудские, а удел французского кино — полемика и критика общества.
Эта точка зрения, видимо, служит объяснением тому, что, в отличие от кинематографий многих стран мира, французская весьма редко обращается к истории, войне, оккупации, к тому, что Анри-Жорж Клузо назвал «политическим кинематографом» (и что даже ему, прославленному режиссеру, тоже не дают делать).
Трюффо, Шаброль, Годар — наиболее заметные режиссеры «новой волны». Но, конечно, этими тремя именами картина не исчерпывается.
Можно привести еще десятка три имен молодых режиссеров, в картинах которых нет даже частных достоинств, свойственных работам трех названных выше мастеров, но зато недостатки получают гипертрофированное выражение. …
Поразительно это единообразие сюжетов у кинематографической молодежи Франции. Их фильмы представляют собой вариации на две-три главные темы.
Издеваясь над «новой» кинематографией, Франсуа Трюффо как-то писал, что «ее аксессуарами стали спортивные машины, коньяк во время свиданий, проигрыватели грампластинок и навязчивая се***альность».
К этой злой и верной характеристике следовало бы только добавить, что во всем этом потоке лишенных какой бы то ни было мысли фильмов отчетливо видно навязчивое стремление их авторов преуспеть. (Мы здесь не говорим ни о так называемом «интеллектуальном» кино с его адептами Аленом Рене и Аленом Роб-Грийе, также подчас искусственно включаемом в состав «новой волны», но на самом деле стоящем особняком, ни о фильмах молодых прогрессивных кинематографистов, таких, например, как картина режиссера коммуниста Анри Фабиани «Счастье будет завтра» или известный советским зрителям фильм Анри Кольпи «Столь долгое отсутствие»).
«Меня забавляет смешивать карты», — заявил как-то Годар. «Мне интересно противоречить самому себе», — вторит ему Франсуа Трюффо. «Человек должен голосовать, художник — нет. Он должен искать и в лагере противника что-то интересное», — глубокомысленно вещает Клод Шаброль.
Так подводится «теоретическая» платформа, оправдывающая отсутствие положительной программы в творчестве молодых кинематографистов Франции, их уход в чисто формальные изыски.
Откуда же такая бедность тематики и сюжетов, чем вызвана идейная пустота «новой волны»? …
Они намеренно суживают свой кругозор, ограничивают свои задачи развлекательством. Подлинное знание жизни заменяется у некоторых молодых знанием лишь своей среды, главным образом среды той же буржуазной молодежи.
Идейная и художественная мелкотравчатость представителей французской «новой волны» становится особенно очевидной, если сравнить их работы с фильмами молодых итальянских кинематографистов, таких, как Эрмано Ольми, Уго Грегоретти, Франческо Рози, Нанни Лой и другие, чье творчество отличается высокой гражданственностью, стремлением отразить самые жгучие проблемы современности.
Еще в 1959 году Жорж Садуль писал, что никакой «новой волны» нет, раз нет общих принципов, доктрины, школы. Об этом же говорил и Трюффо, подчеркивая, что есть лишь «фильмы с морщинами и без оных».
Актив «новой волны» действительно крайне мал. Но он есть, и отрицать его было бы неверно. На первом этапе «новая волна» разбила сложившуюся систему кинопроизводства.
Но отсутствие четкой программы, намеренное сужение тематики привело к тому, что достижения эти не были закреплены, развиты. Тем самым «новая волна» зашла в тупик, оказалась в сетях жестокого идейного кризиса.
Хочется верить, что демократические традиции французского киноискусства одержат верх и мы еще увидим фильмы, в которых молодые мастера французского кино правдиво отразят жизнь, надежды, тревоги, мечты народа Франции. …
... Молодое французское кино уходит от «вечных» и злободневных тем современности и создает превратное представление о настроениях молодежи своей страны. Оно стоит на своих классовых позициях, не дозволяя проникнуть в «седьмое искусство» ветру нового, бунтарского, активного отношения к жизни общества.
Нет, неправ Трюффо, когда говорит, что французское кино критикует общество. Оно критикует его лишь по мелочам. В главном же оно верой и правдой служит буржуазии. Благодаря компромиссу многих киноработников оно призывает к примиренчеству, классовому миру, не обостряет углы, а притупляет их.
«Новая волна» началась бунтом, а кончилась капитуляцией» (Брагинский, 1966: 125-138).
Брагинский А. Вчера и сегодня „новой волны“ // Мифы и реальность. Буржуазное кино сегодня. Вып. 1. М.: Искусство, 1966. С. 125-138.