Вовсе не Джеймс Кэмерон первым снял знаменитую сцену с героями, паря́щими над гладью моря... А на планете Пандора наши оставили «чеченский след»...
Много было в истории кино примеров, когда повторы/плагиат «прогремели», а изначальные варианты, которые они копировали, публика знала мало или не знала вовсе. Эти случаи были серьезные и курьезные, экзотичные и даже трагичные.
Рассмотрим несколько интересных случаев.
1. Так пари́ли, что слегка запа́рили
До съемок Джеймсом Кэмероном «Титаника» в 1997 г. над водой пари́ли персонажи Джека Николсона и Марии Шнайдер в фильме Микеланджело Антониони «Профессия: репортер» 1975 г.
Невозможно представить, что Кэмерон и его съемочная группа не знали о кино Антониони. Этот итальянский режиссер признан мэтром мирового уровня, и данная его картина прочно входит в первые строки любых рейтингов лучшего кино всех времен и народов, став общепризнанной классикой, по которой учатся даже в Голливуде.
Правда, в «Титанике» была показана романтичная парочка персонажей Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет, которые покоряли море вместе, а герои Николсона и Шнайдер изображали полет птиц каждый поодиночке. Но при этом рядом с героем Николсона в кабинке фуникулера сидел случайный попутчик, сам же он был рядом с героиней Шнайдер в момент ее «полета».
Более того, в «…репортере» и мужчина, и девушка показаны еще и в обратной позе – как сломленные птицы, анти-паря́щие, причем уже не в воздухе, а он – посреди пустыни, она – на лавочке. Этакие своего рода кино-аналоги «Демона поверженного» с картины Михаила Врубеля. Так было показано, что символичное упоение вольным простором оборачивается прозрением: любая свобода – это миф.
Как ни крути, у Антониони поза парения показана и раньше (на 22 года), и глубже/философичнее, и многограннее.
Впрочем, хоть «…репортер» и признан шедевром итальянского неореализма и мирового кинематографа в целом, но почему-то сцену парения над водой почти никто не помнит.
А вот когда мы видим карикатуры а-ля Борис Ельцин, поддерживающий своего последователя (вы поняли – о ком я), или дед Мазай с зайцами, распростершими лапки над гладью реки, – вот тут мы однозначно решаем, что это пародии непременно на «Титаник». О «…репортере» же забываем либо не знаем вовсе.
2. ВоЦарение, или «Здравствуйте, царь… царь, здравствуйте»
Еще один случай, когда популярным стал повтор, связан с мультфильмом студии Уолта Диснея «Король Лев» 1994 г. от режиссеров Роджера Аллерса и Роба Минкоффа.
Даже те, кто не смотрел эту сказку, о ней хотя бы слышали. Это говорит о большой популярности.
Однако мало кто в курсе, что сюжет и в целом, и в отдельных моментах сильно напоминает японский мультфильм Мачико Сатонаки «Кимба, белый лев», снятый в 1963 г.
Некоторые заимствования настолько сильны, что впору говорить не о случайных совпадениях, а о плагиате: диснеевский герой зовется Симба, а японский – Кимба; имеются похожие образы и амплуа…
Если оценивать в терминах части четвертой Гражданского кодекса РФ, это сходство до степени смешения. Кстати, термин относится к законодательству об авторских правах. А они у нас в последнее время активно защищаются во всех развитых государствах.
Об этом и заявил японский режиссер. Собрав несколько сотен подписей работников своей студии, он направил открытое письмо диснеевским коллегам. Но те ответили, что они не знают о его мультфильме.
Спор до сих пор не разрешен.
3. Как «Свободу» переТарантинели
Квентин Тарантино, в 2012 г. снявший «Джанго освобожденного», также не избежал повторов. И ему на это указали спустя 3 года после выхода его фильма на экраны.
Напомню, что там рассказывалось, как в 1858 г. заглавный герой, будучи освобожденным из оков рабства, вместе с «охотником за головами» решил вызволить и супругу Джанго. Особенно колоритно при этом выглядел собственно поработитель, в которого воплотился уже упомянутый ди Каприо.
А вот Оскар и Торрэнс Колвины подали на Тарантино в суд. Они решили доказать, что тот сплагиатил идею их собственного кино «Свобода». Цена иска по защите интеллектуальных прав составила ни много ни мало 100 млн долл.
Правда вот, суд в Вашингтоне спустя пару лет иск отклонил.
4. Уберем налет интеллектуальности японцев – получим фантастику Голливуда
Фантастическая сага, которую Джордж Лукас начал снимать с 1970-х гг., стала мега-популярна. Сегодня говорят даже о целой вселенной «Звездных войн».
А вот любители японского кино и книг уверяют, что голливудский режиссер очень много взял из фильма Акиры Куросавы «Три нeгoдяя в скрытой крепости» 1958 г.
Этот японец при жизни был признан классиком мирового кино, так что не знать о нем корифей из Штатов просто не мог.
5. «Легким движением руки» ремейк «превращается… превращается… в…» плагиат
Фильм Криса Коламбуса «Один дома» 1990 г. долгие годы становится лидером самых разных рейтингов. Исполнитель же главной роли в этой картине и ее продолжениях Маколей Калкин частенько признаётся одним из самых узнаваемых актеров, по крайней мере актеров-детей.
Однако мало кто вспомнит, что изначально сама идея была показана во французском кино «3615 код Деда Мороза». Причем эта картина вышла на экраны всего за 1 год до фильма Коламбуса.
Ее режиссер Рене Манзор заявил, что «Один дома» – фактически ремейк его фильма 1989 г., хотя нигде об этом не сказано. Он кричал, что подаст иск в суд, но, судя по всему, так и не подал.
6. «Чеченский след» на планете Пандора
«Аватар» 2009 г. от всё того же Кэмерона зрителями был принят как нечто новое. Тягаться с ним в новизне для широкой публики могла разве что «Матрица» братьев Вачовски.
Пардон для понимающих: да-да, «широкая публика» – оксюморон.
Однако со времен премьеры «Аватара» кто только ни оспаривал лавры авторства идеи.
Так, сотрудник нашего Эрмитажа доказывал, что это именно он рассмотрел концепцию, причем весьма продуманную. И его слова можно было бы счесть очередным желанием «примазаться» к чьей-то славе при невозможности доказать истину, но…
…но важно учитывать, что современный мир стал большой информационной деревней. Поэтому неудивительно, что сотрудника одного из самых знаменитых музеев мира мог услышать работник одной из наиболее звездных кинокомпаний. Услышать и рассказать своим коллегам за океаном.
Так буквально из уст в уста идея могла достичь режиссера с именем.
Впрочем, если подсчитать, сколько людей пытаются доказать плагиат их идей Кэмероном, можно смело считать «Аватар» компиляцией из чужих книг и фильмов.
Так, среди таких прото-перво-авторов был еще один россиянин – чеченский писатель Руслан Закриев, который хотел закрепить свои интеллектуальные права на идею, прописанную в его романе «Ceкpeтнoe opyжиe» и повторенную в голливудском фильме, и подал в суд на Кэмерона.
Цена иска была, скажем прямо, запредельной: 1 млрд. долл. (3-я часть полученного с показов блокбастера).
7. «Массаракш!», или «Всем выйти из сумрака!»
О книгах Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» и «Дневной дозор» и о фильмах по ним писали много. В том числе находили параллели, аллюзии, а порой заимствования из сюжетов других авторов, от Стивена Кинга до Ника Поллоты с его сюжетами о сотрудниках ФБP.
Больше всего близких моментов обнаружено с книгами братьев Стругацких. И жаль, что многое гениальное у этих авторов до сих пор известно лишь их поклонникам, а благодаря фильмам Тимура Бекмамбетова начала 2000-х гг. широкая публика помнит «фишки», приписываемые авторству Лукьяненко.
В частности, НИИЧАВО и служба Дозора описаны очень похоже. Так, оба находятся в зданиях, которые изначально были обычными советскими постройками, но преобразовались при воздействии чародеев.
Правда, у Стругацких этот институт описан светло, в духе хоть и ироничного, но энтузиазма, а вот служба Дозора (как и остальные темы Лукьяненко) полна мрачных красок.
Словно бы переводя повторы в сферу аллюзий (чтоб сочли не плагиатом, но игрой в бисер), Лукьяненко время от времени делает отсылки к героям книг Стругацких.
Однако это не отменяет результата: его повторы стали популярными, а вот их изначальные варианты – из книг братьев Стругацких – мало кто помнит…
___________
П. с. Уважаемые читатели, а какие примеры по теме этой статьи можете назвать вы?
П. п. с. Другие примеры по этой теме, причем с более детальным развенчиванием плагиаторов, ищите в моих постах:
#культура #история #кино #искусство #знаменитости #телевидение