Про картину Казимира Малевича баталии не утихают вот уже много десятков лет.
Одни доказывают, что «в истории мирового искусства нет, наверное, картины с более громкой славой». Что это подлинная веха в истории живописи XX в. Что это один из наиболее влиятельных артефактов мировой культуры по крайней мере половины века. И проч., проч., проч.
См.: Горячева Т., Карасик И. Приключения черного квадрата; Горячева Т. Почти всё о «Черном квадрате»; и др.
Другие недоумевают – отчего такая слава у картины, которую любой человек, даже ребенок, не умеющий держать кисти в руках, нарисует за несколько минут?
Да, конечно, повторить за кем-то – уже плагиат. Но можно нарисовать без повторов не квадрат, а кривую линию либо любой другой значок, да хоть смайлик, и сказать, что это символ очень многого...
Самое любопытное, что на «Черном квадрате» художник со столь говорящей фамилией не остановился. Малевич намале…рисовал еще:
1) несколько вариантов «Черного квадрата» с разными оттенками цвета, фактурой и изображением;
2) «Черный круг» и «Черный крест». Вместе с «Черным квадратом» они составили, по замыслу автора, единый супрематический цикл исследования базовых возможностей цвета и композиции;
3) «Красный квадрат» и «Белый квадрат» как еще одну художественно-философскую триаду вместе со всё тем же «Черным квадратом». Каждая из частей, по замыслу художника, символизировала что-то свое:
- черный – экономию;
- красный – революцию;
- белый – «чистое действие»;
4) многообразные вариации а-ля «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» и т. д. и т. п.
Но вот ведь, казалось бы, парадокс: каждый (!) из этих артефактов имеет глубокий смысл, несет множество посланий и т. п., но широкая публика уже давно с пеной у рта обсуждает лишь один из них, начисто забыв об остальных, а то и даже не имеет представления о существовании всех этих мальчиков-квадратов и крестиков-ноликов.
Но почему? Ведь все эти картины равнозначны:
1) по философскому содержанию. Если вдуматься, за любой из них можно увидеть:
- исчезновение старого, очищение от прежнего мира – с его привычными «верхом», «низом», «левым» и «правым;
- сведение всего к нулю;
- появление мира нового – с «универсальной мировой гармонией»;
- и еще очень многое;
2) по художественному исполнению;
3) по загадочности. Благо, чем меньше мы даем лишних подробностей, тем больше оставляем поля для самостоятельного додумывания публики;
В народе это называют более просто: «Молчи – за умного сойдешь».
4) по исканию новых возможностей кубизма, супрематизма, футуризма и даже так называемого заумного реализма.
И еще много, очень много можно увидеть в каждой из этих картин, если дать волю своему воображению…
Посмотрите на это фото из галереи. Не смейтесь, но красные квадратики между картинами тоже несут глубокий смысл! Хотя на них все лишь написаны названия картин…
Так что это за дискриминация? Почему:
- висящие в рамках черные квадрат, крест и круг – это глубоко философски и высоко художественно,
а
- прилепленные рядом красные квадратики – это низко бытийно и пpимитивно?
Может, в том и дело, что «Черный квадрат», как говорят сейчас деятели PR, появился вовремя (публика как раз ждала чего-то «этакого»), попал в струю, выcтpeлил, поймал xaйп, раскрутился.
Будучи быстро распиаренным во всем мире, он и в дальнейшие десятилетия продолжал оставаться популярным артефактом.
А остальные разноцветные квадраты и черные круги и кресты уже в эту волну не попали.
И это лишний раз подталкивает нас понимать важную вещь: «Черный квадрат» – явление культуры, но не искусства, не живописи, явление кроссвордного мышления.
О кроссвордном мышлении XX в. предупреждал Герман Гессе, анализируя массовую культуру. И художник с неоднозначной фамилией показал миру отличный пример того, о чем предупреждал Гессе.
«Черный квадрат» – это кроссворд. Ты можешь разгадывать там смыслы, которые:
- заложил автор;
- видят в нем другие художники;
- видит в нем публика, считающая себя интеллектуальной и художественной элитой;
- можешь увидеть только ты.
Точно так же, как в абсолютно любой картине и просто значке можно найти множество глубоких пластов и под-пластов – было бы желание...
П с. Продолжение читайте в следующем моем посте.
А о еще одном примере хайпа в эпоху, когда еще такого слова-то не знали, смотрите статью «Гермес Трисмегист был 1-м масоном?». О других любопытных артефактах искусства читайте посты в моей Дзен-подборке «Скульптуры, архитектура с любопытных ракурсов».
#философия #искусство #культура #россия #общество #интересные факты