Найти в Дзене

"Клеопатра", или Балет о Древнем Риме, но не "Спартак"

Мы привыкли к тому, что о событиях из истории Древнего Рима рассказывает балет "Спартак". Он прекрасен, никто не спорит. Но недавно состоялась премьера спектакля "Клеопатра", сюжет которого также базируется на этом периоде истории. В некотором роде даже "Клеопатра" является продолжением "Спартака", ибо встреча Цезаря и Клеопатры произошла через четверть века после восстания под руководством фракийца.

Я ходила несколько раз на спектакли Кремлевского балета, но я не ожидала такого размаха. Прекрасно всё. Музыка Качесова мелодичная и темы египтян и римлян сразу можно отличить. Либретто понятно даже без программки. Кстати, программка тоже шикарная. Режиссура А. Петрова выше всех похвал, для тех, кто любит не совсем классический балет с одинаковыми танцовщицами в белых пачках, - это просто подарок. Миманс очень хорош, тут не только характеры героев показали, но и разницу между народами, даже движения римлян и египтян отличаются.

-2

Персонажи яркие, что солидный чуть чопорный Цезарь (М. Афанасьев), что порывистый Марк Антоний (Д. Росланов), что Клеопатра, властная и обольстительная (О. Росланова), что Октавия, нежная и хрупкая (А. Липчук).

Марк Антоний.
Марк Антоний.

Хорош кордебалет. Между нами говоря, во многих театрах, где солисты вполне на уровне, кордебалет хромает в прямом и переносном смыслах. Тут с этим все в порядке. Вы представляете, как сложно собрать 20 человек танцоров в одном балете? Это не балерины, которых много, мужчины в балете - товар штучный. А тут собрали, и каких!

Убийство Цезаря в сенате.
Убийство Цезаря в сенате.

Декорации есть, это и двойной трон Птолемеев, и курульное кресло, и горящие светильники и пр. Но в целом их немного. В основном роль декораций исполняют кулисы, на которых изображены то портик римского храма, то египетские иероглифы. На заднике время от времени транслируют пейзажи, в частности, показывают морской бой. К сожалению, при всей красоте, тут есть проколы: статуя Марка Аврелия создана гораздо позже того времени, когда происходят события в балете.

-5

Костюмы - это еще ода завлекалочка. Да, они не аутентичны. Но о какой аутентичности может идти речь, если среднестатистический Вася Пупкин после фильма с Элизабет Тейлор убежден, что Клеопатра - египтянка? Я уже язык сломала, говоря, что она македонянка и весь этот египетский антураж - мимо.

Октавия.
Октавия.

Но художника по костюмам О. Полянскую понять можно. Сделать одежду Клеопатры в духе эллинизм можно. Но она мало чем будет отличаться от туники Октавии. А героев старались показать максимально непохоже, чтоб зритель не запутался. В конце концов, это балет, а не историческое исследование. Ну и с тогами проблемы. В них не то, что танцевать, ходить сложно. В общем, костюмы яркие, богатые, характер персонажей и их положение показывают. И даже местами на историчность намекают, красная обувь сенаторов тому свидетель.

-7

Резюме: балет - чудо, идите, не пожалеете.

Марк Антоний и Клеопатра
Марк Антоний и Клеопатра

Музыка Владимира Качесова
Либретто Андрея Петрова
Хореограф-постановщик – народный артист Российской Федерации Андрей Петров
Художник-сценограф – заслуженный деятель искусств Российской Федерации Григорий Белов
Художник по костюмам – Ольга Полянская
Музыкальный руководитель и дирижёр – заслуженный артист Российской Федерации Сергей Кондрашев
Ассистенты хореографа-постановщика:
заслуженная артистка Российской Федерации Жанна Богородицкая;
заслуженный артист Российской Федерации Валерий Рыжов;
заслуженная артистка Российской Федерации Александра Тимофеева.

-9

Картинки с сайтов https://vestimos.ru/, https://worldpodium.ru/, https://kremlinpalace.org/ и из ВК Кремлёвский балет.

#клеопатра #кремлёвскийбалет #кремлёвскийдворец