На этот вопрос сложно ответить однозначно. Хотя ислам налагает строгий запрет на употребление спиртных напитков, Османская империя была слишком многонациональным и мультикультурным государством, чтобы системно бороться с этим явлением. Вот почему с выпивкой там всегда было нормально, хотя и не так хорошо, как в европейских странах. Как говорится, в России запрещена коррупция – поэтому ее у нас нет))) Вот и у турок так же.
Вообще, империя началась с небольшого тюркского княжества, которое постепенно поглощало греческие земли. В то время был постоянный приток мусульманских добровольцев, поэтому дефицита в солдатах не было. По этой причине правительство было заинтересовано в том, чтобы христианское население сохраняло свою веру – в этом случае с них можно было взимать больше налогов.
Чтобы не мириться с угрозой постоянных народных восстаний, православным подданным пришлось гарантировать приемлемые условия существования. Это касалось и алкоголя, поэтому всю историю империи мусульманам в ней было запрещено производить и употреблять алкоголь, а вот крещеному люду это было вполне дозволено.
В результате отношение к выпивке напоминало ситуацию в любой из стран, где представители этих религий проживают совместно – в том числе и Россию. Вроде бы, пить тебе и нельзя, но если есть такая возможность, то отчего бы ей не воспользоваться? Все равно, Аллах под крышей не видит))
В идеологическом плане это оправдывалось тем, что ханафитский мазхаб, распространенный в Османской империи, из всех исламских толков относится к выпивке наиболее либерально. По мнению его достопочтимого основателя Абу Ханифы, умеренное употребление алкоголя хоть и не очень нравится Всевышнему, все же, не является грехом само по себе «при условии, что его не пьют с целью веселья и озорства». Поэтому надо пить и плакать, пить и плакать))
Такое отношение – одна из причин, по которой данный мазхаб распространен среди тех, кто перешел в ислам из христианства или долго оставался в язычестве. В частности, у тюркских народов, которым надо было как-то теоретически обосновать тот факт, что их традиционные кисломолочные напитки содержат небольшое количество алкоголя. А вот боснийцы соблюдали запрет на вино, но считали вполне дозволенной ракию – виноградную водку.
Так или иначе, производство и торговля выпивкой были разрешены, находились в руках христианских общин и считались важным источником налоговых поступлений. При этом, даже чиновники, ответственные за сбор соответствующих пошлин, во избежание потенциального впадения в грех, назначались из числа христиан.
Теоретически, мусульманам к этому делу было запрещено приближаться, но это не значит, что требования шариата полностью исполнялись. Любой правоверный мог «случайно» зайти в одну из таверн, которые в большом количестве существовали в каждом городе. Власти их терпели, потому что никогда не пытались установить исламскую теократию.
Некоторые султаны пытались бороться с этим явлением и вводили множество ограничительных мер, но никогда не запрещали пьянство системно. По иронии судьбы, наиболее сурово соблюдали «сухой закон» при султане Селиме II, сыне Сулеймана Великолепного и Хюррем. В османскую историю этот монарх вошел под прозвищем Селим Пьяница.
Также, своими антиалкогольными кампаниями известен Мурад IV – один из самых религиозных турецких султанов. Он любил переодеться и гулять по Стамбулу, чтобы лично проверить исполнение своих повелений и мог отсечь своей саблей голову любому попавшемуся пьянице.
Однако, султан мирился с поголовным пьянством при своем дворе и даже заявлял, что во всей империи знает только двух непьющих людей – себя и своего шейха-уль-ислама (главу мусульманского культа). Кстати, он его потом повесил))) А вообще, в личной жизни и государственных делах великий государь спокойно смотрел на это дело и даже лично угощал вином своего гостя – посла германского кайзера.
Что касается других султанов, то официально они не пили. По крайней мере, этого никто не мог подтвердить: по османской традиции, возведенной в ранг закона, монарх принимал пищу и напитки в одиночестве. Поэтому свидетелей как бы не было – что не помешало Селиму IIполучить свое характерное прозвище.
Но слухи и легенды переходили из уст в уста, и в середине 19-го века учитель будущего султана Абдул-Хамида II призывал его не уподобляться трем своим предкам: Мураду II, Селиму I Грозному и Селиму II. Когда мальчик уточнил, что имеет ввиду его наставник, тот показал турецкий жест, аналогичный нашему щелчку по горлу.
В будущем Абдул-Хамид иногда пил портвейн, но бросил сразу же после того напился до того, что ему стало плохо. Но он никогда не пытался запрещать питие своим вельможам. Самым отъявленным из них был переводчик султана Ахмед Нерми-бей – рожденный в Москве казанский татарин. Кажется, что он прошел в белокаменной хорошую школу))
Что касается обычных людей, то для интеллектуалов, богачей и деятелей искусства употребление алкоголя было повседневной привычкой, за исключением, может быть, самых религиозных из них. Простой народ мог хлопнуть по рюмашке время от времени, в зависимости от личных пристрастий человека.
Знаменитый путешественник 17-го века Эвлия Челеби утверждал, что при нем в Стамбуле было более тысячи таверн, которые концентрировались в немусульманских кварталах, особенно таких, как Золотой Рог, Пера или Галата. Веру посетителей там не спрашивали, а принимали каждого, кто был готов заплатить.
Я приведу фрагменты судебного дела, которое рассматривалось в тот же период. Ибрагим Челеби (это не фамилия, а титул), сын Али и его жена подали иск против Никиты Меркури, содержателя питейного дома в квартале Бешикташ. Суть дела состояла в том, что посетитель по имени Ахмед достал оружие и отправил на тот свет их сына Мехмеда. Свидетелями сего поступка стали торговец коврами Махмуд, каменщик Амр и некие Мустафа и Абдулла. Т.е., в таверне сидели пятеро мусульман, которые, судя по всему, налегали на напитки, прежде чем разговор стал достаточно жаркий и они достали ножи.