("Кровь в обмен на пыль", Blood for Dust, 2023, США)
Всегда, когда натыкаешься на фильм с сюжетной формулой "зима + американская глубинка + криминальный беспредел", всегда волей-неволей сравниваешь его с культовым "Фарго" . После чего, ясен плинтус, братцы-кролики Коэны как обычно побеждают с разгромным счетом. А объект, который с ними сравнивали, отправляется "в корзину" и вскоре забывается.
Бывают ли из данного правила исключения?
Уверен, исключения из этого правила есть, если их хорошенько поискать. Но только не в нашем сегодняшнем случае. И ежу в тумане понятно: кто такой малоизвестный режиссер/сценарист Род Блэкхёрст, а кто братья-легенды Коэны?
Тем не менее тыкать в первого пальцем и зубоскалить над ним будет несправедливо. Ибо, беря пример с "Фарго" в нагнетании атмосферы уголовно-провинциально-зимнего мрачняка, в остальном Блэкхёрст от Коэнов дистанцировался. И вообще не стал пытаться в своём творчестве прыгать выше их голов: по-честному делал лишь то, что умел, зато старательно и выразительно.
Прежде всего Род не стал заигрывать с чёрным юмором, хотя простые
ироничные диалоги у него выходят неплохо. Но, видимо, он усомнился, что потянет такой сценарный груз, вот и решил повысить жирность своей истории иначе. А именно: отыгрался на своём главном герое Клиффе (Скут Макнэри). И изобразил его безрадостное житьё-бытьё в рамках бытового реализма, но максимально драматично. Поэтому, когда в сюжете попрёт основная движуха, мотивы Клиффа влезть в неё по уши будут всем понятны и простительны.
За полтора года до главных событий фильма Клифф угодил в пренеприятную историю. Работая с корешем Рики (Кит Харингтон) в одной сомнительной фирме, они проворачивали там мутные делишки. Но однажды её гендиректор вдруг рассорился со своей совестью. И, устыдившись своих грехов, обезглавил себя из дробовика прямо на рабочем месте.
Вышел такой грандиозный скандал, что фирма развалилась, и вот теперь, в 1993 году, Клифф жил в Монтане и работал коммивояжером. То бишь разъезжал по Штатам на своём "бьюике" и торговал... дефибрилляторами. Ага, теми самыми, что вы не раз видели в кино, когда какого-нибудь бедолагу пытаются реанимировать под крики "Мы его теряем!".
Удивительно, но в 90-е в Штатах находилось мало желающих покупать дефибрилляторы из багажника у залетного мужика; эх, надо было ему шпингалетами торговать - беспроигрышная тема! А долгов у Клиффа накопилась уйма, поскольку его сын-подросток был тяжело болен и нуждался в дорогостоящем лечении.
А тут еще клиффов босс случайно узнал, что пригрел у себя в "конторе" махинатора из той самой опозорившейся фирмы. Вот же блин! Да такому хмырю и унитазные ёршики продавать не доверишь, не то, что медицинское оборудование! Поэтому иди-ка ты отсель, а расчёт вон не проданными тобой дефибрилляторами забирай.
Короче, всё у Клиффа и так было хуже некуда, а стало ещё никудышнее. Горемыка заметался, пытаясь наняться продавцом чего угодно, хоть дырок от бубликов, но всё тщетно. Никому он был не нужен с таким резюме. И лишь заводу "Техасский Шпингалет" позарез требовались в Монтане дилеры, но Клифф позвонить туда, увы, так и не догадался.
И вот, когда мужик вконец отчаялся, вдруг перед ним откуда ни возьмись нарисовался старый приятель Рик. В отличие от Клиффа - вовсе не затюканный и не понурый, а при деньгах и на крутом внедорожнике. Да ещё предлагающий корешу работу в той же отрасли, где на Рика сыпались такие щедрые заработки.
Однако Клифф, при всём своём лузерстве, был не дурак. И тотчас смекнул, что его зазывают явно не в законный бизнес, а во что-то ещё более мутное, нежели то, на чём они с Риком тогда прогорели.
Но нужда в деньгах была зверская, и Клифф, отсомневавшись положенный срок, согласился.
...Ну и был засосан опасной трясиной, прожив после этого буквально за пару суток, считай, целую криминальную жизнь.
Работу ему по бандитским меркам поручили самую банальную. Но, надо отдать должное Блэкхёрсту, он превратил начатую было Клиффом, уголовную рутину в захватывающие приключения. На фоне которых нам продолжат раскрывать тайны его прошлого, весьма насыщенного деталями для фильма длиною в 100 минут.
Разве только заключительную сцену "с намеками" вы рискуете не понять, если вдруг отвлеклись и проморгали момент, когда у Клиффа сканируют водительские права. Но если не проморгали, тогда всё в порядке, и финал будет понят вами, как авторы и задумывали.
Также был удачен выбор на роль Клиффа Скута Макнэри ("Ограбление казино", "Нарко: Мексика" и др.) - яркого таланта, увы, незаслуженно редко получающего главные роли. Но только не здесь. Здесь Скут полноправный актёр-паровоз, играющий на две головы круче всех остальных. Кроме, возможно, колоритного Итана Сапли, но у него тут роль и небольшая, и для него мелковатая.
***
В общем, если вы стараетесь не пропускать хмурые криминальные драмы/триллеры из депрессивного американского захолустья, могу с чистой совестью рекомендовать вам также "Кровь в обмен на пыль". Вряд ли эта лента станет вашим любимчиком, но для однократной вечерне-диванной релаксации она годная, и историю вам расскажет интересную.
Всем же остальным любителям триллерного мрачняка - ориентируйтесь сугубо по вашему текущему настроению. В данном случае лишь оно вам советчик, поскольку картина не такая важная, чтобы отказаться ради неё от игры с котом или от визита к стоматологу.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):