("Ограбление казино", Killing Them Softly, 2012, США)
Единственная банальность картины режиссера/сценариста Эндрю Доминика - ее российское название. Которое хоть и соответствует букве сюжета, но его дух и настроение не отражает совершенно.
А между тем именно дух и настроение, а не сюжет как таковой, здесь гораздо важнее. Ведь только от них зависит, либо вы полюбите этот фильм, либо недоуменно почешете репу после его просмотра и забудете о нем навсегда.
Третьего не дано.
Сама же история Доминика, экранизация романа Д. В. Хиггинса "Ремесло Когана" (1974), выдалась незамысловатой.
Однажды хозяин бостонского бандитского казино Марки (Лиотта) сумел ограбить свою "клиентуру" через подставных налетчиков. И хоть в дальнейшем вся правда раскрылась, ловкач каким-то чудом не только избежал наказания, но и продолжил управлять своим подпольным заведением.
Но вот уже другому ушлому типу из Бостона Джонни стукнула в башку гениальная мысль: подрядить еще одних отморозков "бомбануть" то же казино. А обиженные бандиты, естественно, решат, что это опять дело рук обнаглевшего Марки, и расправятся с ним. Ну а Джонни останется не разоблаченным и при добыче.
Пацан сказал - пацан сделал.
Само собой, тотчас поднялся грандиозный кипеш, "разруливать" который был послан "решала" Джеки (Питт). Мужик крутой, хладнокровный и не любящий рассусоливать. После чего вжух! - история и мутирует из вроде бы классического гангстерского замеса в нечто этакое, о чем я заикнулся в начале. И что может стать камнем преткновения для тех из вас, кто будет не готов к непривычным эскападам сюжета и его героев.
Словами это объяснить трудновато, поскольку "Ограбление казино" не соблюдает каноны ни гангстерских драм, ни боевиков, ни черно-юморных комедий. Такое ощущение, что оно желает походить много на что - "Славных парней" Скорсезе, "Большой куш" Ричи, "Джеки Браун" Тарантино, - и в то же время не напоминает ни то, ни другое, ни прочее.
Разве только по духу (не сюжету) есть у ленты Доминика нечто общее с "Кровью и потом: Анаболиками" Бэя. Где, если вы помните, зрителя вгоняла в недоумение беспросветная тупость персонажей-вымогателей. Такая, что их деяния выглядели и нелогично, и нереалистично, хотя кино снималось на основе реальных преступлений и судебных приговоров.
Здешняя история выдумана, но почти все ее герои, кроме "решалы" Джеки, тоже зачастую поступают вразрез с логикой. Или... вообще никак не поступают, даже когда она диктует им принимать меры. Даже экстренные.
А в сумме они демонстрируют едва ли не весь букет "профессиональных" недостатков, какими только могут страдать уголовники: слабоволие, неосмотрительность, самомнение, алчность, вероломство, мягкотелость, злоупотребление алко- и наркодопингами, безалаберность, пофигизм... И прочее-прочее-прочее, в том числе уже упомянутую феерическую тупость.
По совокупности этих причин всё у местных гангстеров идет прямо как в той песне Миронова про неуловимого крокодила и неурожай кокосов. Или, говоря словами Ленина: "Верхи не могут, низы не хотят". Даже удивительно, почему они до сих пор правят теневым миром Бостона. И как у лишенного этих слабостей Джеки хватает терпения работать на таких нытиков и мямлей.
Впрочем, даже у него терпение не бездонное и рискует иссякнуть до того, как по вашему экрану поползут финальные титры.
***
В общем, вроде бы совершенно понятный, но все равно, своеобразный криминал-фильм. И привычный, и непривычный одновременно. Который, однако, почти наверняка понравится и вам, если вы сразу настроитесь на нечто особенное, а не на очередную историю "под Скорсезе" или иного классика жанра. Потому что Эндрю Доминик и сам нетипичный творец, если вспомнить его предыдущую работу "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса" (2007) - опять-таки с Брэдом Питтом.
Ну а раз у Эндрю вестерны выходят "авторские", то и к гангстерскому кино в его исполнении надо "отнестись с пониманием". Тем более, что в дебри артхауса его всё же не заносит, да и актеры у него всегда играют отборные, это факт.