Никогда бы не подумал, что фильм про общественные туалеты будет настолько поэтичным. Конечно, здесь вовсе не о туалетах, но именно из-за них всë и задумывалось.
Японцы пригласили именитого немецкого режиссёра Вима Вендерса, чтобы снять документальное кино о переделке общественных туалетов Токио в арт-объекты. Но талантливый режиссëр пошëл дальше, буквально на коленке написав сценарий об одиночестве, он снял художественное кино. Но отдав должное, фильм получился созерцательным, что от него и требовалось.
Почему пригласили именно Вендерса? Скорее всего, японцы были впечатлены его работами, у мастера документального и артхаусного кино есть пара соответствующих картин: "Тень и свет", "Храмы культуры". И хотя "Храмы культуры" это альманах, Вендерс как режиссëр там не один - тем не менее.
"Идеальные дни" получились медитативными и медленными, где особо ничего не происходит, только поэзия повседневности. В духе лиричного Китано - "Сцены у моря", или фильма "Трудности перевода".
Довольно тонкое кино, фестивальное конечно, но неожиданно уютное, так как главный герой Хирояма принимает с благодарностью всë, что готовит ему любой новый день. Визуальное повествование заменяет сюжет, как и спокойствие и немногословность героя, а любые непредвиденные ситуации, простые или сложные, становятся своего рода приключениями.
Хирояма работает уборщиком общественных туалетов, и кажется, что свою работу любит, но в этом перфекционизме, в своëм порядке, идеальности и безупречности, кажется Хирояма скрывается от людей - от бешеного ритма жизни, свою жизнь и работу он превратил в спокойную, уютную рутину. Хотя и ищет, пусть даже неосознанно, родственную душу. Только когда появляется близкий человек из прошлого, иллюзия спокойного мира рушится.
Эскапизм Хироямы проявляется и в музыке, которую он слушает, типа инди-рок - 70х, 80х: Ван Моррисон, Патти Смит, Лу Рид и Velvet Underground. Ещë, Хирояма читает Фолкнера и снимает деревья на плëночный "Olympus", фотографии будут оживать в его снах. Но эскапизм ли это, или способ контролировать свою жизнь?
Режиссëр не даст нам ответов, Вендерс визуальный эстет, главное в его фильмах это образы, здесь нет сюжета как такового, нет конфликта, нет завязки и драматургии, только персонажи и их действия. Фильм экспозиция, нам просто покажут кто такой главный герой, обозначат проблему и всë. Но кажется Хирояма всем доволен.
Хорошее кино, очень похоже на авторское, поэтому подойдëт не всем.
На этом всë, смотрите хорошие созерцательные фильмы, комментируйте и не забывайте про лайк.
Вот вам ещë поэтической повседневности, визуальный и медленный, лиричный Китано. "Сцены у моря" (1991)
Тоже похоже.