Что такое одиночество, вы думали об этом когда-нибудь.? Что это за сила такая, не дающая удовлетворить потребность в эмоциональной близости.
В психологии у одиночества есть основной признак, это отсутствие доверительных отношений с близким человеком. Здесь могут быть психологические и социальные проблемы, но есть и такое, человек совсем не кажется одиноким, у него есть семья и даже приятели, при этом некому излить душу, потому что нет настоящего друга которому вы бы доверяли.
Если внимательно присмотрется к работе Софии Копполы станет ясно, это одиночество здесь слишком многогранно, и как ни странно, среди минусов там есть и плюсы. (это где режиссёр навешивает нам приятную меланхолию) Что конечно не означает изоляцию человека, совсем нет, есть даже такое понятие - одиночество среди людей. Возьмём например Шарлотту молодую ещё, нерешительную. Она в начале пути и боится будущего, сомневается, ищет себя, внутри неё так много всего.. но с кем поделиться.? Есть и другая другая сторона, Боб, он так долго был в движении что по простому устал, ему всё надоело. Что-то разладилось, кажется любовь выжгла свой запал, а его жена в последнее время вообще перестала понимать что у Боба на душе. Он даже подумывает купить себе Порш. Муж Шарлотты, Джон, тоже по сути одинок, защищается от жены работой вольно или невольно, и болтается как карандаш в пустом стакане, (в смысле общения) с такими же недалёкими людьми. Но даже если у него есть друг с нужным уровнем доверия, таким людям это одиночество просто не нужно, они идут по жизни легко и вобще не думают об этом..
Поговорим сегодня о фильме Трудности перевода, умном и красивом, про это самое одиночество, а может быть про родственные души.. и непонятную печаль. Это авторское кино, безусловно, какие-то полутона, полунамёки, что-то призрачное неуловимое.. Они временами теряя логический смысл опускаются до зрителей, долго кружат над нами и вновь по спирали набирают высоту. Секрет кроется в изящном монтаже эпизодов, в сочетании трагизма и лёгкости, недосказанности, в простых сценах. Мы наблюдаем витиеватые попытки сближения Боба и Шарлотты, которые ни к чему не ведут. А может и ведут.. стоит поразмыслить. Тут у всех нас разные подходы и масса индивидуальных вариантов.
Пятидесятилетний американец, в прошлом известный актёр, Боб Харрис приезжает в Токио для съёмок в рекламе виски. У него дискомфорт от смены часовых поясов и непонимания японского языка, он измучен и печален. Где-то рядом Шарлотта, новоиспечённый философ с дипломом университета. Она приехала в Японию с мужем, модным фотографом, у которого совсем нет времени на жену. Джон трудоголик, который всегда нарасхват.
Боб и Шарлотта, спасаясь в баре отеля от бессонницы, знакомятся и флирт перерастает в нечто большее, между ними что-то происходит.. В своём номере Шарлотта кому-то звонит и наливает свои переживания. Она тоже мучается и уже не понимает зачем она вышла замуж, нет теплоты в браке. А друзья мужа, выглядят для неё посредственными. Такая молодая и красивая, она кажется брошенной, ненужной, Джону на неё плевать. Но не то что он делает это специально, просто он глуп и инфантилен. В целях психотерапии Шарлотта слушает диск в плеере о странствиях души, гуляет по Токио, совершает вояж в Киото на классном поезде, где блуждает среди опавшей листвы и посещает древние японские храмы. Боб же, отбивается от настырных японцев, снимается в рекламе, играет в гольф на фоне фудзиямы и всё чаще посещает бар.
После знакомства эти уставшие люди, можно сказать платонически находят друг друга, ощущая духовную близость они начинают тусить вместе. Интеллигентно "гуляют" с японскими друзьями Шарлотты, смотрят по ночам старые фильмы попивая вино и ведут неспешные разговоры в баре, где звучит лёгкий джаз. Вроде бы всё налаживается, теперь они не одиноки, но что-то не складывается..
Это явно не мелодрама, скорее печальный tranche de vie, здесь режиссёр профессионально подходит к делу и не даёт скатыватся фильму в мелодраматичную банальшину. Это тонкое кино и грустное, камерное и неспешное, кино о духовной дружбе.
Прошлое уже ушло, будущее ещё не наступило. У тебя есть только одно мгновение для жизни. (Будда)
Снятое в манере - сам додумай. Лёгким порханием крыльев, где что-то мешает, в этом театре двух актёров Боб и Шарлотта ищут друг-друга. Мне сначала подумалось что разница в возрасте, ломает и задерживает что то хорошее, но это не так. Может быть из-за того что они оба в браке? Может быть. В этом коротком периоде, в одном мгновении жизни, главные герои то сближаются то отходят назад, а режиссёр мучает нас зрителей добавляя напряжения. Медленные и статичные кадры вдруг начинают наполняться зрительной тревогой, тут возникают уже мои переживания, как наблюдателя. История втиснута в несколько дней, Боб уже в конце недели должен уезжать домой, главным героям очень сильно не хватает времени.
А в финале еле слышно, стучится и скребётся мысль - а что если бы Боб Харрис остался..
Вот и весь сюжет, собственно.
Один мой хороший знакомый сделал обзор на этот фильм. Кин, привет.. Исходя из его описания можно было понять только одно, кино ни о чём. Поэтому я решил исправить положение, предложив своё мнение об этом произведении. Авторский фильм всегда смотреть трудно, правда иногда, он может красиво раскрыться словно цветки сакуры ранним утром. Но только нам.. внимательным и терпеливым зрителям.
София Коппола не только режисёр этого фильма, она ещё и автор сценария, за который вполне заслуженно получила Оскар. Сценарий правда, очень классный, общая целостность истории и блестящая игра актёров, всё работает. Если кто не знал, сценарий специально писался под Билла Мюррея. И музыка.. здесь очень крутая музыка, она тоже играет свою роль. Тяжёлыми гитарными аккордами то взлетает к небоскрёбам, к виадукам на уровне верхних этажей, то мягко струится маленьким ручейком, касаясь колокола в древнем храме. Стекает, бежит по неоновой рекламе и звучит голосами главных героев в караоке.
Это фильм для искушённого зрителя, он даёт нам всем право задуматься, что сейчас случается довольно редко в новом кино. Режиссёр даёт подумать и главным героям, теперь становится понятно, что это за тормоз такой в фильме про любовь. Боб и Шарлотта прежде всего думали о своих семьях.
Стопроцентное авторское кино. Но очень лёгкое и тёплое.
Я где-то читал, что фанаты нашли редкую версию фильма с субтитрами. И теперь мы знаем, что Боб шептал на прощание Шарлотте.
- Когда Джон вернётся, скажи ему правду.
P.S. Тут такое дело Кин, возможно ты смотрел этот фильм не под настроение, а это очень важно для такого хрупкого произведения.
НЕ КАНТОВАТЬ.
Это кино я периодически пересматриваю, бывает, но вот беда, иногда он выглядит как обычный фильм. Я разобрался в чем дело, пытаясь создать себе нужное настроение, не стоит включать это кино, это плохо работает. Его стоит смотреть только тогда, когда ты на самом деле ощущаешь пустоту и непонимание. Когда ты один во вселенной, типа как Маленький Принц на пустой планете, защищающий розу. Возможно такое бывает даже у тебя, ты просто не замечал, хотя я не уверен.. наверное ты счастливый человек.
А вы как считаете, похожи ли переживания главных героев фильма, на чувства людей одиноких, с вечным поиском надежды?
На этом всë. Смотрите хорошие фильмы, некоторые для этого специально сняты. Комментируйте и не забывайте про лайк. Рекомендательный алгоритм в дзене так работает, банальный лайк очень помогает авторам.
Прощаюсь с вами, хорошей песней.