Вступление
Мы с вами подобрались ко второй главе: «Учение о развитии общества». В истории куча всего исследованного и ещё больше неизвестного. Подобно периодической системе элементов Менделеева, материализм предлагает свою систему для понимания ключевых событий, которые происходили и будут происходить в обществе.
§ 6. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
Наша соображалка мешает ставить равенство между историей общества и развитием природы. Именно из-за сознания всё выглядит сложнее, заставляет копаться глубже. Но это не значит, что сознание определяет общественную жизнь. Этот вывод ещё не раз встретим на страницах учебника.
Мы с вами живём в объективных условиях, приспосабливаемся к ним, ведём материальную жизнь, бытие. Это всё не зависит от теорий и идей в обществе. В самом деле: оттого, что мы по сути познаём прогрессивные идеи, жизнь в одночасье не поменяется. Противоречия будут попадаться на каждом шагу.
Большинство из нас работают. Наша трудовая деятельность производит материальные блага. От булки хлеба до стрижки. Труд наш оплачивается очень по-разному, «по законам рынка». Без еды мы помрём, без внедрения новейших достижений науки прекратим развиваться. Получается, что наш труд — источник богатств + необходимое условие существования и развития общества.
С этим разобрались. Если есть бытие одного человека, логично предположить, что оно есть и у общества. Следовательно, общественное бытие, по аналогии с индивидуальным, определяет общественное сознание. Но мы помним, что ключ к пониманию процессов нужно искать не в сознании, а в бытии. Поэтому важно досконально изучить общественное производство как важную составляющую общественного бытия.
Чтобы что-то произвести, нужен исходный материал (предмет труда): ресурс, растение и т. п. Чтобы обработать предмет труда, понадобится орудие труда — станки, машины, инструменты. Все вспомогательные штуки для того, чтобы комфортно воздействовать орудием труда на предмет, — обзовём средством труда (склады, электричество, рабочий стол и т. п.). Орудие и средства труда вместе формируют средства производства (необходимые материальные условия). Наконец, последнее и самое важное — трудящийся, кто до сих пор является важнейшим фактором производства.
Сложив всю квалификацию (трудящихся) и все материальные условия общества (средства производства), получаем совокупность производственных сил, на что способно общество на данный исторический период. Эти силы характеризуют отношения между обществом и природой. Сразу же лезет в голову пример с «зелёной энергетикой», правда?
На данный момент одному человеку произвести материальное благо для всех невозможно. Так или иначе в своей деятельности мы будем использовать достижения предыдущих поколений. Этот обмен опытом или непосредственное сотрудничество для производства — производственные отношения.
Мы подбираемся к самому сладкому. Итак, есть производственные отношения между людьми. Но что лежит в основе? Собственность на средства производства. Я, наёмный рабочий, не могу создать готовый продукт, т. к. у меня нет средств производства. А у моего работодателя — есть, он ими располагает.
Но вот занятная вещь, если бы у собственника средств производства не было трудящихся, то смысл в этой собственности утрачивается сразу. Это можно сравнить со знанием языка. Если не с кем поговорить и взаимодействовать, зачем он нужен?
А теперь следите за руками. Критики общественного владения собственности на средства производства часто кидают пугалки на счёт национализации квартир, мелких ларьков, мастерских. Слюна у критиков течёт на понятие: «Моё, никому не отдам и не должен». Вот только, как мы выяснили чуть раньше, результат любого современного производства не может приписать себе один человек, даже если он владеет предприятием. Финкинг эбаут ит, как говорится.
Получается развилка. Собственность может быть частной и общественной. До недавнего времени считалось, что частная собственность неприкосновенна, но события двух последних лет говорят об обратном. Это фикция.
Ключевой выбор, который «может сделать» общество: какой вид собственности выбрать. Если оставить так, как есть, будет продолжаться угнетение и эксплуатация большинства населения (жизнь от ЗП до ЗП, кредитный гнёт), хотите вы этого или нет. Если собственность будет безличностной, потребность в эксплуатации исчезнет, т. к. дополнительной выгоды из этого не получить, все сливки идут в бюджет, грубо говоря.
И ещё один миф, который стоит развеять. Критики общественной собственности приводят в пример первобытно-общинный строй, который отказался от общественной собственности в силу прогресса, выбрав путь частной собственности. Так то оно так, но было это сделано из-за нужды, для элементарного выживания. Сейчас же производственные силы развиты достаточно, чтобы обеспечивать всех из «общего котла». Пресловутый пример с достаточной едой и жильём применим и здесь.
Отмечу главную причину для протестов и революций. По ходу истории, всякий раз, когда баланс между производственными силами и отношениями (БПСиО) нарушался, происходили масштабные общественные потрясения. Для примера кратенько пробежимся по основным общественно-экономическим формациям.
Первобытно-общинный строй. Уровень производительных сил низок. Дубина да лист лопуха. Чтобы не помереть от голода, люди объединялись в племена, всё было общим. Строй можно назвать коммунистическим, но не забывать про разные причины появления: в данном случае из-за нужды. А БПСиО соблюдается.
Дальше орудия производства развиваются, появляется разделение труда. Как следствие — появляется обмен продуктами. БПСиО нарушается, община уже не отвечает современным требованиям. Человек теперь способен накапливать богатства, появляется частная собственность, а значит теперь возможна эксплуатация ближнего своего. Первым делом записываем в рабы обездоленных соплеменников и военнопленных.
В рабовладельческом обществе средства производства находятся в собственности рабовладельцев. Они же владеют рабами, цинично можно поставить равенство между рабом и орудием труда. БПСиО поначалу соблюдается. Простое объединение множества рабов позволило создать много великих культурных и промышленных сооружений. Появляются сугубо гуманитарии и технари.
Но прогресс не стоит на месте, и вот уже БПСиО вновь нарушается, раб не заинтересован в увеличении эффективности, пашет под угрозой физической расправы. А вот феодальные отношения уже интереснее для человека той поры.
В феодальном обществе основные средства производства принадлежат феодалам-помещикам. У работников (крестьян) инструментов только чтобы семью прокормить. Земли своей нет, приходится работать «на дядю», у которого земля есть и за это нести повинность: рента продуктами (оброк) или отработочная рента (барщина).
БПСиО соблюдается, работаем на помещика, братья! Но теперь прогресс вставляет палки уже феодалам: растут города, обмен, возникают национальные рынки, углубляется разделение труда. О ужас, возникают товарно-денежные отношения! Население тянет в город, там вся движуха. Открываются мануфактуры, а затем заводы и фабрики. Работников не хватает, феодализм больше не способен соблюдать БПСиО. Начинает рушиться.
На сцене появляется наш любимый и неизменный — Капитализм! Здесь средства производства сосредоточены в руках капиталистов. Работник вынужден продавать рабочую силу предпринимателю, иначе кушать нечего будет. Новый строй вновь способствует БПСиО. Развитие промышленности идёт быстрее, чем раньше.
Догадались, наверное, что было дальше? Да, БПСиО потихоньку разрушается: кризисы, безработица. Назревает потребность в переходе к новой форме — к социализму. Почему именно к социализму? Ответ на этот вопрос будет дан позже.
Как вы убедились, БПСиО и есть главный двигатель мирового прогресса. Как только противоречие достигает определённой величины — тушите свет! Смена общественно-экономического строя вам обеспечена. Таков основной закон общественного развития.
Благодарю за внимание!
***
Изображения взяты с просторов сети.