Михаила Юрьевича Лермонтова проходят в средней школе. И со школы, наравне с Пушкиным, я его не любила. Мне он казался мерзким, хитрым, беспощадным бабушкиным внучком. И так отчасти и оказалось. Но узнав больше про его детство, могу посочувствовать ребёнку, который стал таким во взрослом возрасте только из-за тиранической бабушки, которая контролировала его родителей и него самого от и до. И вероятно, поэтому он остался вечным страдающим и сложным внутри подростком, перенёсшим себя самого в "Горя нашего времени".
ФИЛЬМЕ ОБ АВТОРЕ. КРАТКО:
Фильм 1986 года - образ Лермонтова подан крайне однобоко. Много съёмок на натуре, особенно запомнился фрагмент с личным полком Лермонтова - было захватывающе смотреть это.
Фильм 2014 года - образ Лермонтова подан также однобоко, однако хоть какие-то его минусы показывают, но оправдывают при этом. Второй фильм очень многое позаимствовал от первого; при этом много заменили на графикой, что выглядело странненько. Тут в основном закадровый рассказчик.
Сюжет таков: Рассказчик встречается с Максимом Максимовичем, который от дорожной скуки начинает рассказ о своём сослуживце Григории Александровиче Печорине - о его сложном характере, неодобряемых поступках и неоднозначной личности.
Лермонтов много новизны привнёс в текст - нелинейной повествование и герой, которого сам автор не оценивает. Для нас это обычно, но тогда это было что-то этакое. К тому же, есть вот что: в начале повествование ведётся от имени неизвестного рассказчика, а после записками Печорина, которые неизвестный опубликовал после смерти Григория Александровича. Мне это кажется интересным ходом.
Печорин Григорий Александрович с первых страниц кажется, мягко говоря, нехорошим человек - для него чужие жизни это игры, к его собственной жизни у него нет вкуса, да он как будто и не пытается его найти (только при приближении смерти каждый раз у него что-то ёкает). Правильно Максим Максимыч говорит, что он разбалованный - он хочет всего и сразу, но, получив, теряет интерес. Печорин плохой человек, но иногда его плохость очаровывает - ближе к концу я примирилась с его характером, увидела в нём приятные черты и начала ему слегка сочувствовать. А ведь содержит в себе все грехи тех Героев.
Помимо Печорина, в книге встречается ещё много героев, которые обитают в разных повестях романа. Но я отчётливо понимаю, что каждого этого героя можно пожалеть, им можно посочувствовать. Ибо их встречи с Печориным принесли не только радость им, но и огромные несчастья, жестокость и смерть.
СПОЙЛЕРЫ. Максим Максимович - добрый дядюшка и друг, с такой любовью вспоминает о Григорие Александровиче, а тот даже не удосужился с ним нормально провести время после долгой разлуки. Бэла - красавицу-черкешенка украл у семьи, насильно удерживал, из-за похищения она лишилась всех близких и в итоге погибла. В Тамани он разрушил бизнес, который прокармливал никому ненужных людей - убогих, слепых, одиноких. А после, он разрушил жизни двум барышням - влюблённым в него Вере и Мэри - от него отвернулся его знакомый товарищ Вернер (тоже не самый приятный человек) и убил доброго и навного друга Грушницкого. Так ещё и погубил товарища Вулича.
Одним из главных героев можно считать Грушницкого - он вроде кажется неплохим человеком, но он очень наивный, да и первое описание его было не особо положительным. С другой стороны, это его описывал Печорин, а доверять этому прохиндею не стоит. Мне Грушницкого очень и очень жалко.
Но одна из основных тем для меня в романе стали отношения Печорина и многочисленных женщин - вокруг него девушки так и вьются, но молодых дам часто привлекают такие мужчины. Кажется, что он просто холоден снаружи, но пылок внутри, но это не про Печорина как будто. В общем, меня ужасают его отношения к девушкам - одна умерла из-за него, другая пострадала в плане работы, у третьей болезненные воспоминания о нём (но она до сих пор от него зависит), а четвёртую он заманивает в свои сети ради шутки и в итоге бросает. Это просто омерзительно. Он откровенно мелкий тиран.
При этом, хочу отметить, что мысли, что женщины и девушки транслируют, пугают в современности. Эта книга может быть руководством для молодых дам о том, какие отношения будут абьюзивными и на что надо обращать внимание.
Несостыковка: сначала Доктор Вернер говорит, что не умеет заряжать пистолета, а потом по просьбе Печорина заряжает...
В этой книге очень красиво описан Кавказ, интересны традиции и жизнеописания тех народов, что там жили и живут. Хочется поехать и увидеть всё своими глазами, хочется познакомиться с этим всем и нарядиться в традиционные наряды. Но мне грустно, что герои так неуважительно о них откликаются. С другой стороны, тогда были другие нравы.
Фрагменты, что мне понравились, от лучшего к худшему: "Тамань" (мистический и необычный), "Максим Максимович" (добрый и печальный), "Бэла" (колоритный и трагичный), "Фаталист" (интересные мысли), Княжна Мэри" (красочный и пугающий).
Возможно, меня так раздражает Печорин и сам Лермонтов, потому что они могут позволить себе то, что не могу позволить себе я - мне далеко до коварности и жестокости. Но они себе могут это позволить, и это привлекает и ужасает. В этой книге легко осудить Печорина, но понять его, проникнуться им - достижение. Я его слегка поняла, немного пожалела, но принять не могу. Но могу посоветовать попробовать другим, понять какими были Герои того поколения.