Более двадцати лет я живу в городе Таганроге. За эти годы он стал мне почти таким же родным и близким, как Грозный. Есть в них что-то неуловимо общее.Таганрог, как и Грозный (крепость Грозная основанная А.П. Ермоловым), часто называют музеем под открытым небом.
Таганрог –город Петра, где памятником петровской эпохи являются не отдельные объекты, а сам город с его планировкой.
"Это первый город в России, который строился с использованием европейского радиально-лучевого метода проектирования. Через пять лет был основан Петербург: здесь попробовали — там продолжили и блистательно воплотили этот принцип "регулярного города" (застроенного не хаотично, а по плану, чертежу). Но первым регулярным городом был Таганрог. Эта планировка была сохранена и при Екатерине, когда восстанавливали крепость, и в дальнейшем, когда город развивался уже не как крепость, а как торговый центр", - рассказывает старший научный сотрудник Таганрогского музея-заповедника Алла Цымбал.
https://tass.ru/v-strane/14443563
Удивительный город. Удивительна его история, потрясающие его пейзажи.
И люди, живущие в Таганроге и жившие в нём раньше, тоже удивительные. В справочнике-каталоге Г.Т. Шмульяна "Их жизненный путь прошёл через Таганрог" названо более 6000 известных имён таганрожцев (и минувших веков, и почти современников), родившихся или живших здесь и прославивших не только свою малую родину, но и Россию. Задумала написать о каждом из них .
В одном из писем гимназическому товарищу, актёру МХТ А.Л. Вишневецкому, А. П. Чехов после случайной встречи с ещё одним таганрогским гимназистом В.Г.Богоразом написал по этому поводу: "Как много великих людей, однако, вышло из Таганрога!"
Подтверждением этих слов – многочисленные мемориальные доски, памятники. Вот случайно на одном из домов старой части города увидела мемориальную доску с именами: Софья Парнок, Валентин Парнах, Елизавета Тараховская – это брат и сестры из одной семьи – Парнох. О них и будут следующие статьи (отредактированные и переработанные из ранее опубликованных на Яндекс Кью).
Имя Софьи Парнок, замечательной поэтессы Серебряного века, мне было хорошо знакомо. О брате, Валентине Парнах, узнала уже здесь, в Таганроге, в связи с ежегодными осенними фестивалями джаза в Таганроге (мои дети любители джазовой музыки…). А о Елизавете помогла вспомнить Википедия.
Все трое удивительно талантливы. Творчески одарённые. Без них в русской культуре образовалась бы прореха … Все они были наделены разнообразными талантами. Соня начала писать стихи в 6 лет, Валентин – в 9, Лиза не отставала от брата (истинные близнецы).
Но прежде - о их родителях, Якове Соломоновиче Парнох и Александре Абрамовне Идельсон, заслуга которых не только в том, что дети появились на свет.
Далёкие предки Парнох бежали от погромов в Испании в XV веке. Волею судьбы осели в Таганроге в XIX веке. Об истории семьи известно не много.
Я не знаю моих предков – кто они?
Где прошли, из пустыни выйдя?
Только сердце бьётся взволнованней –
Чуть беседа зайдёт о Мадриде.
К этим далям овсяным и клеверным,
Прадед мой, из каких пришел ты?..
(Софья Парнок,1915 г.)
Глава семьи Яков Соломонович Парнох (1847-1912), получив высшее образование в Киевском университете, начинал свой путь провизором в аптеке Штримера в Таганроге, а с годами, став состоятельным человеком, открыл и собственный аптекарский магазин. Член городской Думы, жертвователь, участник первой переписи населения Таганрога (куда назначали не каждого желающего) он, заслужив признание земляков-современников, становится потомственным почётным гражданином Таганрога.
Его жена, Александра Абрамовна Идельсон (1857-1895), была родом из семьи фармацевтов (её двоюродный брат владел знаменитой таганрогской аптекой Идельсонов). В этой таганрогской семье любили и понимали музыку, литературу, высоко ценили образование. Александра закончила в Петербурге женские врачебные курсы и стала одной из первых девятнадцати женщин в России, получивших диплом врача.
Подобное отношение к приобретению знаний, Яков Соломонович и Александра Абрамовна старались прививать и своим детям. Все они закончат гимназии с золотыми медалями: Валентин - Таганрогскую мужскую, а Софья и Елизавета – Мариинскую женскую. Алиса Парнох, дочь от второго брака Якова Соломоновича, ничем особенным не прославившаяся, тоже окончит школу с золотой медалью. Все дети воспитывались в русской культуре. Но и мировые шедевры музыки, литературы, изобразительного искусства были им знакомы. Яков Соломонович не жалел средств для того, чтобы познакомить детей и с европейской культурой. Болезненно переживая антисемитизм, горько вздыхал по этому поводу, иногда приговаривая: "О, если б я мог жить в Европе…". Свою нелюбовь к стране Яков Соломонович передал сыну.
В отличие от брата, сёстры в Россию были влюблены с детства. Софья даже в 1913 году примет православие. В феврале 1917 года, тридцатилетней женщиной, она запишет: "Если б меня спросили, какая самая разительная, самая русская черта русского человека, я бы с полным убеждением сказала: неумение любить своё отечество. Старое правительство воспитало в поколениях неуважение к родине, но от любви ведь не излечивают никакие разочарования, потому что любовь – в крови. Если русские излечились от любви к России, то, значит никакой любви и не было."
Как злободневно, правда?
Все Парнох остались со своей Россией. Почему? А почему остались Ахматова, Волошин, Мандельштам, Пастернак и многие другие, чьи решения остаться в России кажутся некоторым алогичными… Вслушайтесь в строки старшей сестры, Софьи Яковлевны Парнок, адресованные брату, жившему тогда в Париже:
Где еще закат так безнадежен?
Где еще так упоителен закат?..
Я счастливей, брат мой зарубежный,
я тебя счастливей, блудный брат!
Я не верю, что за той межою
Вольный воздух, райское житьё.
За морем веселье, да чужое,
А у нас и горе, да своё.
(Софья Парнок, 1927 г.)
Они остались в России, а остались ли они в нашей памяти?
На мемориальной доске, установленной на доме по адресу ул. Александровская, 62 и торжественно открытой 24 ноября 2012 года, отмечены знаменитые дети Якова Соломоновича Парноха. Жаль, не нашлось места для их отца, потомственного почётного гражданина города Таганрога.