Здравствуйте, уважаемые читатели. В рубрике, посвященной обзорам фантастической литературы, награжденной профильными премиями, пишу о фантастике, удостоенной отечественной премии «Интерпресскон» и зарубежной «Небьюлы». Чередую обзоры русской фантастики, переводных книг и смешанных статей. Сегодня, очередь иноязычной литературы.
В прошлых выпусках остановился на 1972-ом году, когда Американская ассоциация писателей – фантастов, в категории «лучший роман», выделила книгу Айзека Азимова «Сами боги». Иногда в сети ставят год проведения конвента, где выбирают победителей по итогам предыдущего года. В таком ракурсе можно отнести роман А. Азимова «Сами боги» к лауреатам «Небьюлы» 1973-го года. Это не совсем правильно.
Поехали.
Забыл упомянуть, что рассказываю здесь только о книгах категории «крупная форма/лучший роман»
Итак, В 1974-ом году «Небьюлу – 73» вручили писателю – фантасту Артуру Кларку за роман «Свидание с Рамой». Книга в том же году была награждена «Хьюго», «Локусом», «Юпитером», Мемориальной премией Джона Кэмпбелла, Британской премией Ассоциации Научной Фантастики и др. Почему данный роман Кларка произвёл такой фурор?! Во-первых, сразу следует обозначить, что в «Свидании с Рамой» во главе угла стоит научно-фантастическое допущение. Иными словами, это фантастика в направлении hard science fiction (твердая научная фантастика). В начале семидесятых, «золотой век» научной фантастики был уже историей, а «Новая Волна» фантастики, в которой главное внимание уделялось не допущениям, связанным с достижениями науки, техники, явлениями космоса и т.п., а людям в антураже звезд и будущего, сходила на нет. В такой обстановке всеобщее признание строгой научной фантастики дорогого стоит. Как минимум, задаешься вопросом, а что же там такого – эдакого?!
Вопрос этот далеко не праздный. По сути, сюжет не отличается особенным изыском, или неожиданными поворотами. В Солнечную систему входит гигантский цилиндрический объект. Событие происходит в 22-ом веке, когда земляне не только вышли в космос, но и начали освоение некоторых внутренних планет и спутников газовых гигантов. Человечество уже реализовало идею мониторинга крупных астероидов, представляющих потенциальную угрозу, поэтому вторжение нового пришельца из космоса не осталось незамеченным. Дольно быстро выяснилось, что имеет место быть огромное искусственное сооружение – космический корабль или станция. Для его исследования и возможного контакта с экипажем был послан ближайший патрульный корабль «Индевор». Еще когда пришелец только был обнаружен и то, что он является творением могучего инопланетного разума, обладающего недоступными для людей знаниями и технологиями, было неизвестно, объект назвали Рамой, в честь легендарного индуистского героя, совершившего поход через всю Индию.
Экипаж «Индевора» смог пристыковаться к циклопическому кораблю, что выглядело как приземление. Первая же экспедиция за пределы «Индевора» привела к неожиданному результату: люди попадают внутрь гигантского цилиндра. «Рама» оказался огромным биологическим ковчегом, с искусственной силой тяжести и экосистемой, поддерживающейся биороботами. Собратьев по разуму космонавты с «Индевора» на Раме так и не обнаружили. Космический ковчег, следуя заданной траектории, удаляется из пределов Солнечной системы, ну а людям остается ждать новых гостей, которые появятся в продолжениях «Свидания с Рамой», что Кларк опубликует позднее, в соавторстве с писателем Джентри Ли.
В своих обзорах, стараюсь не спойлерить и полностью не раскрывать сюжет обозреваемого произведения. Но в данном случае, создавать интригу, отсылая читателей к роману классика научной фантастики, нет смысла. Фабула сюжета играет в романе второстепенную роль. Вся соль «Свидания с Рамой» в описаниях обнаружения неопознанного объекта, подготовки к контакту с ним, высадки и проникновения. Читая Кларка, представляешь себе возможный реальный контакт с внеземным разумом. Мастер научной фантастики не грешит излишне высокопарным текстом или чем-то таким, отдающим мелодрамой. Это именно научная фантастика. Но поэтому и удается передать все изумление людей, увидевших творение цивилизации, технологически превосходящей нашу в разы. Ну а потом изумились читатели и коллеги Кларка. Казалось бы, за несколько десятилетий расцвета научной фантастики, сюжет с прибытием инопланетного корабля становится достаточно банальным. Ан нет. Настоящая научная фантастика не теряет актуальности ни в семидесятые, ни в две тысячи двадцатые.
«Небьюла» за 1974 год достается научно-фантастическому роману Урсулы ле Гуин «Обделенные». В каком-то роде, книгу ле Гуин можно считать антиподом твердой НФ Артура Кларка. «Обделенные» представляет собой один из лучших образцов гуманитарной социальной фантастики. Как и в предыдущем случае, на книгу посыпался град призов: «Хьюго», «Локус», «Юпитер» и др.
Начнем с того, что «Обделенные» являются составной частью Хайнского цикла – большой истории будущего от У. ле Гуин. На момент публикации книги, серия уже включала в себя такие известные произведения, как: «Планета Роканнона», «Левая рука тьмы», «Планета изгнания» и др.
Общества двух соседних планет являются почти полностью противоположными друг другу. В мире Уррас бал правят материальные ценности, ярый индивидуализм, а интересы верхушки, как и положено в таких случаях, превалируют над всеми остальными. Многие, несогласные с таким положением вещей, переселились на соседнюю планету Анаррес. Они были идеалистами и стремились создать общество справедливости и всеобщего благоденствия. Но через несколько столетий после разделения, Анаррес пришел к застою, экономическим проблемам, падению инициативы и творческого потенциала.
Ученый – физик Шевек живет и работает на Анарресе и здесь, в условиях удушливой атмосферы всеобщего контроля, дела у него не клеятся. При всем, при том, физик на пороге грандиозного открытия, могущего изменить судьбу жителей обоих миров. Правда и переезд на Уррас не избавил Шевека от проблем использования результатов его труда. Здесь думают о своей выгоде, со всеми вытекающими последствиями. Шевек решается на нестандартный ход.
Можно ли сказать, что на ле Гуин влияла обстановка ее времени: противостояние между Востоком и Западом, антагонизм двух ведущих мировых общественных систем и т.п? Да, это видно невооруженным глазом. Хотя полностью соотнести Анаррес и Уррас с Америкой и Советским Союзом нельзя. Все же, Урсула ле Гуин – талантливая писательница, могущая, при всех допущениях и аналогиях, творить оригинальные миры.
Лауреатом «Неьбюлы» за 1975 г. становится книга Джо Холдемана «Бесконечная война». И вновь речь идет о фантастике, собравшей все мыслимые профильные премии. Роман Холдемана был удостоен «Хьюго», «Локуса» и т.д.
Космической экспансии человечества по Джо Холдеману способствовало открытие точек космоса, работающих как тоннель для мгновенного перемещения сквозь пространство. Червоточины космоса или кротовые норы получили здесь название коллапсаров. Соответственно, сам способ перемещения от одного коллапсара к другому обозначался коллапсарным прыжком. Правда, коллапасары ведь не обязаны располагаться рядом с искомой точкой назначения. Поэтому, от колласпара до нужной планеты приходилось передвигаться со скоростью, почти сравнимой со скоростью света. В таком случае имел место релятивистский эффект, когда время на объекте, летящем с большой скоростью течет медленнее, чем в обычном пространстве.
Такие условия космических путешествий имели решающее значение для главных персонажей книги. Им пришлось геройствовать в условиях межзвездного конфликта человечества и расы тельциан. Именно замедление времени привело к тому, что столкновение длилось многие десятки и сотни лет.
В каком-то роде, данный роман можно считать оппонированием «Звездному десанту» Роберта Хайнлайна. Бодрые хайнлайновские нотки заменяются здесь мрачностью и безысходностью. Научно-фантастическая составляющая романа напоминает также допущение повести Пола Андерсона «Гетто», где релятивистский эффект привел к появлению обособленного народа космонавтов – путешественников между мирами.
Такую фантастику писали в середине семидесятых. Это время называют не сильно продуктивным для научной фантастики, неким промежутком между Новой Волной и киберпанком, появившимся в начале восьмидесятых. По представленным примерам и не скажешь: в обзоре речь шла о мощнейшей научной фантастике.
На сегодня все. Читайте фантастику.
Ссылки о новых публикациях Интересной фантастики дублируются в ее тг-канале https://t.me/infantastika