Впервые об этих "кукушках" я услышал еще младшим школьником, в середине 60-х годов прошлого века.
Согласно расхожему мнению той поры, «кукушки» - это «белофинны» (противные РККА солдаты финской армии), которые, забравшись в резиновые люльки- капсулы (а, то – и без них), густо сидели на высоких заснеженных елках и, невозможные вследствие тщательной маскировки к обнаружению, совершенно безнаказанно палили оттуда по нашим красноармейцам из снайперских винтовок и автоматов "Суоми", наводя ужас.
Однако, давайте попытаемся разобраться: в действительности ли существовали эти пресловутые «кукушки», а если «да» - кто такие в реальности & что они из себя представляли.
Начнем, пожалуй, с документов.
Советский генерал Мерецков К.А. (впоследствии - Маршал Советского Союза) в 1939г. командовал Ленинградским военным округом, а с начала финской кампании – 7-й армией РККА, наступавшей на Карельском перешейке против главных укреплений противника - линии Маннергейма.
В его мемуарах (Мерецков К.А. На службе народу. М.: Политиздат, 1968) читаем: «… войска смело пошли вперед, преодолевая сугробы и снежные заносы при 45-градусном морозе, ледяном, обжигающем ветре и непрерывно борясь с «кукушками» - засевшими в нашем тылу на высоких деревьях финскими снайперами».
С другой стороны, противник Мерецкова - командующий финской армией Маннергейм (Маннергейм К.Г. Мемуары, ч.2, Зимняя война. М.: Вагриус, 1999) на этот счет говорит следующее: «… лес — союзник финского воина - порождал у русских чувство ужаса. Там свирепствовала «белая смерть», одетая в белый маскхалат финская «кукушка».
В 1989г. мне самому удалось побеседовать с ветераном (его звали Генрих Самойлович, - фамилию, к сожалению, не помню, - житель города Темрюка Краснодарского края), участником войны с "белофиннами". Я задал ему вопрос: «Действительно ли у финнов были те самые «кукушки», которые сидели на деревьях в оборудованных укрытиях и вели оттуда огонь?» - Он без раздумий ответил: «Да-да! – были, были…» - но при этом сделал руками какой-то абстрактный жест, и тут же замолчал, словно не знал, что еще добавить.
Таким образом, вывод очевиден: «кукушки» в финской армии того периода - это реальность (подтвердил и сам Маннергейм).
Нам лишь остается выяснить: кем же они были в действительности.
И здесь мы упираемся в противоречие.
В советской среде ужилось мнение, что финские «кукушки» - это подобие специализированных подразделений, массовое явление в армии «белофиннов». Их характерная особенность: ведение огня, - в т.ч. снайперского, - с деревьев (зачастую – сидя в резиновых люльках/капсулах); при этом из-за тщательной и умелой маскировки их практически невозможно было обнаружить.
Однако, сами финны встречают такую версию «кукушек» добродушной улыбкой. То есть – они её не подтверждают.
Так, например, по словам известного финского историка О.Маннинена, в Финляндии «рассказы о “кукушках” [в советской интерпретации] вызывали удивление… никто не встречал таких ветеранов, которые вспоминали бы о том, как они лазили по деревьям… в лесу звук выстрела из винтовки может вызвать странную иллюзию, что стреляют у тебя за спиной. И если стрелка не видели, естественно было предположить, что стреляют с дерева… не исключено, что в определённых случаях финны устанавливали пулемётные точки на дереве, равно как и на чердаке какого-либо дома. У финских пограничников, по крайней мере, были такие наблюдательные пункты на финляндско-советской границе… Таким образом, у русских, вероятно, создалось впечатление, что финны подстерегают их на деревьях повсюду».
Попутно заметим, что в ходе той войны деревья использовали не только финны, но и бойцы РККА (разведка, корректировка огня, единичные случаи стрельбы на поражение с дерева), - что вполне объяснимо. Более того, такая практика уходит своими корнями в глубь столетий, и весьма богата географически (вспомним, например, фильмы «про индейцев», бравых мушкетеров или белорусских партизан).
Теперь оценим имеющуюся у нас информацию.
Даже с практической точки зрения вышеуказанный подход (советский вариант), считаю, не выдерживает никакой критики.
Прежде всего, такой «кукушке» надо было бы: тепло одетым залезть (причем – не оставляя следов) с оружием и большим запасом патронов («по-хорошему» - еще и с лыжами, иначе без них, когда спустишься, далеко не уйдешь) "высоко" на дерево (!!!); поднять туда, на елку, продовольствие, - но без воды, индо она в любом сосуде при том морозе через 5 минут превратилась бы в кусок льда (и как ты ее извлечешь?). А без воды, как известно, хуже чем без еды. Потом - слезать оттуда со всем этим скарбом…
И сколько времени ты просидишь неподвижно на дереве? да еще и в 45-градусный мороз?.. – случаи массового обморожения солдат зафиксированы с обеих сторон. А Маннергейм в своих мемуарах даже высказал мнение, что та зима выдалась самой холодной за последние 100 лет (лютый мороз подтверждает и Мерецков – см. его цитату выше).
Эффективность же этих титанических усилий весьма сомнительна, - например, из-за существенной ограниченности обзора бойца в густых ветвях елок, вынужденного находиться при этом в статичном положении, - в то время как динамика боя меняет обстановку порой мгновенно.
Да, и обнаружить такого сидящего на ветке стрелка – в действительности довольно просто (например, - по летящим с дерева стреляным гильзам), - и куда ты потом денешься?..
Наконец, все люди (финны – вероятно, не исключение) периодически справляют (некоторые - довольно часто), - пардон, - естественные надобности… И как бы все это выглядело?.. оттуда, с елок?.. Кто-нибудь может изловчиться?.. И способствовало бы это той легендарной маскировке, когда якобы «не поймешь, откуда стреляют»?..
Поэтому, именно такая версия «кукушек», считаю, есть порождение солдатского фольклора, богатого на всякие шутки/прибаутки, байки и досужие домыслы.
Что же касается Маннергейма, - как мы видели, - с его слов, прозвище «кукушки» имели всего лишь одетые в белые маскхалаты финские солдаты (снайперы и автоматчики) мобильных лыжных подразделений, которые в зимнем лесу чувствовали себя как рыба в воде.
Не будем также забывать, что "зимняя война" на первом ее этапе пошла совсем не так, как думали советские полководцы. Части РККА продвигались медленно, несли огромные потери в живой силе, вооружении и технике.
А в таких случаях заинтересованные лица всегда пытаются искать оправдания в неких сверхъестественных обстоятельствах, не оставляющих никакого шанса. И для такой роли как нельзя лучше подходила легенда о непостижимом с точки зрения «теории военного дела» явлении - забравшихся с оружием в руках на зимние деревья неуловимых «кукушках».
Это косвенно подтверждается высказыванием наркома обороны СССР маршала К.Е. Ворошилова на мартовском 1940г. Пленуме ЦК ВКП(б) в его докладе об итогах войны с Финляндией: «красноармейские газеты соединений и частей слишком много и преувеличенно писали о финских «кукушках» и их действиях».
Думаю, легко объяснимо и то, почему к ним приклеилось такое прозвище ("кукушки"):
- общеизвестно, большую часть года птица кукушка ведет очень скрытный, молчаливый образ жизни, - поэтому даже сведения о местах ее зимовок очень противоречивы;
- кукушка имеет внешнее сходство с мелким ястребом, - что было отмечено еще античными авторами; Аристотель в «Истории животных» ссылался на поверье, что кукушка способна к перевоплощению;
- еще одно известное поверье заключается в том, что кукушка своим отрывистым кукованием отсчитывает оставшиеся годы жизни тому, кто обратится к ней с такой просьбой (причем, её слышно, - но не видно).
Вот, поэтому, совокупность этих факторов, вероятно, послужила тому, что мобильные финские солдаты – лыжники (эдакие «лесные бродяги»), жестко не «привязанные» к какой-либо базе (не имеющие постоянного «гнезда», - как это было в частях РККА), одетые в белые маскхалаты, прекрасно умевшие маскироваться, в совершенстве владеющие методами партизанской войны, метко стреляющие («отсчитывающие годы жизни»), - и получили прозвище: «кукушки».
Следовательно, наш окончательный вывод таков: «кукушки» - это действовавшие в лесу [на земле!] & одетые в белые маскхалаты финские солдаты - лыжники времен «зимней войны» (12.1939 - 03.1940).
А то, что «кукушки» - есть финские солдаты, массово специализировавшиеся на ведении огня, сидя при этом в кронах деревьев (в т.ч. в оборудованных укрытиях), - миф, явное преувеличение с элементом карикатурности.
Чем же все кончилось - мы хорошо знаем.
Источники: 1) История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 (в шести томах) / редколл. П. Н. Поспелов и др. том 1. М. Воениздат. 1960. 2) Мерецков К.А. На службе народу. М. Политиздат, 1968. 3) Маннергейм К.Г. Мемуары. ч.2. Зимняя война. 4) Другие публичные источники.
(текст статьи мой, без заимствований)