Сопротивление власти в Улусе Джучи часто каралось смертной казнью. Такой порядок пришел в законодательство Орды из Монгольской империи и остался неизменным и после принятия ислама как осударственной религии...
Балтычак - главный эмир из племени мангыт, служил правителю Синей Орды (восточной части Золотой Орды) Урус-хану и его детям. Отец Едигея.
О Балтычаке мы узнаем из трудов персидских хронистов Муин-ад-дина Натанзи и Абд-ар-раззака Самарканди. Балтычак был эмиром из племени мангыт. Он состоял на службе у Урус-хана и хана Тимур-Мелик-оглана (Тимур-бека). При дворе Урус-хана он долгое время играл второстепенные роли. При Тимур-Мелике Балтычак получил титул беклярбека Синей Орды. Причиной этому послужило то обстоятельство, что Тимур-Мелик страдал алкоголизмом, и другие эмиры, недовольные положением дел в улусе, во главе с Казанчи (Казан-бахадуром), который был беклярбеком при Урус-хане, перешли на службу к Тохтамышу.
Балтычак остался верен законному хану и тем заслужил столь высокий пост. Его старший сын Иса также состоял на службе ханов Синей Орды. Младший сын Балтычака Едигей (Идику) около 1376 г. бежал от Урус-хана ко двору Тамерлана.
Весной 1384 г. Тамерлан отправил «Гияс-ад-дина, тархана, Туман-Тимура, узбека, Бахты-ходжу и Вики в Сыгнак, Сауран и Отрар, чтобы они по обычному праву посадили Токтамыша на царский трон». Тимур-Мелик находился на зимовье в Карагале. Здесь произошло сражение, в результате которого Тимур-Мелик был побежден. Он бежал к своему племяннику Мухаммед-оглану, которому когда-то передал под управление туманы левого крыла (сол кол), так называемую Ак-Орду. С его помощью он хотел изгнать Тохтамыша.
На курултае Мухаммед-оглан попытался отговорить хана от этого действия, в результате чего Тимур-Мелик убил его прямо на совещании, обвинив в сговоре с Тохтамышем. После этого он выступил в поход. «При первой же атаке Тимур-Мелик был взят в плен и казнен».
Балтычак в этом сражении попал в плен. Его заковали и привели к Тохтамышу. «О нем сообщили, что это удалец (бахадур) верный [своему государю]». Ему было предложено перейти на службу к Тохтамышу и стать правителем в царстве Тимур-бек-оглана, на что Балтычак дал следующий ответ:
«Если бы руки мои не были связаны, я ответил бы тебе. Пусть ослепнет тот глаз, который может видеть тебя на месте своего государя. Если в твоих руках власть, то прикажи, чтобы меня также казнили, чтобы голову государя положили на мою голову и тело его на мое тело, дабы, если я не умер ранее его, то уж раньше его был бы предан праху».
Тохтамыш распорядился, чтобы его казнили.
Сын Тимур-бека Тимур-Кутлуг и сыновья Балтычака Идегей и Иса после казни родителей несли службу при дворе Тохтамыша. Идегей женился на его дочери, а после его бегства в Литву стал беклярбеком и фактическим правителем Орды. Тимур-Кутлуг же сел на престоле своего отца.
Казни князей
Аналогичным образом был казнен русский князь Василько Константинович Ростовский. Ему предложили сделать такой же выбор, как и Балтычаку — перейти на службу к хану и титул великого князя или смерть. Как известно из Лаврентьевской летописи, в 1237 г. «на зиму пришли с восточной стороны лесом на Рязанскую землю безбожные татары и начали воевать Рязанскую землю, пленили все до Пронска». После разорения Рязани они взяли Коломну, а затем Москву. Великий князь Юрий Всеволодович покинул Владимир «и стал на Сити станом». Здесь он начал собирать силы для сопротивления завоевателям. В коалицию вошли вместе с Юрием его племянники Василько, Всеволод и Владимир, а также братья князя Ярослав и Святослав.
Татары тем временем взяли Суздаль, а потом Владимир. Разделившись на несколько отрядов, «одни пошли к Ростову, другие к Ярославлю, а кто-то на Волгу на Городец» . Взяв все города Суздальского княжества, татары пошли на Сить против Юрия, «и сошлись те и другие, и была жестокая битва, и побежали наши перед иноплеменниками.
И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли руками безбожные и повели в станы свои». Ему предложили перейти под власть хана и продолжить воевать на стороне татар. Но он никак не покорился их беззаконию и много ругал их говоря: “О, глухое царство оскверненное! Никак меня не отведете от христианской веры, хотя я и в очень великой беде нахожусь”. И четырежды помолившись о спасении души, князь «тут же без милости был убит».
Здесь, как видно, воспет христианский подвиг мученичества за веру. Но, как известно, Монгольская империя была многоконфессиональным государством, в котором, даже среди Чингизидов, были представители разных вероисповеданий, в том числе и христианства (правда, несторианского обряда), и за веру никто не подвергался преследованию.
Что касается гибели великого князя Юрия Всеволодовича, то Новгородская первая летопись сообщает следующее: «Князь же, не успев ничего сделать, побежал. И был на реке Сити (настигли его, и он умер здесь). Только Бог знает, как он умер. Об этом же много говорят» . Лаврентьевская летопись по этому поводу указывает некоторые подробности: «Блаженный же епископ Кирилл взял князя мертвого, идя из Белоозера, и принес его в Ростов, и, пев над ним обычные песни с игуменами и с клирошанами, с попами, вложили его со многими слезами в гроб у святой Богородицы». Голову же князя принесли и вложили в гроб к телу уже во время похорон Василька Константиновича. Из этого следует, что князь был обезглавлен, а так как никто не знает, как он умер, то невозможно достоверно говорить о том, произошло ли это в бою или после гибели (голова отрубалась у трупа в качестве вещественного доказательства), или в результате казни.
В пользу того, что это была именно казнь, говорит аналогичное описание казни польского князя Генриха II Набожного, произошедшей во время битвы при Легнице в 1240 г. Войско, состоящее из поляков и крестоносцев, «показало спину в бегстве, а язычники, победив всех, преследовали самого князя и, схватив его на поле, убили». Генрих также был обезглавлен.
После битвы на Сити великокняжеский стол перешел к брату Юрия Ярославу, а сыновья Василька Константиновича Борис и Глеб сели на Ростовское и Белоозерское княжения. В 1257 г. Глеб женился на татарской княжне, в крещении Феодоре.
Казни бояр
В контексте христианского подвига мученичества за веру описывается в летописях и казнь боярина Федора, который сопровождал Михаила Всеволодовича Черниговского во время его поездки в Орду. Причины князя в Орду источники называют разные. Фактом остается то, что во время этого визита Михаил Всеволодович был убит.
В Новгородской первой летописи содержится подробное описание приведения приговора в исполнение: «Взяли Михаила, расстегнули его и, держа за руку, начали бить по сердцу, потом, низвергнув его на землю, били ногами. И долго это продолжалось. Потом поганый законопреступник Доман отрезал голову святому и великому князю Михаилу, отбросив ее прочь».
Федору тоже был предложен выбор — великое княжение своего князя и служение хану или смертная казнь.: «И тогда сказал Федору: "Ты поклонись богам нашим и тогда примешь княжение князя своего". Ответил же им Федор: "Княжения не хочу, богам вашим не поклонюсь. Хочу пострадать за Христа, как мой князь. Тогда страшно стали и Федора мучить, как прежде Михаила. После чего отрезали его честную голову»
Некоторые ученые подвергают сомнению, что великое княжение могло быть предложено не Рюриковичу, так как «уважение к династийной наследственности у монголов было очень велико». Однако, как было видно из примера с Балтычаком, такое предложение вполне могло иметь место.
А. А. Булатов для сборника "Куликово поле. История и археология"
Читайте также: