Найти в Дзене

Казни русских князей Батыем

Сопротивление власти в Улусе Джучи часто каралось смертной казнью. Такой порядок пришел в законодательство Орды из Монгольской империи и остался неизменным и после принятия ислама как осударственной религии... Балтычак - главный эмир из племени мангыт, служил правителю Синей Орды (восточной части Золотой Орды) Урус-хану и его детям. Отец Едигея. О Балтычаке мы узнаем из трудов персидских хронистов Муин-ад-дина Натанзи и Абд-ар-раззака Самарканди. Балтычак был эмиром из племени мангыт. Он состоял на службе у Урус-хана и хана Тимур-Мелик-оглана (Тимур-бека). При дворе Урус-хана он долгое время играл второстепенные роли. При Тимур-Мелике Балтычак получил титул беклярбека Синей Орды. Причиной этому послужило то обстоятельство, что Тимур-Мелик страдал алкоголизмом, и другие эмиры, недовольные положением дел в улусе, во главе с Казанчи (Казан-бахадуром), который был беклярбеком при Урус-хане, перешли на службу к Тохтамышу. Балтычак остался верен законному хану и тем заслужил столь высокий п
Оглавление

Сопротивление власти в Улусе Джучи часто каралось смертной казнью. Такой порядок пришел в законодательство Орды из Монгольской империи и остался неизменным и после принятия ислама как осударственной религии...

Балтычак - главный эмир из племени мангыт, служил правителю Синей Орды (восточной части Золотой Орды) Урус-хану и его детям. Отец Едигея.

О Балтычаке мы узнаем из трудов персидских хронистов Муин-ад-дина Натанзи и Абд-ар-раззака Самарканди. Балтычак был эмиром из племени мангыт. Он состоял на службе у Урус-хана и хана Тимур-Мелик-оглана (Тимур-бека). При дворе Урус-хана он долгое время играл второстепенные роли. При Тимур-Мелике Балтычак получил титул беклярбека Синей Орды. Причиной этому послужило то обстоятельство, что Тимур-Мелик страдал алкоголизмом, и другие эмиры, недовольные положением дел в улусе, во главе с Казанчи (Казан-бахадуром), который был беклярбеком при Урус-хане, перешли на службу к Тохтамышу.

Балтычак остался верен законному хану и тем заслужил столь высокий пост. Его старший сын Иса также состоял на службе ханов Синей Орды. Младший сын Балтычака Едигей (Идику) около 1376 г. бежал от Урус-хана ко двору Тамерлана.

Весной 1384 г. Тамерлан отправил «Гияс-ад-дина, тархана, Туман-Тимура, узбека, Бахты-ходжу и Вики в Сыгнак, Сауран и Отрар, чтобы они по обычному праву посадили Токтамыша на царский трон». Тимур-Мелик находился на зимовье в Карагале. Здесь произошло сражение, в результате которого Тимур-Мелик был побежден. Он бежал к своему племяннику Мухаммед-оглану, которому когда-то передал под управление туманы левого крыла (сол кол), так называемую Ак-Орду. С его помощью он хотел изгнать Тохтамыша.

Осада Москвы Едигеем. МИниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного
Осада Москвы Едигеем. МИниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного

На курултае Мухаммед-оглан попытался отговорить хана от этого действия, в результате чего Тимур-Мелик убил его прямо на совещании, обвинив в сговоре с Тохтамышем. После этого он выступил в поход. «При первой же атаке Тимур-Мелик был взят в плен и казнен».

Балтычак в этом сражении попал в плен. Его заковали и привели к Тохтамышу. «О нем сообщили, что это удалец (бахадур) верный [своему государю]». Ему было предложено перейти на службу к Тохтамышу и стать правителем в царстве Тимур-бек-оглана, на что Балтычак дал следующий ответ:

«Если бы руки мои не были связаны, я ответил бы тебе. Пусть ослепнет тот глаз, который может видеть тебя на месте своего государя. Если в твоих руках власть, то прикажи, чтобы меня также казнили, чтобы голову государя положили на мою голову и тело его на мое тело, дабы, если я не умер ранее его, то уж раньше его был бы предан праху».

Тохтамыш распорядился, чтобы его казнили.

Сын Тимур-бека Тимур-Кутлуг и сыновья Балтычака Идегей и Иса после казни родителей несли службу при дворе Тохтамыша. Идегей женился на его дочери, а после его бегства в Литву стал беклярбеком и фактическим правителем Орды. Тимур-Кутлуг же сел на престоле своего отца.

Казни князей

Аналогичным образом был казнен русский князь Василько Константинович Ростовский. Ему предложили сделать такой же выбор, как и Балтычаку — перейти на службу к хану и титул великого князя или смерть. Как известно из Лаврентьевской летописи, в 1237 г. «на зиму пришли с восточной стороны лесом на Рязанскую землю безбожные татары и начали воевать Рязанскую землю, пленили все до Пронска». После разорения Рязани они взяли Коломну, а затем Москву. Великий князь Юрий Всеволодович покинул Владимир «и стал на Сити станом». Здесь он начал собирать силы для сопротивления завоевателям. В коалицию вошли вместе с Юрием его племянники Василько, Всеволод и Владимир, а также братья князя Ярослав и Святослав.

Татары тем временем взяли Суздаль, а потом Владимир. Разделившись на несколько отрядов, «одни пошли к Ростову, другие к Ярославлю, а кто-то на Волгу на Городец» . Взяв все города Суздальского княжества, татары пошли на Сить против Юрия, «и сошлись те и другие, и была жестокая битва, и побежали наши перед иноплеменниками.

И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли руками безбожные и повели в станы свои». Ему предложили перейти под власть хана и продолжить воевать на стороне татар. Но он никак не покорился их беззаконию и много ругал их говоря: “О, глухое царство оскверненное! Никак меня не отведете от христианской веры, хотя я и в очень великой беде нахожусь”. И четырежды помолившись о спасении души, князь «тут же без милости был убит».

Битва на реке Сить, миниатюра из Жития Ефросинии Суздальской, XVI в.
Битва на реке Сить, миниатюра из Жития Ефросинии Суздальской, XVI в.

Здесь, как видно, воспет христианский подвиг мученичества за веру. Но, как известно, Монгольская империя была многоконфессиональным государством, в котором, даже среди Чингизидов, были представители разных вероисповеданий, в том числе и христианства (правда, несторианского обряда), и за веру никто не подвергался преследованию.

Что касается гибели великого князя Юрия Всеволодовича, то Новгородская первая летопись сообщает следующее: «Князь же, не успев ничего сделать, побежал. И был на реке Сити (настигли его, и он умер здесь). Только Бог знает, как он умер. Об этом же много говорят» . Лаврентьевская летопись по этому поводу указывает некоторые подробности: «Блаженный же епископ Кирилл взял князя мертвого, идя из Белоозера, и принес его в Ростов, и, пев над ним обычные песни с игуменами и с клирошанами, с попами, вложили его со многими слезами в гроб у святой Богородицы». Голову же князя принесли и вложили в гроб к телу уже во время похорон Василька Константиновича. Из этого следует, что князь был обезглавлен, а так как никто не знает, как он умер, то невозможно достоверно говорить о том, произошло ли это в бою или после гибели (голова отрубалась у трупа в качестве вещественного доказательства), или в результате казни.

Епископ Кирилл находит обезглавленное тело великого князя Юрия на поле сражения на реке Сить, В. Верещагин, 1896
Епископ Кирилл находит обезглавленное тело великого князя Юрия на поле сражения на реке Сить, В. Верещагин, 1896

В пользу того, что это была именно казнь, говорит аналогичное описание казни польского князя Генриха II Набожного, произошедшей во время битвы при Легнице в 1240 г. Войско, состоящее из поляков и крестоносцев, «показало спину в бегстве, а язычники, победив всех, преследовали самого князя и, схватив его на поле, убили». Генрих также был обезглавлен.

После битвы на Сити великокняжеский стол перешел к брату Юрия Ярославу, а сыновья Василька Константиновича Борис и Глеб сели на Ростовское и Белоозерское княжения. В 1257 г. Глеб женился на татарской княжне, в крещении Феодоре.

Казни бояр

В контексте христианского подвига мученичества за веру описывается в летописях и казнь боярина Федора, который сопровождал Михаила Всеволодовича Черниговского во время его поездки в Орду. Причины князя в Орду источники называют разные. Фактом остается то, что во время этого визита Михаил Всеволодович был убит.

Святой князь Михаил Черниговский кисти Васнецова
Святой князь Михаил Черниговский кисти Васнецова

В Новгородской первой летописи содержится подробное описание приведения приговора в исполнение: «Взяли Михаила, расстегнули его и, держа за руку, начали бить по сердцу, потом, низвергнув его на землю, били ногами. И долго это продолжалось. Потом поганый законопреступник Доман отрезал голову святому и великому князю Михаилу, отбросив ее прочь».

Федору тоже был предложен выбор — великое княжение своего князя и служение хану или смертная казнь.: «И тогда сказал Федору: "Ты поклонись богам нашим и тогда примешь княжение князя своего". Ответил же им Федор: "Княжения не хочу, богам вашим не поклонюсь. Хочу пострадать за Христа, как мой князь. Тогда страшно стали и Федора мучить, как прежде Михаила. После чего отрезали его честную голову»

Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя, В. Смирнов, 1883
Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя, В. Смирнов, 1883

Некоторые ученые подвергают сомнению, что великое княжение могло быть предложено не Рюриковичу, так как «уважение к династийной наследственности у монголов было очень велико». Однако, как было видно из примера с Балтычаком, такое предложение вполне могло иметь место.

А. А. Булатов для сборника "Куликово поле. История и археология"

Читайте также: